Наш, народный!

Да, по профессии Юрий Владимирович актер, да еще какой! Но поэт в России больше, чем поэт и актер, по крайней мере, настоящий, без сомнения, тоже больше, чем актер, – и Юрий Назаров этому нагляднейшее подтверждение. Он прожил свои роли вместе с нами, и его герои живут среди нас. Он воплотил свое и наше время. Я не профессиональный кинокритик, а зритель и, честно говоря, не припомню ни одной работы, где бы Юрий Назаров был неестественен, был бы не к месту или переигрывал.

С трудом верится, но 5 мая 2022 года Юрию Владимировичу Назарову исполняется 85 лет! В адрес Юрия Владимировича сколько хвалебных слов ни говори, все будет мало. Но мне кажется, что слова «любимый» и «народный» будут главными и ключевыми. Эффект узнаваемости у актера Назарова стопроцентный и коэффициент симпатии (извините за мой придуманный термин) тоже приблизительно такой же. Я имею в виду, что у нас есть, вернее, увы, в большинстве своем, было несколько актеров, которые пользовались безусловной симпатией у всех. Наверное, есть исключения, но мне за мою жизнь пока не встретились люди, причем из всех возрастных и социальных групп, которые не знали бы, кто такой актер Юрий Назаров, и кому бы он не нравился.

Юрий Владимирович, между прочим, сыграл аж в 311 фильмах и сериалах, хотя на данное время, может, уже и чуть больше, начав в 1957 году с роли рабочего в фильме «Рассказы о Ленине». Его работоспособность удивительна. Я имею честь быть знакомым с Юрием Владимировичем довольно давно, и меня всегда поражало его умение цитировать по памяти огромные стихи и тексты, да с такой энергетикой и страстью, которую редко найдешь у молодых актеров. Что интересно, почти все герои Назарова были люди положительные. Лично я вообще не могу вспомнить ни одного его отрицательного персонажа. Он часто играл военных, комиссаров, милиционеров, в общем людей жестких профессий, и мне всегда очень импонировало его сочетание внешней мягкости и доброты и внутренней жесткости, принципиальности и несгибаемости.  

Юрий Владимирович такой и в жизни. Увы, после начала «перестройки» нам пришлось разочароваться во многих наших кумирах, которые тоже были всенародно любимы, сыграли выдающиеся роли, а оказывается, держали «фигу в кармане» или просто не устояли перед потоком материальных благ, которые щедро обрушивались не тех, кто принял капиталистические «реформы». Была еще и другая категория актеров, среди которых тоже было немало любимых, не сумевших вписаться по разным причинам в новые порядки, не готовых играть в тех, извините за выражение, фильмах, которые им предлагали после высочайшего уровня советского кинематографа. Эти актеры умерли в нищете и забвении.

Юрий Назаров оказался, как и его герои, внешне человеком мягким, добрым, приятным во всех отношениях, но внутри жестким, принципиальным и с четкими политическими взглядами и идеалами, которым не изменил несмотря ни на что. Он никогда не скрывал, что симпатизирует коммунистам, всегда их поддерживал и поддерживает. Не каждый, далеко не каждый мог просто физически выжить с такой принципиальностью. В 90-х и у Назарова были трудные времена, когда либо роли не предлагали, либо предлагали такое, что человек с чувством собственного достоинства не мог себе позволить. Ему даже предлагали работать гардеробщиком в театре, на что он ответил, что образования соответствующего не имеет и опасается не справиться. К счастью, позже Назаров снова стал востребован и, что я вижу, как зритель, востребован до сих пор. И это правильно, потому что Юрий Владимирович способен украсить собой любой фильм. Юрию Владимировичу удалось почти невозможное – стать «звездой» в советской время и остаться ей и сейчас, причем ни на миллиметр не отступая от своих принципов.

И тут я позволю себе один не очень приятный пример. В 1988 году режиссер Василий Пичул снял, на мой взгляд, отвратительный, мерзопакостный фильм «Маленькая Вера», который тогда называли «гимном перестройки» и прочими хвалебными словами. Фильм широко показывали, рекламировали и освещали в прессе, с такой же интенсивностью, с которой накачивали «perestroyka-рокеров», или так называемый «русский рок», который был и не русский, да и не рок, справедливости ради. «Маленькая Вера» открыла тогда ворота потоку чернухи на экран, которую на нас выливали под видом «правды», в каком-то смысле став фильмом эпохальным и подведя черту под великим советским кинематографом.

Так или иначе, фильм тогда посмотрели практически все, и его герои были невероятно востребованы. Если кто забыл или не знает, героиня фильма Вера, которую играет Наталья Негода, не хочет скучно учиться и работать, а хочет любить, гулять, пить, заниматься непотребством (в фильме первый раз на широком экране как раз это и было показано – не любовь, а именно непотребство), а в идеале, как я понимаю, не умываться и не чистить зубы, в общем, вести себя в полной противоположности со «скучными и правильными» советскими ценностями. Ей душно в той атмосфере. Она находит себе парня (его играл тогда еще совсем молодой актер Андрей Соколов), такую же личность с самомнением совершенно не по мозгам, которых тоже задыхается в «тяжкой» атмосфере СССР. Причем подразумевается, что задыхаются они в самом прямо смысле. В фильме режиссер «обличительно», как ему казалось, показал советскую провинцию, где на заднем плане постоянно дымят трубы какого-то завода, на котором скучные люди скучно работают, вместо того, чтобы непонятно на какие шиши пить, гулять и заниматься непотребством. Мама Веры в сердцах бросает ей фразу, которая, видимо, по мнению режиссера, была жутко обличительной, а теперь показывает, что мы жили в раю: «Да мы тебя родили только для того, чтобы квартиру без очереди получить!» Разумеется, бесплатно. Для современной молодежи эту фразу надо переводить и объяснять. Ведь сейчас рожай, не рожай – это твои проблемы. Получи ипотеку под 15% годовых и работай на нее всю оставшуюся жизнь, включая возраст дожития.

Полную противоположность Вериному хахалю Сергею, ее отца, играет как раз Юрий Назаров. Опять же, не знаю, что имел в виду режиссер Пичул, но герой Юрия Назарова был как раз тем рабочим человеком, на котором что тогда, что, как выясняется, и сейчас держался, держится и будет держаться мир. Конфликт между «старым» миром заводов и «новым» миром, задыхающимся от этих заводов и вообще от советской провинции, как раз показан на примере героев Назарова и Соколова, а завершается он настоящей поножовщиной, потому что вольно или невольно, но Пичул понял, что в одном мире им нет места.

Я уделил такое большое внимание этому фильму и этой роли, потому что все в нашем мире взаимосвязано. Как я уже сказал, Юрий Владимирович остался верен своей стране, своим идеалам и оказался не просто прав, а вопиюще прав. Хоть снимай сейчас к этой «перестроечной» Вере продолжение. История иногда склонна к жестокой иронии. Ведь советский «провинциальный город», показанный в фильме «Маленькая Вера», – это Мариуполь, а тот самый дымящий завод, от которого так хотелось избавиться молодым героям фильма, – «Азовсталь». 

г. Электросталь, Московская обл.

Другие материалы номера