Кому помешала школа им. Пушкина с богатейшим педагогическим опытом? Кто продолжает действовать по соросовским установкам, внедряя прогрессирующую дебилизацию нашей молодежи?
Здание школы №353 им. А. Пушкина по адресу Бауманская, 40, словно оцепенело от пустоты и безжизненности. На нем уже нет привычного школьного номера 353, в нем не проводятся уроки, молчит школьный звонок, не спешат в классы ученики. Строение осиротело.
Московские чиновники на вопросы людей, что случилось с одной из лучших школ столицы, отвечают, что 353-ей школы нет, есть только школа 345, да и та ремонтируется. Что же случилось со школой, прожившей более 80 лет?
Еще в 2000-м именно 353-й им. А. Пушкина за величайшие заслуги в деле образования и подготовки всесторонне развитого молодого поколения в духе лучших русских, советских культурных традиций было присвоено звание Школа века. Решение это было признано в обществе справедливым, давно назревшим, по достоинству оценивающим значение данной школы.
Однако прошло совсем немного времени, и ситуация резко изменилась. Грянули реформы, втащили в Россию Болонскую систему, ввели ЕГЭ, школьное образование оскопили, лишив его воспитательной функции, учебники переписали по соросовским стандартам, а министр Фурсенко заявил, что рыночной стране не нужны образованные творцы, требуются всего лишь потребители. В 2014 году школа № 353 им. А. Пушкина была лишена права на существование. Школа века не вписалась в реформы.
Да и не реформы это вовсе, а сущий вандализм, заявляют активисты. Крушат образцовые образовательно-воспитательные учреждения, вместо того, чтобы остальных подтягивать к их уровню.
Причем 353-я им. А. Пушкина не единственная в Москве именная школа, ликвидированная втихую. Исчезли школы им. Н. Некрасова, им. Н. Гоголя, другие высококлассные школы. Правда, по школе № 59 им. Н. Гоголя есть решение о ее восстановлении, этого добивались видные деятели культуры, выпускники. Но в целом такое впечатление, что целенаправленно ликвидируются школы, носящие имена гениев русской культуры, где развивались национальные традиции, прививалась любовь к литературе, родному языку, формировалась высокая нравственность.
…В советское время школы не закрывали. В советское время школы открывали, и не только в городах, но и в селах, в отдаленных хуторах, чтобы каждый ребенок мог учиться. В СССР было провозглашено всеобщее среднее образование. Советская власть начинала свое восхождение с обучения грамотности всех граждан, подавляющее большинство которых в начале XX века не умели ни читать, ни писать. В ликбезах приобщили к грамоте всех… При советской власти государство не жалело средств на строительство школ, училищ, техникумов, вузов. Советской власти, в отличие от рыночной, нужны были высокообразованные, одухотворенные люди.
В непростые 30-е началась история школы №353 им. А. Пушкина. Рассказывает выпускница школы Надежда Васильевна Молчанова:
«Моя школа №353 – красивое пятиэтажное здание темно-красного цвета по улице Бауманская, 40, – была построена в 1936 году за 11 месяцев на том самом месте, где стоял дом, в котором родился А.С. Пушкин. В 1937 г., в день памяти поэта, школе постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР (подписал Я. Рудзутак) было присвоено имя А.С. Пушкина. В музее школы хранились и этот документ, и кадры кинохроники знаменательного события. С того дня жизнь школы была освящена именем великого поэта: звучали его стихи, создавались панно, рисунки на темы его произведений, проводились конкурсы, ставились школьные спектакли. В 1967 году перед зданием школы был установлен бюст лицеиста Пушкина работы скульптора Екатерины Белашовой, а у входа – мемориальная доска со словами «Здесь был дом, в котором 26 мая (6 июня) 1799 года родился А.С. Пушкин».
В школе создавались музеи: А.С. Пушкина; Боевой славы 7-й дивизии народного ополчения Бауманского района г. Москвы, которое было здесь сформировано в июле 1941 года; истории школы №353 им. Пушкина; «Светелка» – о народном быте пушкинских времен. Появилась традиция под названием «Пушкинский календарь» – ежегодно отмечать пушкинские даты концертами, представлениями, спектаклями. Жизнь бурлила, работали студии, спортивные секции, кружки, выпускались сборники творческих работ ребят, проводились научно-практические конференции. Все бесплатно, доступно. Школа была семьей, объединявшей в единый творческий коллектив учащихся, их родителей, педагогов, руководителей. Жизнь школы одухотворялась «душой в заветной лире», обучение было на высоком уровне, атмосфера школы стимулировала ребят хорошо учиться. Выпускникам школы репетиторы не требовались, почти все они поступали в вузы на базе полученных в школе знаний».
Великая Отечественная война вписала в историю школы №353 им. А. Пушкина героические страницы. Ученики спасали свою школу, обезвреживая зажигательные бомбы, патрулировали улицы, помогали в госпитале. Три ученицы школы №353 были награждены медалями «За оборону Москвы», руководство школы, ряд учителей стали кавалерами орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. О тех днях подробно написано в книге «Пока в России Пушкин длится …».
353-я славилась достижениями, поддерживала связи с другими школами, носившими имя А.С. Пушкина, в разных городах России и за рубежом, это школы в Петербурге, в Прибалтике, в Севастополе, во Львове, в Рустави, в Татарстане, в Сербии, в Черногории, в Египте, в Марокко.
В 353-й не раз проводились международные форумы Пушкинских школ. В школьный музей А. Пушкина приезжали потомки поэта — Т.Н. и Г.А. Галины, С.Е. Клименко, Ю.Г. Пушкина, хранитель «Пушкиногорья» на Псковщине С.С. Гейченко, потомки декабристов Завалишин и Капнист, писатель-пушкинист А.И. Гессен, лучший иллюстратор сказок А.С. Пушкина, выпускник школы №353 1959 года, талантливый художник В.М. Назарук.
В начале XXI века школа №353, освященная именем А.С. Пушкина, продолжала развивать свои традиции, выдвигать новые инициативы. Многие преподаватели становились лауреатами премий в области образования, победителями конкурсов, им присваивались звания «Заслуженный учитель РФ», «Заслуженный работник культуры РФ», «Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего образования РФ». Сама школа в 2007-м получила Диплом победителя конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. А в 2011-м торжественно отмечался юбилей – 75-летие школы №353 им. А.С. Пушкина. К этому времени Школа века была широко известна и в России, и за рубежом. Ее преподаватели и методисты выпустили две книги, представив в них свои методики, рекомендации по педагогической работе.
Многие учителя проработали в своей любимой школе всю жизнь, тридцать лет руководила школой ее выпускница, прославленный педагог Наталья Никитична Языкова. Приходили в школу молодые учителя, руководители. И ничто не предвещало грозы. Но она случилась.
В эпицентре драматических событий оказался бывший молодой директор Пушкинской школы Илья Владимирович Новокрещенов, произносивший высокопарные речи в честь успехов учителей, школьников, традиций, что «приносило обильные духовные плоды».
Но потом господин Новокрещенов стал подниматься по карьерной лестнице, сменив «духовные плоды» на материальные. Сначала он стал директором «топовой школы» «Покровский квартал» – это объединение нескольких школ, так называемый «кластер», позже занял пост заместителя директора Департамента образования и науки г. Москвы. О Пушкинской школе он уже старался не вспоминать и не обращать внимания на то, что в его некогда родной школе началась чехарда – менялись директора, творческая жизнь была задавлена бессмысленным реформаторством.
В итоге школа №353 им. А.С. Пушкина была лишена своего имени, заслуг, памяти, традиций, своей истории. С 2019 года школьный коллектив деятели сверху лишили права на работу в родном доме. Возникло иное – ГБОУ «Школа №345 им. А.С. Пушкина».
В 2019 году перед новым учебным годом здание школы, построенное в 1936 году, была закрыто на ремонт. Сделано это было без предварительного предупреждения коллектива, некоторым учителям не было позволено даже взять свои вещи, оставленные в кабинетах.
С фасада исчезло название «Школа №353 им. Пушкина». Школа международной известности с прославленной историей внезапно исчезла из списка школ Басманного района!
Состоялась операция «ликвидация» неугодной для высокопоставленного чиновничества Пушкинской школы.
С этим не смирились многочисленные поклонники, патриоты школы №353 им. А. Пушкина. В их числе – выпускники и работники школы Н.В. Молчанова, Н.Н. Языкова, Г.А. Языков, Яна Жукова, Светлана Останина, Светлана Потурай, журналисты, юристы, родители учащихся, которых лишили возможности получить достойное образование.
Начались годы бесконечных переписок сторонников восстановления Пушкинской школы с департаментами образования, министерствами, направлялось обращение и президенту В. Путину. Ни из одной инстанции не пришло вразумительного обнадеживающего ответа.
Обратились активисты и в «Советскую Россию». Наша газета давний друг и почитатель школы №353 им. А. Пушкина. Еще в советские времена мы писали о школьных праздниках, посвященных великому поэту, юбилеям. В одной из публикаций, за 24 декабря 1986 года, газета рассказала, как отмечалось школьное 50-летие: «Не мог Пушкин предусмотреть, сколько в нашей школе будет желающих исполнить роли в его «Маленьких трагедиях», в «Повестях Белкина», читать его стихи и сказки, петь романсы…» Разве это можно забыть?
В капиталистической действительности вместо праздников – скандалы, трагедии, цинизм, округленные от удивления глаза чиновников: школа №353 им. А. Пушкина? Нам такая неизвестна.
Выдающуюся школу «растворили» в 345-й школе, которой некто позволил присвоить все то, что было наработано Пушкинской школой.
Защитники 353-й на примере пушкинских произведений показывают, чем может обернуться беспамятство. Вот «Сказка о Золотом петушке»: уж не Минксом или Соросом, Ходорковским или Грефом зовут того «мудреца, звездочета и скопца», к которому обратился в своих затруднениях царь Дадон? И чем же он потом расплатился? Потерей всего – и своей рати, и детей, и Шамаханской царицы, и даже собственной жизни.
Пушкин предупреждает: ложью, стяжательством, варварством, подлогом счастья не добиться.
Защитники школы №353 им. А. Пушкина продолжают бой за возвращение в образовательную среду Школы века, она нужна всем – молодежи, педагогам, литераторам, художникам, покорителям космоса. Она нужна нашему будущему!
«Советская Россия» становится в ряды борцов за восстановление Пушкинской школы и призывает своих читателей поддержать народное движение в защиту флагмана лучшего в мире нашего отечественного образования. Помочь движению берутся депутаты фракции КПРФ в Госдуме.
А мы продолжим обращаться во все инстанции с главным требованием – вернуть России Пушкинскую школу. Вернуть обществу ее музеи, традиции, великую педагогику, объединяющую в себе обучение и воспитание граждан будущего.
Галина ПЛАТОВА