«Думала, война началась»

Падение произошло в воскресенье, примерно в 17.30 по местному времени. Истребитель Су-30 вылетел с местного авиазавода «Иркут», расположенного в районе Иркутск-2. Он проходил испытания без боевого комплекта, сообщили в Следственном комитете по Иркутской области. Су-30 упал на двухэтажный дом, на двух хозяев, во 2-м Советском переулке.

При крушении погибли пилоты Максим Конюшин и Виктор Крюков. Конюшина называли самым опытным летчиком-испытателем Иркутска. Крюков был летчиком военной приемки.

На месте ЧП дольше четырех часов полыхал пожар.

– На моих глазах рухнул. Весь день было нехорошее предчувствие, потому что они, как мошкара, кружили весь день над домами. То один прилетит, то второй. Одно дело Иркутск-2, там авиазавод, сюда-то зачем лететь? Почему не на окраину? – говорит житель Ново-Ленино Роман Ч в соцсетях. – В какой-то момент привычный гул стал громче, усилился резко (я так понял, потому что самолет вниз ушел) и резкий взрыв… Чудо, что прохожих не задело. Пожар долго полыхал, люди из соседних домов побоялись ночевать у себя.

Мэр Иркутска Руслан Болотов в своем телеграм-канале уже заявил, что временное размещение власти предложили только жителям разрушенного дома – по данным чиновников, в нем проживали пять человек. Ранее губернатор области Игорь Кобзев заявлял, что власти рассмотрят возможность предоставить всем пострадавшим от ЧП жилье из маневренного фонда.

Вопрос с компенсациями, заверяют чиновники, будет решен в начале недели.

Жители соседних домов говорят, что размещение во временном пункте им никто не предлагал.

– Ничего такого не знаю, нам никто никаких размещений не предлагал. А катастрофа прямо перед нашими глазами произошла. Мы сидели за столом на кухне, ужинали. Вдруг дом зашатало, прям из стороны в сторону. Все задребезжало и затряслось, что-то попадало на пол. Я подумала: «Ну, все! Война и у нас началась!» Грохот, треск за окном – как только стекла не выбило?! Мы выскочили на балкон, а тут – фильм ужасов, полыхает целый дом, и останки самолета прям на нем. Говорят, жертв нет в доме, хотелось бы верить, но время было позднее, так-то народ мог и быть. Надо все проверить. Дом-то большой, двухэтажный. Вспыхнул как спичка, потому что деревянный. Выбраться, конечно, оттуда без шансов, – написала жительница Ново-Ленино Марина.

Жительница сгоревшего дома Ольга Милешина рассказала местным журналистам, что в момент падения самолета в доме находились ее семилетний сын и пожилая мама.

– Господи, я до сих пор не верю, что смогла зайти в дом и вывести обоих. Все было в дыму, но труднее мне было выйти из нашего предбанника, он стоит рядом с домом, я там была в момент катастрофы. Ветки в саду уже горели, когда я вылезла, схватила сына и мать, и мы пошли к соседям, на другой участок, – говорит Ольга. – Сейчас уже понятно, что стена рухнула одна. Больше пострадала половина соседей, которых, слава Богу, не было дома.

По словам местных жителей, из-за авиакатастрофы была перекрыта улица Розы Люксембург, жители 150 домов остались без света.

– Мы прошмыгнули прямо под этим самолетом! Ехала в автобусе до Ангарска, вдруг в районе 18 часов резкий гул над автобусом, он усилился прямо над нами, и он улетел куда-то влево. Тут же звонит мой телефон: «Где ты? Как ты?!» – «В автобусе до Ангарска, только Ново-Ленино проехали, а что такое?!» – «Да там только что самолет рухнул, дом в лепешку!» И я понимаю, что этот гудящий самолет рухнул прямо через две улицы от нас – пролетел Люксембург, Тельмана и на перекрестке Пржевальского и Советского где-то рухнул! Какое счастье, что не на дорогу, там же десятки машин, и что пролетел высотки у дороги… – поделилась впечатлениями Наталья Ф. – Но магистраль все же перекрыли, многие поехали по Объездной. И весь район без света до сих пор сидит.

«Су-30 упал на частный деревянный жилой дом. Площадь пожара составила 200 квадратов. Жертв среди гражданского населения нет. Однако после крушения самолета 150 домов остались без электричества. Для жителей подготовили пункт временного размещения», – объявили в МЧС Иркутской области.

– Перед тем как упасть самолету, рядом с ним появился второй. Так близко, я даже удивилась, как-то опасно было. А потом на секунду отвлеклась, обернулась на жуткий треск и крики – а этот уже на доме лежит, полыхает, – говорит жительница Иркутска Екатерина Шабалина.

 

По словам сотрудника предприятия «Иркут», экипаж истребителя почти сразу после вылета перестал выходить на связь.

– За ним [Су-30] отправили еще один самолет – те пилоты увидели, что оба пилота сидят, головы внизу болтаются, то есть сознание потеряли. Борт в это время уже падал, и в итоге влетел в жилой дом, – заявил один из сотрудников предприятия корреспонденту Иркут.ком. – Топливо в баках уже кончилось, они на автопилоте излетали его, и после рухнули…

Следственный комитет завел уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. В ведомстве подтвердили, что Су-30 принадлежал авиапредприятию «Иркут» и выполнял испытания без боекомплекта. Председатель СК России направил на место происшествия следователей-криминалистов центрального аппарата.

Это второе падение военного самолета в России за последние несколько дней. Неделю назад, как писала «Советская Россия», в результате падения бомбардировщика Су-34 в городе Ейск в Краснодарском крае погибли 15 человек, в том числе трое детей. Разрушения получили более 70 квартир в двух подъездах.

***

6 декабря 1997 года в 14.42 в восточной части Ленинского района Иркутска, известной как поселок Авиастроителей, произошла авиакатастрофа, которую местные жители не могут забыть до сих пор. На четырехэтажный жилой дом рухнул сверхтяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Погибли все находившиеся на борту – 8 членов экипажа и 15 пассажиров, а также 49 человек на земле, в том числе 14 детей.

Крылом и хвостом самолет задел еще два жилых дома, а на детский дом по соседству упали обломки и вылилась часть топлива. Официальная версия катастрофы до сих пор вызывает сомнения у специалистов и очевидцев.

Другие материалы номера