В Ленинграде получила продолжение история с преследованием члена городского комитета КПРФ Алексея Филиппова за цитирование философа Жан-Поля Сартра. Напомним, поводом стал пост в сети «ВКонтакте» от апреля 2017 года. В документе говорится, что к публикации приложена фотография «мужчины в очках» и цитата «Любой антикоммунист – сволочь…», «авторство которой приписывают гражданину Франции Жан-Полю Сартру, философу и писателю».
По сути дела, «прокуратура не смогла найти цитаты в изданных в России трудах Сартра», поэтому приписала ее автору поста. Но коммунисты, в отличие от силовиков, нашли статью с необходимым отрывком на французском. Защита установила, что перевода цитаты на русский язык нет, в связи с чем обратилась в бюро переводов, где заключили, что полная фраза звучит так: «Последние звенья были разорваны, мое видение изменилось: антикоммунист – это пес (собака, паскуда), и я больше никогда не отрекусь от этой точки зрения». В русском словаре слово «паскуда» имеет синоним «сволочь», а следовательно, по мнению защиты, пост коммуниста является научным цитированием.
Журналисты также нашли, что цитата Сартра с критикой антикоммунистов есть в работе А. Бадью «Обстоятельства, 4. Что именует имя Саркози?». «Всякий антикоммунист – сволочь», – говорил Сартр, и это правда…» – писал французский философ в 2008 году. Примечательно, что труд Бадью издавала «Академия исследований культуры», выпускавшая книги совместно с издательством СПбГУ, центр которого и проводил экспертизу цитаты. Специалисты решили, что разжигания розни в тексте нет, но есть «признаки унижения достоинства человека по мотивам политической, идеологической ненависти или вражды». По статье 20.3.1 КоАП РФ грозит административный арест до 15 суток.
Удивляет и то, что вместо реальной борьбы с экстремизмом и терроризмом наши органы занимаются откровенной профанацией. Так, 29 сентября 2020 года заместитель прокурора города написал письмо ректору СПбГУ Николаю Кропачеву с просьбой провести экспертизу данной цитаты. Уже на следующий день еще одно письмо прокуратура направляет в Центр «Э». В письме, где на трех листах перечислены ссылки на все публикации в соцсетях с этой цитатой, прокуратура просит силовиков выявить всех лиц, которые данную цитату разместили. В ответ силовики заявляют, что 15 лиц, разместивших данную цитату, находятся за пределами РФ, а 28 – на ее территории.
По словам юриста КПРФ Татьяны Дьячковой, прокуратура на основании экспертизы, проведенной специалистами СПбГу, обвиняет Филиппова в том, что размещенная фраза «разжигает ненависть или вражду по признаку политической и идеологической направленности». При этом статья 20.3.1 КоАП, по которой Филиппова пытаются привлечь, такой формулировки не содержит.
«В статье говорится о действиях, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, – поясняет Дьячкова. – Политические взгляды не относят человека к социальной группе. Что такое социальная группа, социология уже давно всем рассказала. Статья расширительного толкования не содержит».
Также юрист пояснил, что фактически данная административная статья – это первый шаг к уголовному наказанию. «Статья 20.3.1 – это частично декриминализированная 282-я УК РФ, – говорит Дьячкова. – Если раньше за разжигание или возбуждение ненависти привлекали по ст. 282, то теперь по ней привлекают, когда данные деяния совершены неоднократно в течение года. И вот эта статья, которую вменяют Филиппову, – это «младшая сестра» уголовной. Первый шаг к уголовному наказанию. Еще не институт, но школа».
Дьячкова пояснила, что и эксперты не нашли в цитате признаков возбуждения вражды по тем признакам, что перечислены в статье 20.3.1 КоАП. А вот по «политическим и идеологическим признакам» возбуждение вражды действительно усмотрели. Однако, напомним, такой формулировки в инкриминируемой статье нет.
«Социальную принадлежность им эксперт не подтвердил, социальную группу тоже, а вот по мотивам политической или идеологической ненависти сказал «да» на основании того, что слово «сволочь» является в русском языке грубым и бранным. Но при этом у нас на экранах за бюджетные деньги показывают фильм «Сволочи».
По словам юриста, единственное, что есть в материалах дела, – это экспертиза и скриншот части статьи на Википедии о Жан-Поле Сартре. «Даже без раздела о произведениях – просто родился, умер», – говорит Дьячкова. Она отметила, что прокуратура не стала искать саму работу философа с цитатой. В постановлении о возбуждении дела есть лишь словесная формулировка «фраза, приписываемая Жан-Полю Сартру».
В русскоязычном сегменте интернета перевод работы Сартра действительно найти сложно. Однако работа есть в англо- и франкоязычных источниках. Это статья под названием «Морис Мерло-Понти жив».
«Найти нам ее помог первый секретарь регионального отделения КПРФ Роман Кононенко, у него большой опыт работы с международным левым движением, – поясняет юрист. – Сартр написал статью после смерти своего друга, философа Мориса Мерло-Понти, вместе с которым он издавал журнал Les Temps Modernes («Новые времена»). В этой работе философ рассуждает о жизни и творчестве друга и пишет, что они с Морисом были приверженцами коммунизма, но немного по-разному. Но в одном они были едины, и дальше он пишет эту самую цитату. В ней фигурирует слово «chien», которое переводится как «пес» и как «паскуда». А дальше мы идем в толковые словари и видим, что один из синонимов слова «паскуда» является слово «сволочь».
По большому счету – это научная цитата. Я поинтересовалась у прокуратуры – как это возможно привлекать человека за цитату, которая не занесена в список экстремистских материалов, ответа мы не получили. Возможно, теперь к делу будет привлечен другой прокурор».
В результате, несмотря на все доводы защиты и научного сообщества, активиста признали виновным и оштрафовали. По данному решению была направлена апелляционная жалоба в городской суд, который ожидаемо подтвердил его законность. При этом если районный суд обвинял Филиппова в «разжигании ненависти к социальной группе», то в решении городского суда внезапно возникла «ненависть по политическому и идеологическому признаку», которая, согласно закону, состава правонарушения не образует. Иначе говоря, было принято два незаконных и противоречащих друг другу решения.
Но этого «правосудию» показалось недостаточным. Было решено и вовсе запретить информационный материал – то самое изображение, которое разместил на своей странице член КПРФ. Рассмотрение дела несколько раз откладывалось, но все же госпожа судья решила показать всему миру, что никто не уйдет от ответственности. Даже «неизвестный мужчина в очках» (так Сартра именует прокуратура) с картинок в интернете. Рассмотренное за 15 минут дело о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной, завершилось «грандиозным торжеством права». Теперь картинка с изображением Сартра и его цитатой запрещена к распространению в России. Заметим, что судья запретила изображение, руководствуясь, в том числе, незаконными (на наш взгляд) решениями о привлечении Филиппова.
При этом парадокс в том, что сама цитата, как утверждают юристы, не запрещена. То есть всякий гражданин, согласно данному решению, имеет полное право сообщить на весь мир свою оценку антикоммунизма и его приверженцев. По крайней мере пока государство не решит снова напомнить россиянам о своей тяге к запрету вольнодумия.
Александр РОГОЖКИН и Егор МИХАЙЛОВ
Ленинград