Требует точности и осторожности

Законопроект назван депутатским, придуман якобы депутатами, но мало кто сомневается, что его корни ведут на более высокие этажи власти.

«Совершенствуется регуляторика института иностранных агентов, – сообщил Госдуме, считающийся одним из авторов документа элдэпээровец Андрей Луговой. – …Иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, или физическое лицо независимо от его гражданства или отсутствия такового, если… лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием, осуществляют политическую деятельность либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности РФ…» Иноагентам грозят всевозможные ограничения и притеснения, касающиеся занимаемых должностей, видов трудовой деятельности.

Большинство выступавших депутатов выразили сомнения в качестве законопроекта, в его размытых формулировках, но никто не посмел высказаться против его принятия. Принципиальную оценку законопроекту дал депутат фракции КПРФ, заслуженный юрист России Юрий Петрович Синельщиков.

Ю.П. Синельщиков, депутат Госдумы (КПРФ):

– Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Он направлен на повышение эффективности регулирования института иностранных агентов с учетом текущих вызовов безопасности и суверенитету Российской Федерации, говорят авторы.

Уважаемые коллеги, для того чтобы все было ясно, я напоминаю, что фракция полагала и полагает, что статус так называемого иностранного агента в РФ, по нашему мнению, необходим. И понятие это появилось в нашем законодательстве в 2012 году, тогда фракция единодушно поддержала его введение.

Правоохранительные, контролирующие, иные органы накопили некоторую практику в этой сфере. Опыт говорит, что это законодательство нуждается в совершенствовании, некоторые потребности его улучшения авторы законопроекта попытались решить, в частности, как сказано в пояснительной записке, на смену разрозненных положений, закрепленных в различных законах, теперь придет один закон.

Это, конечно же, хорошо. Однако надо было бы побеспокоиться о том, чтобы этот закон не превратился в орудие «охоты на ведьм», в средство борьбы с конструктивной российской оппозицией. В этой связи фракция КПРФ обращает внимание на следующие наши замечания.

Первое. Ранее юристы и политики высказывали мнение о том, что статус иноагента юридическое и физическое лицо должно приобретать не по решению федерального органа исполнительной власти, как это установлено в действующем законодательстве, как предлагает законопроект, а по решению суда. При этом полагаем, что можно было бы согласиться на включение в соответствующий реестр по решению Минюста лишь в тех случаях, когда лица сами заявили о намерении действовать в качестве иностранного агента, но в случае, когда это лицо выявляется контролирующим органом, то только через суд. Нагрузка на суд в этом случае будет несущественной. На сегодня в реестре иностранных агентов значатся 250 лиц, это сформирован реестр за несколько лет.

Второе. В проекте фигурирует понятие «иностранная поддержка». Оно является весьма расплывчатым, по смыслу документа такой поддержкой будет являться в том числе и перечисление на счет юридического или физического лица денежной суммы, ну, скажем, в размере 10 рублей.

К тому же существующее в законодательстве понятие предоставления помощи в иных формах делает этот документ абсолютно неопределенным, дозволяя награждать званием иноагента вообще кого угодно.

Ранее в литературе предлагалось в этой связи установить в законе удельный вес иностранной помощи либо прописать критерии, такие как существенный, значительный размер, как это существует сейчас во многих наших кодексах и других законах.

Третье. В пункте «ж» части первой статьи 3 предлагается признать иностранным источником факт получения денежных средств от лица, уполномоченного иностранным гражданином. При этом иностранным агентом может стать лицо, действующее в качестве посредника при передаче денежных средств от лица, находящегося не только под прямым, но и косвенным контролем иностранного источника. Кроме того, под физическим лицом, аффилированным с иностранным агентом, предлагается понимать в том числе и то физическое лицо, которое ранее было членом, работником некоммерческой организации иностранного агента, ну, скажем, уборщицей. В этой ситуации никакие сроки давности, как мы понимаем, не действуют.

Четвертое. Под предлогом необходимости усиления контроля за функционированием иностранных агентов делается попытка учредить тотальный государственный контроль за деятельностью всех юридических лиц.

Статья 9 законопроекта предлагает наделить Министерство юстиции правом запрашивать у органов управления любых юридических лиц их распорядительные документы. Делаться это будет независимо от наличия информации о каких-либо правонарушениях, а просто потому, что так захотел контролирующий орган.

И последнее. Согласно законопроекту физическое лицо, включенное в реестр, не может замещать должности государственной и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, участвовать в избирательных кампаниях в любых формах. Таким образом, теперь нет необходимости организовывать спецоперации по выявлению у оппозиции зарубежных счетов, как это было с Грудининым, либо проводить громоздкую спецоперацию под названием «охота на лося», как было с Рашкиным.

Достаточно на счет такого политика перечислить незаметную для него денежную сумму, которую затем обнаружит Минюст, и политик уже не политик. Фракция законопроект не будет поддерживать.

(Аплодисменты.)

Другие материалы номера