Еще до начала войны Леня Голиков все делал по хозяйству. Мечтал стать лесосплавщиком, перегонять по рекам большущие плоты из бревен. Любил Леня лазить по деревьям. Выбирал самое высокое дерево и, как кошка, быстро взбирался на самую макушку, оттуда вниз кричал:
– Ну, кто ко мне?
Но охотников находилось немного.
Он здорово плавал.
Дождется, когда старшие ребята, приезжавшие на каникулы из Новгорода, где учились в техникумах, входили в воду, и вместе с ними саженками пускался на тот берег.
Вечерами зажигалась керосиновая лампа, все садились вокруг стола, и мама начинала рассказывать ребятам, а кроме двух сестер, были дети соседей, русские народные сказки. Мама знала их превеликое множество.
Когда сестры подросли и уже овладели грамотой, они стали вслух читать интересные книжки про судьбу барабанщика Аркадия Гайдара, про Республику Шкид – Леонида Пантелеева и многие другие, что брали в школьной библиотеке.
Случилось несчастье с отцом: он провалился в студеную воду, еле выбрался, но сильно застудился и захворал.
Отец устроил сына учеником к знакомому крановщику…
А совсем скоро крановщик стал доверять самостоятельное управление краном. В такие моменты Леню переполняла гордость оттого, что может подчинять своим командам эту чудовищную машину.
Когда началась война, Лене Голикову исполнилось пятнадцать лет. В шестнадцать лет школьный учитель Василий Григорьевич привел его в партизанский отряд…
Вскоре партизаны полюбили и гордились им, в разведке Леня просто незаменим.
Однажды командир послал в село Сосницы. Босой, в поношенной рубахе, он как ни в чем не бывало ходил по деревне. Вернувшись, рассказал командиру, что видел пушку. Возле сарая стояла автомашина, на которую грузили ящики со снарядами. В сарае, конечно, склад боеприпасов. У школы Леня увидел несколько легковых машин и мотоциклов. Нетрудно было догадаться, что здесь разместился штаб.
В ту же ночь партизаны напали на немецкий гарнизон. Леня Голиков был в группе, наносившей удар по штабу. Автоматной очередью он скосил гитлеровцев, выскочивших из дверей школы, и первым ворвался туда. Три фашиста стреляли через окно. Они не слышали шагов партизана. Двух снял молниеносно. Третий успел броситься на пол и выстрелил в Голикова. Леня метнулся в сторону, упал. Гитлеровец решил, что партизан убит, и поднялся. Короткая очередь навсегда уложила врага.
Из ночного налета Леня возвращался с трофеями. Он тащил связку бумаг, захваченных в школе. Над ним даже посмеивались:
– Не иначе как в писаря метишь. Гляди, сколько бумаги сгреб.
В партизанском штабе Леню похвалили «за бумажные трофеи». Это оказались важные документы.
Но особую похвалу он заслужил, когда 13 августа 1942 года принес большой кожаный портфель. Леня бросил гранату в проезжающий легковой автомобиль, с которого выскочил немец в белом кителе и бросился бежать. Леня крикнул:
– Стой! Хальт!
Немец бежал, размахивая большим портфелем. На ходу обернулся. Увидел в руках врага пистолет. Леня пригнулся. На выстрел ответил длинной очередью.
Подскочил к упавшему гитлеровцу, схватил портфель. Взгляд скользнул по золотым погонам, полоскам орденских ленточек на кителе. «Важная птица», – подумал Леня…
Когда переводчик разобрал бумаги, выяснилось, что портфель принадлежал действительно «важной птице» – генералу Виртцу, возвращавшемуся с совещания из Кенигсберга. Вскоре выяснилось, что документы, которые вез генерал в красном портфеле, были сверхсекретными и представляли большую ценность для командования Советской Армии. Их тут же отправили в Москву.
Через некоторое время из столицы Родины в партизанский отряд пришла радиограмма, в которой предлагалось командованию отряда представить к самой высокой награде всех участников операции по захвату важнейших документов германского командования. Составители радиограммы, конечно же, не ведали, что операцию по захвату этих самых документов провел всего лишь один человек, которому было шестнадцать лет.
За свою короткую жизнь взорвал два железнодорожных и двенадцать шоссейных мостов, сжег три склада боеприпасов, уничтожил девять автомашин с боеприпасами, истребил около восьмидесяти оккупантов. В сорок четвертом году, когда народные мстители вошли в Ленинград, все узнали о Лене Голикове.
В Петербурге есть улица Лени Голикова. Голиков Леонид Александрович родился в 1926 году и геройски погиб в бою 24 января 1943 года в Псковской области. Награжден был орденом: Ленина, Красного Знамени. А в 1944 году юному партизану, мстителю, ценному разведчику, было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза…
Воспитание у юных чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого – это и есть священная память о защитниках Родины и весомый вклад в наше будущее.
Борис ЯГУБОВ,
член Союза журналистов России