В непростые дни российский бизнес объявил о новом проекте внедрения электромобиля. В той сфере, для которой он особенно пригоден – развозка товаров по городу. Мало того, проект оказался устойчив к западным санкциям, по крайней мере так утверждают его «отцы».
Машина под названием EVM PRO создана на базе современной «полуторки» «УАЗ-Профи». Вроде бы ничего особенного. Электрофургончики начали развозить товары еще в конце XIX века. Однако с тех пор дело сильно «застопорилось», и масса времени ушла на то, чтобы те ранние проекты «довести до ума».
Руководитель проекта, петербургский предприниматель Илья Рашкин, назвавший свою компанию «Электромобили мануфэкчуринг рус», и главный конструктор Игорь Гирдин, представляя свое детище в московском «Технополисе» в Текстильщиках, для начала напомнили о вековых препятствиях к развитию электромобиля. Несовершенство аккумуляторов – слишком малый пробег на одном заряде. Довольно высокая стоимость таких машин. И недостаток зарядной инфраструктуры, особенно у нас в стране.
Что из этих проблем удалось решить? Пробег нового грузовичка доведен до 300 км – уже, что называется, «есть о чем говорить». По мысли создателей, автомобиль будет выполнять около 25 поездок в день, общей протяженностью порядка 250 км. Особое преимущество электрофургончика в том, что он имеет право заезжать в центр Москвы, будучи отнесен по классификации все-таки к легковым машинам. И не загрязняет воздух, что весьма важно для мегаполиса.
Смотрится новая модель вполне выигрышно. Синхронный электродвигатель «с интегрированной системой постоянных магнитов» развивает номинальную мощность в 80 КВт, «а на пике и до 200», при этом весит всего 50 кг, и под уазовским капотом ему явно просторно. Аккумуляторная батарея под кузовом тоже вполне компактная. Поскольку на морозе емкость аккумуляторов уменьшается, конструкторы снабдили машину горелкой на дизельном топливе (но расход его будет ничтожен), которая станет подогревать батарею, а за температурой будет следить бортовой компьютер. Производство планируется развернуть в нынешнем году в Текстильщиках, где в трех новых цехах станет выпускаться по тысяче машин в год.
Правительство РФ пообещало каждому покупателю, приобретающему машину в кредит или лизинг, дотацию до 950 тыс. руб. Постановлением №?649 это благодеяние устанавливается на срок до конца 2023 года – и, как пояснил Рашкин, «ежегодно продлевается». В Москве число зарядных станций планируется в ближайшее время довести до 800, и как минимум до конца 2023 года сделать зарядку на них бесплатной.
«Доставили ли нам санкции трудности? Нет, не доставили, – заметил Илья Рашкин. – Мы запланировали наш проект изначально с концепцией полного цикла производства. Шасси мы закупаем полностью российские у УАЗа. Производим самостоятельно и электродвигатели, всю силовую, бортовую и микроэлектронику и вспомогательные системы. Под это мы планировали построить – и сейчас строим завод в Москве, чтобы все участки производства реализовать».
«У нас были в январе–феврале запланированы некоторые закупки оборудования с Запада, – рассказал далее гендиректор. – Два или три станка. Мы не успели их оплатить –заказали то же самое в Китае, не худшего качества, но дешевле. У нас в производстве используются китайские литиевые ячейки, заключено два контракта с их крупнейшими производителями в КНР на три-четыре года. Никаких ограничений у нас нет: в нашем банке открыт счет в юанях, которые мы и выплачиваем поставщику. Никаких политических ограничений на поставки аккумуляторов нет».
Как напомнил Рашкин, еще в пандемию в мире начался полупроводниковый кризис и проблемы с поставками микроэлектронных компонентов. «И мы уже тогда поняли, что очень важно использовать доступные компоненты, – рассказал предприниматель. – И поскольку мы являемся разработчиками и производителями этих компонентов, можем на лету менять их состав. Если сегодня недоступен один контроллер – наши схемотехники меняют нам «распиновку», заказывают новые печатные платы, и мы в течение двух-трех недель уже производим новую ревизию к другим контролерам. У нас уже есть резерв компонентов более чем на тысячу машин до конца 2023 года. Что касается шасси, то проблем нет – была пара позиций иностранного производства, но они уже заменены отечественными аналогами».
Оказалось, что непростая ситуация еще и подыграла энтузиастам. «Мы планируем увеличить выпуск, потому что конкурентная среда стала намного благоприятней, – подчеркнул Илья Рашкин. – Рынок нашего класса составляет около 40 тысяч автомобилей в год – это класс, который в нашей стране состоит из «Газелей» и Ford Transit, примерно пополам. Вторые в Россию больше не поставляются, по крайней мере напрямую, и их цена возросла – как минимум на 50%. А наш электромобиль дает экономический эффект: да, его цена возросла с 3,5 до 4,5 млн руб. Но экономическая эффективность не просто сохранилась, а возросла. «Стоимость владения» нашим электромобилем – 8–9 рублей за 1 км пробега, а у «Газели» – 14-15. У иностранных – 20 рублей и более. Так что среда благоприятная».
И, наконец, новые технологии успешно продвигаются в другие отрасли. «Такие электродвигатели нужны не только для автомобилей, но и для станков, приводной техники, – напомнил Рашкин. – А аналогов у них в России сейчас нет. Алюминий и электротехническая сталь у нас российские. Внедряем автоматизацию на всех этапах производства. Мы можем производить до 10 тысяч двигателей в год – а нам нужна только тысяча».