По итогам основного подсчета бюллетеней на втором туре выборов Эммануэль Макрон получил 58,55% голосов избирателей, а кандидат от «Национального объединения» Марин Ле Пен – 41,45% голосов. Официальные итоги голосования будут объявлены 27 апреля, однако Ле Пен уже за несколько часов до обработки 100% избирательных бюллетеней позвонила Макрону и признала свое поражение. Однако во время выступления перед сторонниками в павильоне Эрменонвиль она, назвав результаты выборов своей «громкой победой», отметила, что борьба не ограничивается одними лишь президентскими выборами – в июне пройдут выборы в Национальное собрание, нижнюю палату французского парламента. И особо подчеркнула, что в этих итогах видно стремление французов иметь сильную оппозицию действующему президенту. Ну да, пронатовский курс – без перемен, но есть «могучая оппозиция» для блезира. Старый шансон!
Эммануэль Макрон тоже сразу выступил на Марсовом поле перед своими сторонниками и заявил, что «больше не является кандидатом от одного лагеря, а президентом для всех и каждого». Напомним, что ранее Макрон в случае своей победы не исключал возможности новых телефонных переговоров с президентом России, обещав, «как и прежде», общаться с ним требовательно и жестко. Так что в числе плодов победы – «право на звонок другу», как говорится в одной лицензионной телепрограмме.
И как никогда на этих выборах проявляется третий кандидат. Кандидат против всех. Ни за того, ни за другого. Вот судя даже по информационным стендам на одном из избирательных участков в Париже: на Макроне написали «это – конец», остановите его, а на Ле Пен уже и вовсе «лица нет».
По данным опросов, главной заботой французов стал резкий рост цен на энергоносители, потянувший за собой и уровень инфляции. Поэтому социальная политика стала одной из главных тем этих выборов. Марин Ле Пен выстроила свою предвыборную кампанию вокруг решения проблем “обычных людей из маленьких городов”. С 2017 года ей удалось сменить имидж на менее резкого политика. Отказавшись от идеи “фрекзита”, она смягчила свою позицию в отношении членства Франции в ЕС, призывая теперь к реформе ЕС и восстановлению хотя бы частичного суверенитета для европейских стран. Курс Макрона на более глубокую евроинтеграцию, по ее мнению, призван “заменить французский суверенитет европейским”.
Вероятно, недовольство политикой французского правительства стало одной из причин более низкого в сравнении с 2017 годом результата Макрона. Для левых избирателей, которые разочарованы его правлением последние пять лет, действующий президент сохраняет облик “лидера элиты”, "президента для богатых". Результаты голосования говорят в пользу того, что многие из них не пришли на выборы, либо голосовали против всех, оставив незаполненный бюллетень.
Явка составила 63,23 процента, что является одним из самых низких показателей за всю историю президентских выборов во Франции. Явка во втором туре 2017 года составила 74,56 процента.
В отличие от левых, сторонники действующего президента приняли участие в голосовании. Во многом этому способствовала интрига, созданная социологами. Опросы предполагали незначительный разрыв между кандидатами. Такие прогнозы должны были побудить сторонников президента Франции прийти на избирательные участки. Если бы речь шла о серьезном отрыве Макрона от Ле Пен, многие избиратели могли бы остаться дома, решив, что исход выборов предопределен.
Возможности продолжения курса Макрона в значительной степени зависят от того, смогут ли его сторонники сохранить парламентское большинство.
Главный оппонент вчерашнего победителя в прошедшей кампании Марин Ле Пен традиционно плохо выступает на парламентских выборах. Как и в ходе президентской гонки, на выборах в Национальное собрание против партии Ле Пен выступает большая часть политических сил. У Республиканской партии сейчас нет сильного лидера, который мог бы привести их к успеху на парламентских выборах. Об этом свидетельствует низкий результат кандидата в президенты Валери Пекресс. В этих условиях наиболее вероятный лидер, который мог бы объединить значительную часть левых, – это Жан-Люк Меланшон. На выборах в июне Макрон может лишиться большинства в Национальном собрании, после чего ему придется создавать коалицию. Это существенно ограничит его самостоятельность, уж таков характер конституции “Пятой республики”. У Меланшона при этом есть шанс попасть в правящую коалицию, либо возглавить парламентскую оппозицию правительству Макрона.
***
В Париже и в крупных городах в ночь после выборов объявлено едва ли не чрезвычайное положение. Французы снова надевают на себя желтые жилеты. И при любом раскладе они и дальше будут требовать только одного – отставки Макрона.
В Париже демонстрации протеста против победы Макрона переросли в беспорядки: в ходе стычек на площади Шатле полиции пришлось применить слезоточивый газ, а в районе Пон-Нёф – открыть стрельбу по автомобилю за отказ подчиниться требованию. В результате два человека погибли, еще один пассажир находится в больнице. Митинги также прошли в коммуне Ренн, где протестующие подожгли импровизированную баррикаду из деревянной мебели и мусорных баков, а затем вступили в противостояние с правоохранителями. Протестный марш состоялся и в Тулузе – демонстранты вышли на улицу с транспарантом, на котором написано «Ни Макрон, ни Ле Пен – революция!». Участники акции заявили, что «не подчинятся» и призвали всех «вставать на борьбу против результатов выборов».