В ГД состоялся «правительственный час» с участием Министра здравоохранения РФ. Михаила Мурашко рассказал о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья, федерального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения РФ» и мерах по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам.
Также выступили заместитель Председателя Счетной палаты РФ Галина Изотова, председатели профильных комитетов, представители фракций. Депутаты задали Министру свои вопросы.
Первый заместитель Председателя Комитета по охране здоровья Алексей Куринный (фракция КПРФ) в своем выступлении сосредоточился на необходимости решения проблемы убыли населения и увеличения продолжительности жизни россиян. Свое выступление он иллюстрировал большим количеством слайдов, таблиц и диаграмм. К сожалению, не все они могут разместиться в удобочитаемом виде на этой газетной площади. Однако, некоторые из них мы приводим.
Тема состояния здравоохранения после спецоперации и связанных с ней вопросов является ведущей по оценке наших граждан. Вопросы народосбережения, улучшения доступности и качества медицинской помощи являются вопросами национальной безопасности. Целевые показатели обеспечения устойчивого роста численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни закреплены в Указе президента РФ
Индикаторы Правительства РФ в плане по достижению этих национальных целей вроде бы на половину исполняются, но, к сожалению, даже такое исполнение достигается в большей степени регулярной корректировкой заявляемых целей исходя из фактически получаемых цифр, а не реализацией соответствующих программных мероприятий
Между тем демографическую ситуацию в РФ можно охарактеризовать, как катастрофическую. Естественная убыль в 2022 почти 700 тысяч человек, в 2021 более 1 миллиона человек, в этом планируется около 600 тысяч человек. Огромная смертность, низкая рождаемость и низкая ожидаемая продолжительность жизни. Если ничего не поменяется, то 2030 года Россия потеряет около 4 миллионов граждан. И вопрос не только во влиянии ковида или других форс-мажорных обстоятельств.
При анализе ОПЖ в России она на 5,7 лет ниже, чем в новых странах Европы, сопоставимых с нами по уровню экономического развития, и на 11,4 года – чем в старых странах Европы
Влияет ли на ОПЖ состояние здравоохранения – безусловно, да. Треть влияния на величину ОПЖ – это вклад системы здравоохранения. Плюс еще треть – вклад разных вариантов профилактики, тесно связанной со здравоохранением. На обе эти причины мы можем влиять в отличие от социально-экономических причин.
Базовым фактором, характеризующим состояние системы здравоохранения, является финансирование. А более корректный вариант анализа проводится по соотношению общих государственных расходов на здравоохранение с ВВП страны При этом несмотря на добавленные вчера 50 млрд. руб., кассовые расходы федерального бюджета в 2022 будут выше, чем в проекте на 2023.
Дополнительные вливания в систему в 2020-2021 годах связаны в основном с восстановлением ранее разрушенной инфраструктуры и борьбой с пандемией
Закономерно, что в условиях дефицита государственных расходов растут частные расходы граждан, несмотря на то, что их доходы падают седьмой год подряд
Недостаток финансирования логично формирует две главные причины снижения ОПЖ и доступности и качества оказания медицинской помощи. Это, прежде всего, острейшая кадровая проблема и дефицит финансирования на обеспечение современными лекарствами, медизделиями и технологиями наших граждан. Сегодня российская система здравоохранения, несмотря на героические усилия медицинских работников во время пандемии не способна справиться с задачей снижения смертности, повышения доступности и качества медицинской помощи без решения главной системной проблемы — прогрессирующего дефицита кадров. Основная причина оттока медицинских кадров – низкая оплата труда и огромные перегрузки.
Несмотря на множество разговоров о повышении зарплат медицинских работников, о выполнении указных норм, реальная зарплата врачей с 2013 года выросла на 20% при прежнем сохранении их числа, а среднего медперсонала на 9% при снижении обеспеченности ими на 11%
Анализ численности врачей первичного звена в динамике говорит, что их численность с 2008 года практически не выросла, а сельских фельдшеров даже сократилась на 24% .
Тарифные ставки несправедливо низкие, у половины врачей в 2021 году они были ниже 23 тысяч, а у половины среднего медперсонала ниже 12.6 тысяч руб., что приводит к чрезвычайным перегрузкам и зависимости от воли руководства учреждений.
Это в свою очередь способствует переходу в частную систему, а разница в окладах 5-6 раз вынуждает медработников мигрировать в регионы с более высокой оплатой труда Чукотка 74 тыс. руб., Ингушетия 14,6 — врачи, город Москва 31.5 тыс. руб., Кабардино-Балкария 8,5 – медсестры. Ситуация по регионам РФ по зарплате отличается в 5 раз, что в итоге отражается на обеспеченности медицинскими кадрами различных территорий (14). По ЦФО Москва врачи 168 тыс. руб., Ивановская область -55, СЗФО Санкт-Петербург 127, Новгородская область – 63. При этом все медработники выполняют одну и ту же работу, но их достаток зависит от места проживания.
Вторым резервом в части снижения смертности и увеличения продолжительности жизни является доступность современных лекарственных препаратов, технологий и медицинских изделий. Внедрение лекарственного обеспечения (страхования), которое реализуется за счет государства в большинстве развитых стран, в России регулярно откладывается. Решать вопрос и в этот бюджетный цикл никто не собирается. Между тем расходы по этому направлению в России самые низкие из стран ОЭСР, а доля государственных затрат вообще минимальная 64 доллара из 449 по ППС в 2021 (16). Оговорюсь, что это без учета «Круга Добра», где имеются резерв на 2023 год в размере более 100 млрд. рублей и грамотно использовать его для обеспечения лекарствами и медизделиями детей из регионов – наша задача на ближайшее время. К большому сожалению нет должного финансирования в части лекарственного обеспечения на борьбу с сахарным диабетом, хроническим гепатитом С, хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями. Реализация такого подхода — это около 50 тысяч неспасенных жизней ежегодно.
Исходя из параметров бюджета и сложившейся ситуации, у системы здравоохранения РФ практически исчерпаны ресурсы для снижения смертности. Что делать, учитывая все вышесказанное? 1). В 2023 году предусмотреть дополнительно не менее 500 млрд. руб., с повышением дополнительных государственных затрат на здравоохранение до 1 трлн. руб. ежегодно до 2026 года. 2) Установить единую систему оплаты труда медицинских работников в РФ с реальным увеличением окладов и ФОТа за счет федеральных средств. 3) Перейти к системе всеобщего лекарственного обеспечения граждан РФ за счет включения необходимых ресурсов в ПГГ.
Алексей КУРИННЫЙ,
депутат Госдумы (КПРФ)