Общее количество санкций, наложенных на Россию, достигло 14 022
За истекший год разные страны коллективного Запада ввели громадное количество санкций против Российской Федерации. Уже к началу марта 2022-го в отношении РФ, буквально за пару недель после начала СВО, было введено 5,5 тыс. всевозможных рестрикций.
Согласно данным глобальной базы данных мониторинга санкций Castellum.ai, в течение года (после начала СВО) в отношении России были введены 11 327 рестрикций. Общее количество санкций, наложенных на Россию, достигло 14 022. Россия опередила Иран (4268 различных санкций), Сирию (2643 санкции) и Северную Корею (2133 санкции).
Наибольшее количество санкций в отношении РФ в течение года ввели США (1948). Далее идут Швейцария (1782 санкции), Канада (1590), Великобритания (1429), ЕС (1390), Франция (1324), Австралия (945) и Япония (919).
С начала СВО 9117 антироссийских санкций были введены против физических лиц, 2090 – против юридических лиц, 96 – против судебных институтов и 24 – в сфере авиации.
Сейчас в центре внимания мировых СМИ – десятый пакет санкций Европейского союза, который начал готовиться буквально на следующий день после обнародования девятого пакета (16 декабря 2022 года). В санкционный список десятого пакета добавлено около 120 физлиц и организаций. Это кредитные организации «Тинькофф банк», «Альфа банк», «Росбанк»; также Фонд национального благосостояния (ФНБ), Российская национальная перестраховочная компания («дочка» Центробанка). Плюс к этому 96 организаций, связанных с ОПК.
Введены новые экспортные и импортные ограничения. По оценке Еврокомиссии, новые ограничения распространяются на экспорт из ЕС на сумму 11,4 млрд евро. Предыдущие пакеты санкций оцениваются в 32,5 млрд евро. Таким образом, ЕС ограничил почти половину (49%) своего экспорта в Россию (оценка на основе данных за 2021 г.). Ограничения по импорту оцениваются в 1,3 млрд евро. С учетом ранее введенных санкций в размере 90 млрд евро всего под ограничениями оказалось 58% импорта ЕС (опять же оценка на основе данных за 2021 год).
Синхронно о новых порциях санкций объявили также США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Санкционные пакеты этих стран очень похожи: списки физических лиц и организаций (преимущественно связанных с российским ОПК), дополнительные ограничения по экспорту и импорту. В частности, США ввели запрет на поставки бытовой электроники, стоимость которой превышает определенные лимиты; также установили пошлину 200% на импорт российского алюминия. Канада ввела ограничения на экспорт в Россию некоторых химикатов.
Новым стало включение в черные списки физических и юридических лиц не только Российской Федерации, но также других стран. Под ограничения в новом пакете санкций США подпали более 30 компаний из третьих стран, «связанных с попытками России по уклонению от санкций, в том числе с незаконным оборотом оружия и незаконным финансированием». Это организации из Швейцарии, Болгарии, Мальты и Кипра.
Как я уже отметил, в десятом пакете ЕС оказались три российских банка: «Тинькофф банк», «Альфа банк», «Росбанк». В санкционном списке Великобритании фигурируют четыре российские кредитные организации: банк «Санкт-Петербург», «Уралсиб», «Зенит» и «МТС-Банк». А Министерство финансов США включило в «юбилейный» санкционный список аж 11 банков: банк «Санкт-Петербург», «Московский кредитный банк», «Ланта-Банк», «Металлинвестбанк», «МТС-Банк», банк «Левобережный», «Приморье», «СДМ-Банк», «Уральский банк реконструкции и развития», «Уралсиб», «Зенит».
Санкционная тема для российских банков не нова. Риск санкций возник еще почти девять лет назад, когда Крым вошел в состав Российской Федерации. В 2014 году под ограничения ЕС и США попали «Сбербанк», «ВТБ», «Газпромбанк», «Внешэкономбанк», «Россельхозбанк», «Банк Москвы», а также их «дочки». Тогдашние санкции были частичными. К числу мер относились, например, запрет выдачи банкам кредитов сроком более 30 дней и торгов их новыми облигациями.
А год назад против ряда российских банков были введены уже полные санкции. Это и полный запрет на работу на западных финансовых рынках, и отключение от системы SWIFT, и блокировка корсчетов в западных банках, и заморозка активов. Такие банки в США включаются в SDN-лист (SDN, Specially Designated Nationals – «специально назначенные лица») – черный список людей и организаций, с которыми гражданам США и постоянным жителям страны запрещено вести бизнес. Этот список ведет OFAC – управление по контролю за иностранными активами при Министерстве финансов США. Еще весной прошлого года США установили такие санкции в отношении «ВТБ», «Открытия», «Совкомбанка», «Промсвязьбанка» и «Новикомбанка». Кроме того, были установлены секторальные (частичные) ограничения в отношении «Газпромбанка», «РСХБ», «Альфа банка» и «МКБ», а у «Сбербанка» были ограничены корреспондентские счета. Уже в апреле «Сбер» и «Альфа банк» попали под полную блокировку. В рамках санкционных пакетов ЕС в 2022 г. от системы SWIFT были отключены «ВТБ», «Совкомбанк», «Сбербанк», «МКБ» и другие российские финансовые организации.
Число российских банков, которые находятся под полными или частичными санкциями, превысило три десятка. Это примерно десятая часть всех российских банков с действующими лицензиями. Вроде бы не так критично. Однако под санкции подпали практически все крупные и крупнейшие кредитных организации РФ. По оценкам экспертов, под рестрикциями коллективного Запада оказались банки, на которые приходится не менее 80% активов российской банковской системы.
Российские банки готовились и готовятся к возможных ограничениям и запретам. Прежде всего, Банком России с 2014 года велась подготовка к переходу от SWIFT на альтернативную систему, которая получила название СПФС (Система передачи финансовых сообщений). По состоянию на середину 2018 года пользователями СПФС являлись более 400 организаций, в основном российских банков. К этому моменту количество российских пользователей СПФС превысило число российских участников SWIFT. По сообщениям Банка России, в 2022 году трафик через СПФС увеличился на 22% по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем и в прошлом году большая часть международных расчетов российских банков продолжала осуществляться через систему SWIFT. Просто крупные и крупнейшие российские кредитные организации стали осуществлять такие операции через те российские банки, которые все еще не под санкциями. Видимо, по этой причине Запад в последующих санкционных пакетах будет наращивать число российских кредитных организаций.
Коллективный Запад не готов ввести 100-процентную блокировку операций российской банковской системы через SWIFT. Во-первых, это подорвет доверие к системе SWIFT и ускорит создание в мире альтернативных систем. Во-вторых, сохранение доступа части российских банков к системе SWIFT необходимо для проведения расчетов по тем экспортным и импортным операциям с Россией, от которых коллективный Запад пока не готов отказаться, хотя будет делать все возможное для сворачивания таких операций, следовательно, будет расширяться санкционный список российских кредитных организаций.
Альтернативные SWIFT системы сегодня разрабатывают и уже используют некоторые другие страны, являющиеся крупными торговыми партнерами России. И состыковка российской СПФС с аналогичными системами стран-партнеров создает предпосылки для полного отказа от SWIFT. Например, 12 декабря 2022 года российские организации получили разрешение на открытие востро-счетов в Индии в рупиях и открыли их, а уже 28 декабря Россия и Индия провели первые сделки в рупиях, используя СПФС и аналогичную индийскую систему SFMS.
31 января 2023 года был запущен в эксплуатацию канал связи между СПФС и иранской системой SEPAM. Страны начали торговлю полностью без участия системы SWIFT и всяких обходных схем.
КНР несколько лет назад начала создавать альтернативу SWIFT, называемую CIPS (Cross-border Interbank Payment System). В середине прошлого года российские СМИ сообщили, что ряд российских банков начали работу через CIPS. Были упомянуты 23 кредитные организации, в том числе «Газпромбанк», «ФК Открытие», «Московский кредитный банк» (МКБ), «Азиатско-Тихоокеанский банк», «Транскапиталбанк», банк «Солидарность», «Ак барс», «Абсолют банк», банк «Санкт-Петербург» (БСПБ).
14 февраля 2023 года Банк России сообщил, что число участников СПФС достигло 469, из них 115 не являются резидентами. В сообщении говорится, что за прошлый год к СПФС подключились столько же государств, сколько за все предыдущее время работы. На начало 2023 года их число достигло 14.