Недавно по каналу «Культура» показали фильм об учительнице, с которой класс старшеклассников ведет себя как самая ярая шпана. Напрягая всю свою волю и терпение, педагог, роль которой исполняет И. Купченко, пытается наладить дисциплину, сосредоточить внимание учеников на предмете. В какой-то мере ей это удается, но с урока ее увозят на «скорой помощи».
Возможно, фильм не лишен гротеска. Впрочем, и состояние воспитания не только школьников, но и всей молодежи, как и нравственно-духовная атмосфера в нашем рыночно-барышном царстве, близки к нему.
И названный выше фильм, и прекрасные очерки О. Верещагина в «СР» звучат громким набатом и стучат в каждое наше сердце: «Пора, пора, наконец, сменить, убрать эту рыночно-либеральную буржуйскую систему, порождающую не только нищету трудящихся людей, но и расчеловечивание того же молодого поколения!»
И наши героические воины в борьбе с укронацистами проливают свою кровь не только за сохранение нашей страны и Русского мира, но и за лучшее будущее народа, детей и внуков.
Тем временем телеящик и Сеть продолжают забивать эфиры хроникой о криминале, о самых изощренных преступлениях, как и сюжеты о том же многих фильмов.
А молодые люди задают вопросы: «В театральные вузы по-прежнему берут тех, кто умеет читать стихи, петь и танцевать. А то ведь включишь ТВ, а там режут, душат, убивают…»
И пока телевещуны, участники всем известных теледебатов распаляются в бурных речениях о самых значительных международных событиях и о наших внутренних делах, всё остается по-прежнему.
Недавно речь шла – в который уже раз! – о том, нужна ли нам ныне идеология. Именно об этом дружно высказывались на Первом канале в передаче «Время покажет» диспутанта. И все почти хором согласились, что идеология чуть ли не устаревшее ныне понятие, потому что есть другое – ценности, которые мы и отстаиваем. Вот такая эквилибристика словами, будто бы два этих понятия и не близки по смыслу, а в основе любых ценностей не лежит никаких идей.
Наши советские ценности – то бишь идеология – освещались идеями коллективизма, труда, свободного от гнета и эксплуатации хозяина, братства и дружбы между народами, взаимосотрудничества, интернационализма и гуманизма, человеколюбия.
Вот эти идеи прививали нам чуть ли не с детского возраста – школьного пионерского и комсомольского детства.
Ныне же стараются всячески обходить слова, основополагающие в советское время, дабы не омрачать рыночную власть, которой они претят. Хотя и сама эта власть – особенно ее либеральное крыло – бдительно следит, чтобы менестрели слова – прокремлевская обслуга – как можно реже говорили о советском прошлом, доблестном труде рабочего класса и о людях всех профессий, званий и степеней, создававших основы промышленной индустрии, передовую технологию, науку, культуру, образование и все главные ценности той нашей жизни.
Словом, любая, даже самая яростная, полемика не должна ныне раздражать власть, а должна быть для нее безобидной, не касаться классовых интересов магнатов капитала, положения рабочего класса. Ведь этот класс, своим трудом создающий прибавочную стоимость в разбухшую мошну капиталиста-хозяина, как сказано в марксовом «Манифесте Коммунистической партии», «может подняться до положения ведущего класса нации», для чего он и должен, прежде всего, завоевать политическое господство, то есть лишить этого господства капиталиста.
Ясно, что такая перспектива нынешней олигархо-чиновничьей власти неугодна. Она ее пугает. И понятно, почему немалые протестные действия, которые уже давно происходят в стране в связи с обострением социальных противоречий между трудом и капиталом, в прокремлевских СМИ не находят освещения. Росстат тоже перестал их учитывать. И получается, что этого как бы и нет. Словно и нет рабочего класса, который начал «исчезать» как класс с обвалом приватизации, с деиндустриализацией.
Но откуда же тогда берутся сверхдоходы богатеев, нынешних денежных королей, коль рабочие люди списаны как класс, а об этих доходах даже упомянул президент в своем Послании, если эти баснословные барыши не выжаты из нещадного труда рабочего человека и присвоены хозяином прибавочной стоимости?
А наработана она той частью пролетариев, которую еще не успели выбросить на улицу после очередного банкротства предприятий.
Сколько же их, высококвалифицированных рабочих, которых очень ценили в советское время, оказалось ныне в результате убийственных реформ на обочине жизни! Даже по предварительным подсчетам, больше 10 миллионов.
А сколько утекло награбленных денег в офшоры, сколько распродано по дешевке дорогостоящего оборудования или выброшено в металлолом в результате массового банкротства и разорения предприятий!
Натворившие всё это легко сбежали за бугор – к своим приобретенным там владениям. И сейчас они еще тратят безумные деньги, наворованные в России, чтобы получить прописку и гражданство на известных в мире заморских островах. Это сколько же надо награбить у страны и народа, чтобы так, в открытую, шиковать при прямом попустительстве правоохранителей, законодателей и власти?! И вместо уголовных дел и тюремной решетки получить лишь небольшой словесный укол президента в его Послании, а до этого и амнистии грабителям.
Тогда что же удивляться, если в Госдуме обкатывают законы в интересах олигархата? Например, недавний закон о послаблении за экономические преступления собственникам капитала, вышестоящим сановникам всех рангов.
А народ, в массе своей всё больше нищающий, чьи доходы от труда и пенсии фантастически разнятся от барышей и прибылей хозяев жизни, всё чаще обращается к советскому прошлому. И никакие окучивания его сознания либерал-фискалами о репрессиях, цензуре, железном занавесе и прочих издержках «совкового» времени уже не действуют на него сильнее, чем нынешний страх лишиться работы и даже жилья и не иметь никакой перспективы и уверенности в будущем.
И хотя в массе своей народ поддерживает героическую битву наших воинов против еврофашизма на Украине, понимая, какая угроза нависла над нашей страной, добиться единения хозяев капитала, стригущих баснословные прибыли, с теми, кто живет за чертой бедности, с малоимущими, невозможно – как и затушевать всё больше растущие социальные, классовые противоречия, о которых власть предпочитает умалчивать, как и ее подручные словоблудные вещатели.
И уже понятие классовой борьбы давно выброшено из лексикона рыночников. Все это в народе научились понимать. И сколь бы ни пытались власти отодвинуть от него подальше опыт советского жизнеустройства, он всё равно в большинстве своем Сталина и Ленина признает самыми мудрыми и проницательными правителями в истории, о чем говорят и итоги голосований. А это значит, что все верещания послушных власти СМИ и провластных партий о том, что социализм-де остался в прошлом, а ставку надо делать на какую-то там новую суверенную демократию (новый щит для олигархата, что ли?), массой народа, вкусившей «прелести» рынка, не воспринимаются. И всё больше зреет понимание, что будущее народу обеспечит только обновленный социализм.
А. ЗАСИМОВА
г. Пушкино,
Московская обл.