В феврале действующая в Донбассе российская армия начнет применять четыре беспилотных наземных транспортных средства, вооруженных противотанковыми ракетами. Этот зрелищный ход может смазать пропагандистский эффект от поставки немецких, американских и британских танков Киеву.
Танки против роботов? Этот ответ России на отправку западных танков на Украину попахивает научной фантастикой. 29 января в своем Telegram-канале бывший вице-премьер России и руководитель Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил о прибытии на Донбасс в феврале четырех наземных противотанковых беспилотников «Маркер», которые скоро получат свое «боевое крещение» на Украине в боях против западных тяжелых танков, которые вскоре прибудут в Киев.
«Четыре беспилотника «Маркер» отправлены в Донбасс», – написал в соцсети Дмитрий Рогозин, в свое время выпавший из фавора за неудачи и ныне возглавляющий загадочную группу военных советников, действующую на Украине. 26 января он рассказал о будущей дислокации, которая, по его словам, позволит России «уничтожать» новые западные танки.
Его заявление прозвучало через день после того, как канцлер Олаф Шольц, заручившись обещанием президента Джо Байдена сделать то же самое, дал зеленый свет на поставку на Украину немецких танков Leopard 2. (Американские танки Abrams пока только обещаны.) Это решение резко осудил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, который тут же пообещал, что эти танки будут сожжены, как и использовавшиеся Украиной тысячи танков прежде.
Слово «робот», несомненно, здесь не подходит. «Речь идет об экспериментальных образцах, сухопутная военная робототехника в России, как и везде, еще не готова участвовать в бою самостоятельно. На самом деле они не имеют ничего общего с роботами. Это дистанционно управляемые аппараты», – предупреждает Марк Шассилан, эксперт по наземным системам вооружения, который уточняет: «Воздушные и подводные дроны работают в свойственной им среде, то есть в воздухе или воде, в то время как земная среда невероятно сложна».
Таким образом, «Маркеры» представляют собой относительно легкие беспилотные бронированные машины с шестью колесами или гусеницами, вес которых составляет около 3 тонн против более 40 тонн у тяжелого танка, оснащенные в своем боевом варианте пулеметами, гранатометами и противотанковыми ракетами. Этот наземный беспилотник может управляться дистанционно или… работать в автономном режиме благодаря использованию искусственного интеллекта, заявили его конструкторы – компания Android Technology и Фонд перспективных исследований, российский аналог Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США – которые немного пафосно говорят о применении технологии «искусственной нейронной сети».
«Всегда будут нужны два оператора, первый – для мобильности, второй – для системы вооружения. Датчики и алгоритмы, обрабатывающие полученную информацию, на сегодняшний день не позволяют наземным дронам выбирать свой маршрут и распознавать препятствия. Они не могут самостоятельно принимать решения», – отмечает Марк Шассилан, для которого эти беспилотные аппараты предназначены: прежде всего, для того, чтобы играть в «стражей» или «фрилансеров»: «Вы хотите защитить объект, они выучат наизусть, как это сделать. Они умеют идти по своим следам, но и только». Именно в подобного рода учениях «Маркер» был применен впервые, в 2021 году на российском космодроме «Восточный».
Помимо вопроса об их предполагаемой автономности, эти дистанционно управляемые аппараты перед тем, как что-нибудь уничтожить, сверятся с электронным каталогом, содержащим стандартные изображения их целей с визуальной или инфракрасной сигнатурой. «Как только начнутся поставки танков Abrams и Leopard, «Маркер» получит соответствующую электронную картинку этой новой техники и сможет автоматически поражать их противотанковыми управляемыми ракетами», – похвастался Дмитрий Рогозин.
«Допустим, он заметил на линии соприкосновения Т-64 [украинский танк советского производства], бронетранспортер и иностранную технику. Робот самостоятельно выбирает цель по приоритету», – уточняет Дмитрий Рогозин. Но и здесь трудно увидеть что-либо, кроме медийной реакции на сообщения о предстоящих поставках западных тяжелых танков из Берлина, Вашингтона и Лондона.
При этом интерес к развертыванию этих наземных беспилотников не маленький, но интерес, прежде всего, экспериментальный. «На данный момент от «Маркеров» не ждут тактических изменений, но русские учатся на ходу. Эту технику лучше испытать на реальном поле боя, чем на полигоне мирного времени», – поясняет эксперт. Таким образом, параллельно с коммуникационными усилиями нужно рассматривать это будущее развертывание как инвестиции. «Наземные беспилотники – это в первую очередь демонстрация силы. Однако к ним не следует относиться легкомысленно […] Между Россией, Китаем и США уже идет гонка вооружений, поскольку они разрабатывают роботов для будущих войн», – отмечал эксперт Кристиан А. Андерссон в статье от 2021 года. Уже в 2016 году русские задействовали в Сирии наземные беспилотники «Уран-9», противоминные «Уран-6» и противопожарные «Уран-14». Отзывы были довольно негативными, как с точки зрения надежности, так и мобильности, но для них это была возможность учиться.
Как минимум одно можно сказать наверняка, российские «Маркеры» не смогут «сжечь» танки Leopard, Challenger и Abrams, когда они появятся на поле боя. Для россиян проблема в другом. Помимо развертывания нового боевого танка «Армата», еще официально не состоящего на вооружении российских войск и подразделения которого можно пересчитать по пальцам, русские, прежде всего, должны научиться координировать действия танков Ту-72, Ту-80, Ту-90, их мобильной и буксируемой артиллерии, боевых вертолетов Ми-28 и Ка-52, боевых самолетов Су-25 и их дронов-смертников «Ланцет». Нужно массой и числом задавить более продвинутые западные технологии. Одновременно украинцы столкнутся с проблемами, когда они окажутся лицом к лицу с техникой самого разного происхождения, да еще и сложной в управлении. И здесь мы видим очень опасную ситуацию, далекую от коммуникации и фантастических романов.
Алексис ФЕРТЧАК
Le Figaro (Франция)