В России есть свой газ, но для миллионов людей он недоступен, в регионах до трети населения с трудом оплачивают жилищно-коммунальные услуги, а тысячи людей еженедельно остаются без отопления из-за аварий.
Если сравнить Россию с отдельными странами Евросоюза, она войдет в топ-8 стран с самыми большими расходами на энергию в 2021 году. Среди них – Словакия, Чехия, Польша.
В России члены каждой восьмой семьи признаются, что денег хватает на еду, а покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги для них затруднительно. И это официальные данные Росстата и ВЦИОМ. Сложнее всего приходится семьям с одним родителем, многодетным семьям, а также неработающим пенсионерам. Четверть таких семей оплачивают коммунальные платежи с трудом.
Почти 5% российских домохозяйств в 2021 году вообще не смогли оплатить жилищно-коммунальные услуги из-за финансовых трудностей. В Северо-Кавказском федеральном округе за ЖКУ не смогла заплатить каждая седьмая семья. Самая тяжелая ситуация, по данным того же Росстата, в Кабардино-Балкарии, где по счетам не смогли заплатить почти треть семей.
Несмотря на то, что в России газ обеспечивает более половины всей потребляемой энергии (52,8%), примерно каждая двадцатая семья в стране живет вообще без газа – это два с половиной миллиона семей. В большинстве случаев у них нет и возможности его подключить.
Некоторые регионы живут практически без газа вообще, например, в Магаданской области газом не могут пользоваться 99% семей, в Камчатском крае – 86%, в Приморье – 83%. При этом, по данным того же Росстата, эти субъекты хорошо оснащены центральным отоплением – его используют от 75 до 99% домохозяйств.
По данным Росстата, в 2014 году каждая десятая семья в России использовала печное отопление для обогрева дома. За шесть лет этот показатель снизился до 7,1%. Тем не менее в 2020 году в семи регионах печами обогревались больше четверти семей.
За шесть лет ситуация с отоплением сильнее всего ухудшилась в Тыве: в 2014-м печами отапливались почти 64% семей в республике, в 2020-м – уже 81,5%. Дровами или углем стали больше пользоваться в Ленинградской области (доля таких семей выросла с 6,2 до 15,2%), Адыгее (рост с 3,9 до 11,3%), Хакасии (с 33,6 до 40,4%) и Карелии (с 17 до 23,5%).
Печное отопление используют не только в селах и деревнях, но и в больших городах. Например, в Екатеринбурге, Улан-Удэ, Перми, даже в некоторых городах Подмосковья сохраняются небольшие территории старого жилого фонда, деревянных домов с печным отоплением. По словам экспертов в области российского ЖКХ, использование печного отопления ведет к повышению задымленности и ухудшению экологической обстановки в районах, где топят углем. В бытовых печах из-за низкой температуры горения топливо сгорает не полностью, и в воздух выбрасывается зола, оксид и диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, бензапирен. Кроме того, высота труб у домашних печей невелика, и в сухую безветренную погоду дым не рассеивается. На количество выбросов влияет и качество сжигаемого угля. К сожалению, чаще люди используют уголь более низкого качества, поскольку он дешевле. Кроме того, при печном отоплении количество углекислого газа в жилых помещениях может превышать норму, объясняют эксперты.
Многодетным семьям (от трех детей) приходится использовать печь для обогрева в два раза чаще, чем в среднем по России. Как и общероссийский, этот показатель за шесть лет снизился – с 23 до 14%, но по-прежнему остается в два раза выше среднего (7,1%).
Таким семьям сложно находить средства на отопление: 38% из них – малоимущие, то есть имеют доходы ниже прожиточного минимума. «У меня вопрос стоит: либо я детей кормлю и не плачу коммуналку, либо оплачиваю коммуналку, но мы не едим», – рассказывала в социальных сетях жительница Республики Коми Нина, которая вместе с мужем воспитывает четверых детей.
Расходы на дрова и уголь составляют значительную часть бюджета домохозяйств. Власти Бурятии даже выделяли бесплатные дрова нуждающимся родственникам мобилизованных. В регионе почти половина домохозяйств отапливается дровами и углем. А в Тверской области уже седьмой год подряд объявляют акцию по сбору средств на дрова малоимущим одиноким пенсионерам. Стоимость дров и угля на отопительный сезон может достигать четверти от всех расходов одного из членов семьи за год. В республике Алтай доля расходов на дрова и уголь может достигать 30%.
В России в среднем 7% семей не имеют достаточно средств, чтобы поддерживать жилье в тепле. Среди городских семей эта доля составляет 6%, среди сельских – 10%, то есть каждой десятой семье в сельской местности не хватает денег на отопление. Средств на обогрев недостает не только семьям, но и целым муниципалитетам.
Тысячи россиян еженедельно остаются без отопления из-за аварий на теплосетях. В городе Братске Иркутской области 14 декабря 15 тысяч человек остались без отопления в 25-градусный мороз. Несколькими днями раньше 17 тысяч человек в Искитиме Новосибирской области оказались в такой же ситуации. Новости о порывах и отсутствии отопления появляются практически каждый день в разных регионах.
Причина постоянных аварий – высокий износ системы ЖКХ. По информации эксперта в системе государственно-частного партнерства в ЖКХ, в России свой срок отслужили 90% всей системы ЖКХ – водопроводных, канализационных, тепловых сетей, оборудования котельных и остальной инфраструктуры.
В 2016 году тогдашний замминистра энергетики Вячеслав Кравченко докладывал, что 68% теплосетей в стране имеют 100% физический износ, то есть они полностью отслужили свой срок службы. Большая часть труб была проложена еще в советское время и с тех пор не обновлялась.
В том, что тысячи россиян ежедневно остаются без тепла из-за аварий, играет роль и сама структура отопления. «У нас централизованное теплоснабжение, построенное еще в СССР, после этого из системы деньги только выкачивали, вкладывая в инфраструктуру сущий мизер – отмечает эксперт в сфере теплоснабжения Игорь Кузник. – Это значит, что при большой аварии на центральных сетях проблемы возникают сразу у тысяч, а то и десятков тысяч потребителей.
Изношенность системы ЖКХ приводит не только к авариям, но и к тому, что много денег и ресурсов тратится впустую. По информации бывшего замминистра энергетики Вячеслава Кравченко, в России на разных этапах от производства до потребления тепловой энергии теряется 60% тепла. Из-за износа с годами растет объем тепла, который не доходит до квартир, а теряется при транспортировке по трубам от котельной или ТЭС. В 2021 году потери составляли 12,5% поданного тепла, хотя 25 лет назад этот показатель был в 2,5 раза ниже. Все потерянное тепло оплачивают жители.
Другая причина высоких потерь – так называемые перетопы и отсутствие регулирования в системе теплоснабжения. Это значит, что часто в квартиры подается намного больше тепла, чем нужно, и люди даже вынуждены открывать форточки зимой. При этом в домах и квартирах нет возможности регулировать подачу тепла и нет счетчиков.
Это выгодно ресурсоснабжающим организациям, потому что так они могут продать больше тепла и получить больше денег. Игорь Кузник настаивает: «Тепло – это товар. Теплоснабжающие организации имеют большие лобби. Представляете, что такое «Мосэнерго», что такое «Т Плюс»? Это люди, которые имеют своих людей во власти, под себя пишут законы. Закон о теплоснабжении написан исключительно в угоду теплоснабжающих организаций. Они заинтересованы больше продать, больше получить выручки. У них нет резона экономить. Сейчас заходишь в некоторые дома-новостройки, а у них в подъезде плюс 30, жара, потому что они не могут отрегулировать. В стране очень много перетопов».
Отопление – это лишь один из примеров нерационального расходования энергии в стране. На отопление приходится 5% всех топливно-энергетических ресурсов, которые потребляются в России, на ЖКХ – 17%, по данным Минэнерго.
В целом Россия занимает второе место с конца среди всех стран по энергоэффективности экономики. Хуже ситуация только в Иране. Этот показатель исчисляется как отношение всех затрат на топливо в стране к ВВП и отражает, насколько экономно страна расходует энергоресурсы.
Согласно указу президента, энергоемкость ВВП страны к 2020 году должна была уменьшиться на 40%, но уменьшилась только на 9%, хотя была принята соответствующая государственная программа. Россия по-прежнему тратит на выработку одинакового количества энергии на 40% больше денег, чем схожая по климату и размерам Канада, и в четыре раза больше, чем Великобритания.