Клещи еврофашизма

Эта свастика вновь входит в силу в XXI веке. Черной, мрачной тенью нависает она над Европой, убивая солнечный свет и всё светлое, чистое, человеческое. Под этим раскоряченным знаком маршируют гитлеровские последыши в самом ее центре, словно ожившие призраки кровавых палачей.

Этим паучьим крестом разукрашены тела украинских нациков-вояк, кого сейчас яростно накачивают оружием западные эмиссары, ведомые заокеанским хозяином. И особо усердствуют тут прибалты под управлением американского диктатора. Польша, Литва и их собратья из кожи лезут в своей русофобской агонии. Растоптав свое советское прошлое, благодаря которому, между прочим, их народы получали все цивилизованные блага – мощную промышленность и социальную инфраструктуру, богатую культуру и другие дары, они распаляют свою ненависть к русскому народу и нашей стране, казнят наше русское, советское, искусство и культуру, закрывая границы. Зато молодчики с фашистской свастикой гарцуют там у них на всех площадях.

А ведь еще недавно их библиотеки были заполнены книгами наших русских, советских писателей, в театрах шли пьесы наших драматургов, процветал взаимообмен достижениями культур, литературы и искусства. Книга В. Лациса «К новому берегу» получила Сталинскую премию. Награждались и другие деятели культуры: театра, балета, кино… А какой популярностью за рубежом пользовались светила нашего театра, оперы и балета! И особенно – МХАТа.

Система К.С. Станиславского изучалась и познавалась во многих театрах мира. Его книгу «Моя жизнь в искусстве», впервые опубликованную еще в 1928 году, спустя 40 лет можно было увидеть в магазинах Лондона, Парижа, Токио, Праги, Варшавы, Нью-Йорка, Будапешта, Монтевидео и во многих других городах. Мысли великого режиссера и актера, изложенные в 8 томах его сочинений, и созданные им сценические образы открыли тысячам актеров и режиссерам новые возможности, вызвали к жизни множество театральных начинаний, воспитали не одно актерское поколение. Деятельность великого режиссера и художника, его ближайшего соратника Немировича-Данченко возвеличила русский театр, поставила его впереди всех театров мира. После Великого Октября оба мастера сцены сделали неоценимый вклад в развитие русского, советского и мирового искусства.

Сегодня же театр и все наше искусство расстреливают фашистские прихвостни на Западе. Такую команду они получили из-за океана, предпочитая высокой художественной правде безудержную ложь и заваливание оружием украинских нациков. Ясно: чем масштабнее агрессия НАТО против России, тем демонстративнее сатанинский Запад бросает камни в русскую культуру и наши духовные ценности. Но тем и очевиднее становится нравственное вырождение западных глобалистов и их ориентация на фашистские приемы и методы управления.

Развернув русофобию, сделав ставку на уничтожение нашей страны, они начисто отбросили и растоптали все духовно-культурные связи и контакты, которые еще в прошлом веке существовали между нашими народами.

Правда, остались еще в Европе и Америке, да и во всем мире, люди просвещенные, с незамутненным, не оболваненным сознанием. Они ценят нашу русскую, советскую культуру, изучают труды Станиславского, хорошо помнят поездки Художественного театра на Балканы, в страны Центральной Европы, в Англию, Францию, Польшу, Японию, США.

Передовые люди знают, что наш театр был широко известен своими эстетическими принципами и крупными творческими достижениями, верой в высшее призвание человека на земле, мыслями о его счастье. И поэтому для них, как и все русское искусство, он остается светочем высокой духовности. К.С. Станиславский считал театр одним из лучших посредников между народами. Еще в 1924 году он писал:

«Театр – лучшее средство для общения народов между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств. Если бы эти чувства чаще вскрывали, народы узнали бы, что в большинстве случаев нет места для злобы и ненависти там, где ее искусственно разжигают для иных, эгоистических целей, сколько бы раз народы пожали друг другу руки, сняли шапки вместо того чтобы наводить друг на друга пушки».

Удивительно звучат эти слова сейчас, когда американские ястребы вместе с западными холуями во имя эгоистических целей разжигают новый пожар войны.

«Мы рядом с красными знаменами несем пальмовую ветвь мира, говорил Константин Сергеевич. – …Всё, что делается в нашей стране, преследует благородную цель свободы и мира народов, как больших, так и малых».

Интересно, что многие зарубежные зрители воспринимали гастроли Художественного и других театров именно в широком общественном плане, считая их посланцами советского народа, вестниками мира и прогресса.

В 1958 году во время пребывания в Лондоне МХАТ получил множество сердечных писем от англичан. Переписка актеров с зарубежными друзьями говорила о растущем влиянии нашего театра на сценическое искусство многих стран мира.

С искренней надеждой, с доверием люди обращались в Москву, считая, что именно здесь бьется передовая творческая мысль, и они могут почерпнуть у нас драгоценный опыт.

Студенты Калифорнии из г. Майами решили поставить «Чайку» и просили помочь им – дать ясное представление о творческом методе и постановке Чехова на сцене МХАТа. Они ее получили и с благодарностью ответили, что после этой щедрости они могут поделиться опытом и с другими американскими университетами.

Далекие и часто неведомые друзья всегда были готовы помочь людям нашего искусства, рассказать им о своих радостях и горестях, об успехах и творческих исканиях.

Во время пребывания МХАТа в Лондоне группа его артистов была приглашена на закладку здания театра «Мэрмейд» («Русалка»), расположенного на месте старого театра шекспировских времен. В фундамент его была заложена эмблема МХАТа с изображением чайки, а наиболее видные деятели театра поставили здесь свои автографы. Этот символический акт как бы скреплял дружбу театров двух народов.

Сегодня здесь джонсоны умышленно разжигают ненависть ко всему русскому, к богатому наследию нашей культуры. Таков у них узкий, злонамеренный, имперский кругозор.

Неслучайно для украинских бандеронациков они – герои.      

Популярность нашего театра проявлялась своеобразно. В демократическом Берлине, например, Клуб работников театра и кино в честь МХАТа был назван «Чайка». А в Токио кабачок «Донзако» в переводе означал «На дне» – творчество А.М. Горького здесь ценили. Посетители этого места в большинстве своем – молодежь. Студенты под звуки аккордеона с увлечением пели русские и советские песни.

Наш театр и многие артисты не раз бывали в Японии и получали восторженные отзывы.

Если составить картину гастролей только Художественного театра, то нити маршрута пройдут через все континенты. Все его постановки заканчивались триумфом. Об этом были опубликованы сотни статей, говорящих о силе и влияния советской сценической культуры на развитие театрального искусства стран мира.

В 1937 году в Париже МХАТ показал «Врагов» М. Горького и «Любовь Яровую» К. Тренёва. Эти спектакли проходили с неизменным успехом. Но в зрительном зале случались и «классовые бои» между теми, кто горячо поддерживал перемены в России и противниками Великого Октября. Давало себя знать и поколение белой эмиграции.

И всё же людей, покинувших Родину в первые годы революции, неудержимо тянуло на наши спектакли.

Чувствуя грандиозность свершений и перемен, происходящих в России, люди понимали бесплодность антисоветской пропаганды и надежд на реставрацию старых порядков.

Через 20 лет, в 1956 году, МХАТ посетил Югославию, Болгарию, Румынию, Чехословакию и Венгрию. Наряду с пьесами А. Чехова, Л. Толстого, Н. Гоголя, Н. Островского впервые за рубежом были показаны «Кремлевские куранты» Н. Погодина. Спектакль вызывал овации, демонстрируя огромную популярность В.И. Ленина в других странах мира.

Подлинно смелый, революционный шаг МХАТ сделал в 1964–1965 гг., показав в Лондоне, Париже, а затем и в Нью-Йорке тот же спектакль «Кремлевские куранты». Зритель и здесь получил возможность встретиться со сценическим воплощением В.И. Ленина, впитать его мысли о великом будущем Советской России. Это была идейная и художественная победа театра.

Роль Ильича блестяще исполнил Б.А. Смирнов, а старого инженера Забелина – Б.И. Ливанов.

Буржуазные антрепренеры, понятно, противились этим гастролям, особенно в США. Но спектакль все-таки состоялся, что свидетельствовало о силе и мощи влияния советских идеалов во всем мире, и того, что даже в самых крупных странах капитала тогда вынуждены были с этим считаться. И чувство патриотической гордости это укрепляло, о чем и писал К.С. Станиславский, отмечая, что в дореволюционные годы при поездке актеров за границу им нередко приходилось терпеть и унижения, и оскорбления национальных чувств – и даже стыдиться за Родину. 

В советское время мир смотрел на нас иначе – дивился нашим героям и достижениям. И к нам ехали за опытом.

Сравнивая место театра и актера в нашей стране с тем, в котором он работал в буржуазном мире, К.С. Станиславский замечал:

«У нас в репертуарах бесчисленных театров есть удачные и неудачные пьесы, но есть ли у нас в каких-либо театрах фривольность, порнография, раздевание и одевание на сцене, показ своих прелестных форм, адюльтер, герои многих иностранных пьес – жены, обманывающие своих мужей и любовников одновременно, всевозможные пошлости жизни, подаваемые в пикантных приправах? Вся эта гниль, которая издавна заполняла и отравляла все иностранные театры и их искусство, все это изгнано, у нас репертуар очищен. И это сделало театры и их искусство не местом для забавы и мелкого, глупого препровождения времени, а подлинной трибуной, проповедующей культуру, ценные идеи и мысли. Какой ужас жить на сцене актеру или актрисе раздеваться и одеваться, показывая свои красоты, смешить на основании низких страстей и жизненной пошлости. И как отрадно быть актером, который осознает свою воспитательную и политическую роль…»

Печально, но то, что клеймил великий режиссер в нравах и привычках буржуазного мира, перекочевало и сегодня в наши театры и кино, где низменными чувствами и страстями забиты сюжеты и фабулы многочисленных опусов.

Об этом же говорил Г.А. Зюганов на VII съезде КПРФ, отмечая, что лучшие традиции нашей культуры и цивилизации продолжают душиться либерал-западниками не только за рубежом, но и в нашей стране. Идет вырождение театра и кино, литературы и телевидения.

    

Чтобы сохранить и преумножить лучшие традиции нашей культуры и не дать ее на растерзание буржуазных адептов, либерал-фарисеев во власти, нужно покончить с олигархическим правлением, разгулом антисоветизма, войной российских СМИ против СССР и против КПРФ, – подчеркнул Г.А. Зюганов, – так как всё это на руку не только забугорным антисоветчикам, но и матерым русофобам, работающим на пагубу нашей страны и всей нашей русской советской цивилизации.

Хочется верить, что, победив нацистов на Украине, мы возродим нашу страну, ее великую русскую, советскую цивилизацию, и она вновь станет защитницей мира и путеводной звездой для всего прогрессивного человечества.

г. Пушкино,

Московская обл.