В Донецке судят наемников

Это еще не трибунал, а судебный процесс в отношении иностранных наемников, – поясняют представители власти. – Но готовится и трибунал над пленными из подразделения «Азов», задержанными на заводе «Азовсталь». Причем трибунал будет международным, то есть с привлечением уполномоченных юристов не только обеих республик Донбасса.

Суд приступил к изучению свидетельских показаний по делу двух британцев и марокканца. Правда, без проблем не обошлось. «В судебном заседании ожидалось пять свидетелей, однако они не присутствовали. Как объяснил судья, трое из них «пребывают в следственном изоляторе в городе Таганроге», а причина неявки еще двух неизвестна.

На двухминутной видеозаписи, которую опубликовал телеканал «Звезда», видно, как судья поочередно обращается к каждому из подсудимых с вопросом: знакомы ли они с материалами дела и не возражают ли против начала рассмотрения. Об отсрочке не попросил никто, причем все трое заслушивали вопросы через переводчика, а отвечали по-русски. Кстати, каждый из подсудимых имеет адвоката из местных юристов.

О Шоне Пиннере и Эйдене Аслине телеканал Sky News сделал сюжет еще до военной спецоперации. Тогда Шон Пиннер рассказал, что живет в Мариуполе, женат на украинке и посчитал себя обязанным защищать приютившую. Эйден Аслин, назвавший себя псевдонимом Джонни Вуд, тоже рассказывал о планах остаться на Украине – там у него был дом и невеста.

Сразу после того, как было опубликовано сообщение о задержании, Пиннер и Аслин обратились к премьеру Великобритании Борису Джонсону с просьбой посодействовать их обмену на украинского политика. Но эта идея никакого продолжения не получила.

Из опубликованных отрывков текста предварительного заключения можно сделать вывод: тот факт, что британцы поступили на военную службу в соответствии с законами Украины, вряд ли станет смягчающим обстоятельством.

Из показаний следует, что в 2016 году Эйден Аслин посредством мониторинга сети «Интернет», изучения действующего законодательства Украины узнал о возможности получения материального вознаграждения за участие в боевых действиях на стороне Украины против Донецкой Народной Республики и поступил по контракту в вооруженные силы Украины. В связи с чем и возник преступный умысел, направленный на участие в военном конфликте против ДНР на стороне Украины в качестве наемника с целью получения материального вознаграждения.

Третий подозреваемый – марокканец Брагим Саадун (21 год) приехал на Украину еще в 2019 году – учиться в Полтавском университете экономики и торговли. Однако затем решил поступить на службу в украинскую армию. По словам самого Брагима Саадуна, ему было интересно «получить боевой опыт». До этого марокканец дал короткое интервью, в котором свободно общался по-русски. По словам подозреваемого, он находился на службе пять месяцев, при этом стрелять, как он уверяет, ему ни разу не пришлось.

Донецкий процесс прокомментировали в Лондоне. «Касательно этого случая я не знаю всех деталей, но, конечно, мы ожидаем, что законодательство, применяемое в ходе вооруженных конфликтов, будет соблюдаться, и мы гарантируем, что подадим все жалобы, – заявил министр юстиции страны Доминик Рааб. – Я знаю, что МИД Великобритании займется тем, чтобы эти жалобы были непременно поданы».

Другие материалы номера