Целый год кормили бычка и свиней. Думали, продадим к Пасхе, заработаем лишний рубль. Но тут, как выяснилось, – на тебе! – очередная напасть. Нельзя продавать на рынке мясо скотины, забитой дома. Нужно производить забой на сертифицированных бойнях. Там и документы дадут. Возникает ощущение, что личное подсобное хозяйство намеренно пытаются уничтожить. Хотят заставить всех питаться продуктами из супермаркетов. И за наши деньги поддержать крупные агрохолдинги.
В позапрошлом году в нескольких регионах России перестали выдавать сопроводительные документы на домашнее мясо. Нужна ветсправка на продажу мяса? Добро пожаловать на бойню!
Вроде бы делается с благими намерениями. Эти ограничения вводятся для соблюдения санитарных норм и недопущения распространения африканской чумы и ящура. Приказ Минсельхоза вышел еще в 2020 году, но его исполнение отсрочили. Теперь он поэтапно вступает в силу. И скоро будет действовать на всей территории России.
Теперь прикинем, чем он обернется простым крестьянам, как я, пенсионер, и личным подсобным хозяйствам, а также покупателям. Точно можно сказать одним словом: Убытками! Если действовать согласно приказу Минсельхоза, то мне, чтобы продать мясо на рынке, нужно: найти бойню (ближайшая у меня в 70 км); найти транспорт. На своей легковой машине я быка туда не довезу. Нужна как минимум «Газель». За это расстояние придется заплатить около 4 тысяч рублей; забой одной головы КРС – до 4000 рублей; заплатить за ветсправку; привезти мясо домой и только на следующий день вывезти его на рынок. То есть, на вскидку, затраты на то, чтобы забить и доставить на рынок мясо, составят около 9000–10 000 рублей.
И кто же покроет убытки? К чему это приведет? Здесь напрашивается несколько основных вариантов: убытки нужно компенсировать. Значит, цена на мясо еще вырастет; частникам и мелким производителям станет совсем невыгодно держать скот и свиней на мясо. Соответственно, они перестанут его держать; вырастет коррупция в ветслужбах. Селянину будет проще дать взятку и получить заветное разрешение на продажу мяса.
Раньше у нас в селе в каждом дворе была как минимум одна корова. И свиней держали много. Сейчас на всю улицу 3 коровы, да пяток свиней. А будет еще меньше. Зачем искать себе проблемы? В супермаркетах все есть!
И после этого кто-то думает, как реально выжить мелким производителям сельхозпродукции? Содержание подсобного хозяйства становится повсеместно убыточным. Даже фермеры уже работают себе в убыток, многие не выдерживают и закрывают свой бизнес, особенно страдают производители молока. Из-за бюрократических препон и нежелания властей поддержать село наши школьники и дети будут пить привозное молоко. Почитайте на том же Яндекс-дзене, в других соцсетях крики о помощи от фермеров.
В крестьянской экономике надо еще учесть – стоимость кормов стала совершенно запредельной. Например, тючок люцерны, которых корове нужно две штуки в день на прокорм, стоит 190–200 рублей. Пшеница – от 8 до 12 тыс. рублей за тонну, комбикорму вообще цены не сложить, а корове в день надо как минимум три ведра смеси зерна с комбикормом. А молоко принимают максимум по 25 рублей за литр. Заготовители, которые ездят по деревням для закупки молока для молокозаводов, вообще предлагают максимум 21–23 рубля. И это сейчас, когда у коров и молоко жирное, и мало его. А летом, когда жирность упадет, а надои увеличатся, сомневаюсь, что и по 20 рублей за литр можно будет продать. Так что прокормить ту же корову, овец вообще стало нереально. Проще вообще не держать хозяйство, а покупать всё в магазине. Что касается продажи своей продукции на рынке, то здесь всё сложно. К прилавку крестьянину со своим мясом-молоком не пробиться, только отдать вполцены перекупщикам, с которыми, такое впечатление, заодно администрации рынков. Я бы вовсе отказался от содержания коровы, если бы не дети, уехавшие в город, которые приезжают в гости и увозят домой и молоко, и сливки, и сметану с маслом…
Сергей Сергеевич,
потомственный крестьянин
Ставрополье