Skip to content
Top Menu
05.12.2025
  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Газета "Советская Россия"

Газета "Советская Россия"

Выпускается с июля 1956 года

 Версия сайта для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
    • Главные новости
    • В мире
    • В потоке событий
    • Голос народа
    • Культура
    • Социальная хроника
    • Политика
    • Слово партнёрам
  • Номера
    • Все номера
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
  • Авторы
  • Об издании
    • О газете
    • Редакция
    • Блог редакции
    • Написать в редакцию
  • Подписка
  • Реклама
Main Menu
Социальная хроника

Кому бороздить северные реки

23.12.202223.12.2022 - Прокомментировать
69
Поделились

Перед Новым годом в небольшом городе Печора (Республика Коми) узнали о закрытии местного речного училища. Оно готовит кадры для гражданского флота, без которого жители отдаленных сел региона окажутся отрезанными от Большой земли. А для здешней молодежи речное училище – чуть ли не единственный шанс получить востребованную профессию в родном городе. 130 курсантов и их родители встали на защиту училища и почти «отбили» его.

8 декабря 2022 года директор Печорского речного училища Сергей Батманов объявил сотрудникам о том, что будущий семестр станет последним.

– Не успела я прийти на работу, мне сообщают, что у Уйбы (главы Республики Коми Владимира Уйбы) на столе лежит распоряжение, где расписано, куда наше училище по группам будет распределено. Преподаватели-пенсионеры пойдут на пенсию, молодые – в филиалы в другие города, – рассказывает одна из преподавателей учебного заведения Галина.

Решение о закрытии приняли в Петербургском университете морского и речного флота имени адмирала Макарова, филиалом которого числится печорское училище.

Курсанты, узнав об этом, вышли на митинг и опубликовали несколько видеообращений к руководству госуниверситета, в которых они говорят о важности училища. «Многие из нас пошли по стопам своих родственников, которые здесь обучались, и не каждая семья имеет финансовую возможность отправить своего ребенка в другие города для продолжения обучения», – говорят студенты на одном из видео. Петиция против закрытия колледжа на сайте Change.org на момент публикации текста набрала более 2,4 тысячи подписей.

19-летняя Богдана Кострова – студентка Печорского речного училища и одна из двух девушек на курсе. Она будущий судоводитель. Ее дедушка заканчивал это же училище и всю жизнь перевозил людей по рекам Севера.

– В прошлом году мы проходили практику в Питере на каналах. А в этом году ходили до Нарьян-Мара (Ненецкий автономный округ). На теплоходе возили баржу 1000 тонн. Продукты, автомобили, запчасти – это все надо поставлять, а там дорога идет через тундру и не очень хорошая, машины не все могут пройти. Что мне нравится: мы получаем диплом без ограничений по классу судна, то есть в будущем сможем работать на любых судах. На практике дают «рулить» девушке, скажем так. Бывает, конечно, старые мужчины нам не доверяют, но экзамены мы с подругой сдаем лучше пацанов, – говорит Богдана.

Ее группа – последняя из судоводителей в Печорском речном училище. Набор на эту специальность прекратили еще в 2018 году.

– С 2019 года количество обучающихся уменьшилось в два раза: с 266 до 134 человек. В 2021 году филиалу было выделено 40 бюджетных мест, однако на специальность «эксплуатация судовых энергетических установок» осуществить набор не удалось. В результате 20 мест срочно были переданы в другой филиал с целью выполнения контрольных цифр приема. «В противном случае на следующий год университет не получил бы бюджетных мест», – сообщила и.о. проректора по работе с филиалами Университета морского и речного флота им. адмирала Макарова Наталья Тельтевская.

Преподаватели печорского училища уверяют, что они могут обучать и больше курсантов, но их набор ограничивают сверху.

– Нам спускают сверху, с Макаровки, количество людей, которых мы должны принять. И с каждым годом сокращают и сокращают. Мы уже три года не набираем судоводителей! Только механиков. Мы-то здесь детей можем набрать: две группы, а может быть, и три, но нам в этом году дали только 20 мест. Один мой выпускник говорит, что у них в Архангельске работают 70-летние капитаны, которые уходят на пенсию по здоровью, а заменить их некем. Так вот вам востребованность! – возмущается Галина.

Речное училище в Коми открыли почти 90 лет назад. Тогда на Крайний Север отправились баржи, которые вывозили дерево, уголь и нефть. Созданная в 1930-х годах «Судоходная компания печорское речное пароходство» вплоть до середины 2000-х занималась транспортировкой леса и топлива. В 2011 году организация с флотом почти в 200 судов получила иск о несостоятельности, а к 2019 году была объявлена банкротом. Входившую в состав пароходства судоремонтную базу после вмешательства властей удалось спасти, переведя ее в частную собственность. Ее правопреемником стало вновь созданное ООО «Печорское речное пароходство», которое сегодня занимается ремонтом кораблей.

– В 1990-х многие местные производства и пароходства не сумели «перейти в рыночную экономику» и застряли в прошлом в полной зависимости от государства, и печорское речное училище не исключение, – считает депутат Госсовета Коми Николай Братенков. – Но то, что решили закрыть училище в Печоре, – это дурдом! Это опять «думает» Москва за нас, – говорит он. – Вся Печора останется без транспорта, где искать работников? Мы каждое лето уговариваем капитанов-пенсионеров, которые еще хоть на что-то способны, чтобы они поработали на переправе в Ижме.

Печора – 35-тысячный город на одноименной реке на севере Коми. Вдоль реки живут тысячи людей, которые могут добраться до районного центра только по воде. Поездка на 20-местном катере региональных линий обойдется в несколько тысяч рублей, но попасть на судно сложно из-за высокого спроса. Аналогичную услугу чуть подороже предлагают частники.

– Есть поселки, куда кроме как флотом не завезешь груз. Возят стройматериалы, удобрения, уголь в сторону Нарьян-Мара, – рассказывает генеральный директор ООО «Печорское речное пароходство» Марина Кафаджи.

Крах советского речного флота Кафаджи объясняет тем, что начиная с 1990-х годов «река пущена на самотек».

– Река давно запущена. Дноуглубительные работы не проводятся уже много лет. Фарватер (безопасный судовой ход) очень мелкий. В этом году многие суда простояли, потому что было жаркое лето, река обмелела, и они просто не могли пройти.

Дноуглубительные работы по Печоре проводил «Печораводпуть», учредитель которого – Минтранс России. Но в ноябре 2022 года «Печораводпуть» закрыли, передав управление в «Администрацию Двинско-Печорского бассейна» в Котлас – город в 12 часах езды от Печоры. Местные чиновники утверждают, что закрытие «Печораводпути» никак не отразится на речных перевозках по Печоре, и обещают, что «объединение» предприятий «позволит улучшить производственные процессы».

Депутат от Республики Коми в Госдуме Олег Михайлов уверен, что виновны в упадке регионального флота в том числе и местные власти, которые не попытались отстоять «Печораводпуть».

– Ликвидация «Печораводпути» меня больше всего возмутила. Вместо того, чтобы проводить мероприятия по увеличению грузопотока – а у нас перспективное направление в сторону Ненецкого автономного округа, где сейчас строится терминал в порту Индига, – власти ведут деструктивную линию на снижение субъектности Коми. Например, тот же Нарьян-Мар целесообразнее снабжать по Печоре, но сейчас обсуждается транспортное сообщение через Северную Двину, то есть через Архангельскую область, где путь дальше, да еще и по морю. Я считаю, развитие водных путей – это задача государства, потому что это вопрос национальной безопасности: снабжение отдаленных населенных пунктов, обеспечение транспортной доступности. А если реку не содержать, то она, естественно, не будет иметь хозяйственного значения. За последние 30 лет никакого развития не происходило, все похерили, – рассуждает Михайлов.

Речные перевозки загибаются не только в Печоре. В 2022 году Счетная палата РФ опубликовала отчет, согласно которому принятая в 2016 году правительством РФ «Стратегия развития внутреннего водного транспорта до 2030 года» провалилась на первом этапе. Задача стратегии была в том, чтобы перераспределить грузопотоки с наземных видов транспорта на водные. Выполнить это не удалось, а объем речных перевозок, несмотря на финансовую поддержку федеральных властей, упал со 118 до 109 млн тонн к 2021 году. Это в 20 раз меньше объема грузов, перевозимых железными и автомобильными дорогами, на которые приходится больше 90% перевозок.

После протестов курсантов Печорского речного училища региональные власти заявили, что постараются сохранить учебное заведение и оно не будет подчиняться Университету им. Макарова. Обещано, что колледж станет республиканским и перейдет в состав Печорского промышленно-экономического техникума, а курсантам будет куплено самоходное судно для практики. Однако, по словам сотрудницы колледжа, «никаких документов ни по ликвидации, ни по присоединению» педагогическому коллективу не представили. Преподавателям училища обещают встречу с руководством университета и правительством республики.

                                                                                       Юлия КУЛИКОВА

Другие материалы номера

  • Только победа!
  • США готовы уничтожить мир?
  • Сакральный шанс
  • Нас не слышат ни депутаты, ни сенаторы
  • Завершилась осенняя сессия Госдумы
  • Достойней не было времен
  • Долой коды, клейма, идентификаторы
  • В плену стужи
  • В Думу были направлены десятки тысяч писем протеста
  • «Пошел вон, Вавилон!»

Похожие новости

Соцхроника

03.12.202503.12.2025

Дети бойцов идут в вузы

03.12.202503.12.2025

Задержан агрессивный курьер

03.12.202503.12.2025

Навигация по записям

Предыдущая новость США готовы уничтожить мир?
Следующая новость В плену стужи

Свежий номер

  • 135 (15691), 4 декабря 2025 г.

    135 (15691), 4 декабря 2025 г.

    04.12.2025

Календарь публикаций

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
« Ноя   Янв »

Архив номеров

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
« Ноя   Янв »

Опрос

Подорожание чего Вы сильнее всего ощутили в последнее время?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы в соц.сетях




Блог редакции

  • Как стать участником форума (комментатором) на сайте. Подробная инструкция
  • Требуется ваша помощь!
  • Обновляем сайт
  • Готовимся к переезду

Свежие комментарии

  • Victorovich к записи Сколько же у нас бедняков в стране?
  • Victorovich к записи Русская Арктика потеряла 31% населения с советских времен
  • Victorovich к записи Чума XXI века
  • sovet1 к записи Конфиденциальность граждан планеты стремится к нулю
  • Grigory к записи Освобождение – путь к миру

Слово партнёрам

  • Как организовать квартирный переезд без стресса: пошаговый план для спокойного переезда

  • Автоломбард или банк: что выгоднее для заемщика и как сделать правильный выбор

  • Аренда выделенного сервера: особенности и нюансы выбора

  • Эко-отопление частного дома: сравнительный обзор

  • Одноразовая посуда: как выбрать и на что обратить внимание

Праздники

Декабрь 2025

Пятница, 5 декабря

Весь день
День добровольца (волонтера) в России

Ежегодно 5 декабря в России отмечается День добровольца (волонтёра), установленный Указом Президента РФ № 572 от 27 ноября 2017 года.Учреждению праздника предшествовала длительная история развития волонтёрского движения в России, а выбор да

https://www.calend.ru/holidays/0/0/3623/
Повторяется ежегодно
День начала контрнаступления советских войск под Москвой

День воинской славы России — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) — установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России».

https://www.calend.ru/holidays/0/0/630/
Повторяется ежегодно

Об издании

Газета «Советская Россия»

Свидетельство о регистрации СМИ №01218 от 29.06.1992

Главный редактор: В. Чикин

Разработка

Сайт создан в Site Works

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

21+

Меню

  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Авторсие права: © 2025 Газета "Советская Россия".
Работает на Wordpress
Главная
Вход
Вход
Регистрация
Регистрация
Авторизация
Регистрация
*
*
Войти, используя социальный аккаунт
Вход Потеряли пароль ?
Авторизация
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти, используя социальный аккаунт
Зарегистрироваться
Авторизация Регистрация
Генерация пароля
Получить новый пароль