Статья моего тверского земляка Валерия Яковлевича Кириллова «О судьбе родной земли» имеет глубокий философский смысл. На моей малой родине, в Селижаровском районе, после Великой Отечественной войны, к 1950 г., после укрупнения, было 59 колхозов, в том числе рыболовецкий. К 1975 г. в районе стало 12 колхозов и 11 совхозов. Они имели 528 тракторов общей мощностью 33 500 л.с., 12 зерновых комбайнов, 77 льнокомбайнов, много другой сельскохозяйственной техники. Построены крупные животноводческие комплексы в колхозах им. Калинина, «Россия», совхозе «Оковецкий». В 40 школах района (из них 23 начальные, 12 восьмилетних и 5 средних) в 1975 г. обучалось 2800 учащихся. В районном центре имелась школа рабочей молодежи, ВС ПТУ №6 (пос. Селище). 150 юношей ежегодно овладевали профессией механизатора. После «гениальной перестройки» всё это исчезло с лица земли Селижаровской. Что осталось? Заросшие осинником, бурьяном, борщевиком поля и забытые Богом в деревнях старики.
Что делать? Надо, видимо, глубоко изучить рекомендации и предложения ленинградских ученых и специалистов, которые считают, что:
- Земельные и сельскохозяйственные угодья входят в число основных компонентов среды обитания людей, таких, как воздух, вода и солнечный свет. Захват земли в частную собственность отдельными лицами означает нарушение прав человека для миллионов граждан.
- Изъятие земли у крупнотоварных сельхозпредприятий, раздробление ее на паи и раздача населению, не работающему на земле, с разрешением последующей продажи, приведет к ликвидации главных поставщиков продуктов для города.
- Приобретение земли, необходимой для ведения самостоятельного фермерского хозяйства, потребует таких вложений, которыми не располагает современный русский крестьянин. Землю скупят разбогатевшие городские дельцы, иностранцы или ипотечные банки.
- Продажа земли субъектам, не занимающимся сельхозпроизводством, превращение ее в объект накопления капитала и земельных спекуляций повлечет за собой сокращение посевных площадей и отрицательно скажется на продовольственном обеспечении страны.
- При продаже земли в частную собственность государство лишится земельной ренты. Ее будут присваивать земельные собственники, которые поднимут цены на продовольствие.
- Социальная сфера села (школы, здравпункты, клубы), ранее поддерживавшаяся на средства коллективных хозяйств, будет окончательно разрушена.
- Иностранные покупатели напрямую или через подставных лиц, как это уже было в промышленности, непременно развернут скупку земель, используя ничем не обеспеченные доллары, после чего предъявят права на изгнание местного населения и заселение лучших земель иностранными колонистами.
- Будут скуплены иностранцами и навсегда потеряны для России земли, потенциально богатые полезными ископаемыми. Развернется широкомасштабная скупка лесов с их последующим хищническим уничтожением.
- Возникнут частнособственнические препятствия для осуществления государством крупных народнохозяйственных проектов.
- Будет создана почва для многократных вооруженных переделов земельных угодий. «Гражданская война за землю» принесет человеческие потери гораздо большие, нежели войны в Афганистане и Чечне, Грузии, Осетии и на Украине.
Русские поля уже тридцатый год никто не пашет и не засевает в тверской глубинке. Да и пахать некому. Имеющие силу мужики едут на заработки вахтовым методом либо в Москву, либо в Тверь, в Санкт-Петербург, стремясь хоть как-то прокормить оставшиеся в деревнях семьи. Другая сторона: нет никакой действенной молодежной политики в воспитании у детей любви к Земле-матушке.
В.Д. КАРАНДАШОВ,
капитан I ранга,
доктор философских наук, профессор,
член Союза писателей России,
коммунист