Имя нашего колхоза принято единогласным решением трудовой общины – «Родина». Это продиктовано заботами, о которых идет речь и в статье писателя Валерия Кириллова «О судьбах родной земли» в газете «Советская Россия» (17 апреля текущего года), и в беседе с газетой «Советская Россия» Павла Николаевича Грудинина.
О земле для всех и каждого, как о здоровье матери родной, смолоду были наши думы. Так было при власти рабочих и крестьян. Однако власть буржуазии с первого дня своего возврата к господству объявила чуждую народу и скрытную по чужому языку приватизацию – передачу в частную собственность общего имущества и земли. С явным прицелом – для воскрешения помещиков и колониальных баронов «из-за бугра».
Наш колхоз к этому времени был передовым в Новоселицком районе и входил в круг лучших хозяйств Ставропольского края. Со временем все более благоустроенным и привлекательным мы делали наше село Китаевское. И сегодня и здесь жизнь была бы воплощением заповедей христианства и коммунизма – счастьем многодетных семей растущего трудового народа.
Однако прикинувшиеся демократами господа сразу же все перевернули. Наутро во всех селениях начали раздел общего на личные части собственности. У нас числилось 998 учредителей коллективного хозяйства. Земельный пай каждого колхозника составил 10,5 гектара пашни . 449 таких паев оказались в собственности у уже не работающих в колхозе пайщиков.
В этом – клин, чтобы расколоть обусловленную естественными условиями вековечную крестьянскую общину. Всем памятно, как радушно соседи приходили совместно помочь друг другу в стройке дома или ином тяжелом деле. Тем более только всем вместе можно вести современное сельское хозяйство – каждому по труду и духовным потребностям.
«Реформаторы» запускают вирус обогащения, превращают землю в товар. Продай свою долю имущества да земельный пай, деньги в банк – богатеем станешь. Тем паче когда на земле уже не работаешь или она тебе по наследству досталась, а ты живешь от родного поля вдали, а то и вообще – за морем-океаном.
Всем видно, в некоторых нравственно больных душах вспыхивает страсть к богатству за чужой счет. Один бывший колхозный агроном начал скупать земельные паи. Некоторые чиновные дельцы из райцентра для этого стали использовать выгоды своего положения.
В устроенной феодалами нищете некоторые отчаявшиеся люди и себя продадут. Отнюдь не по классовым интересам отдельные пенсионеры и иные не работающие в колхозе его бывшие члены продали свои земельные паи общей площадью около 1200 гектаров.
Все последствия этого оправдывают закономерность социалистической экономики и исторической судьбы народа – земля не является товаром, земля не подлежит продаже. Этот закон жизни отстаивали все великие выразители интересов народа.
И только ничем не обоснованную частную собственность на землю приходится теперь закладывать в себестоимость продукции, растет дороговизна, и цена далеко не всегда оправдывает затраты. Да, большинство из числа неработающих ныне пайщиков понимают, что обязательно надо сохранить жизненно важное для села коллективное хозяйство, ведь само имя его свято – «Родина», ведь родина в сердце каждого выросшего здесь.
Наши бывшие сотрудники не продали, а сохранили 449 земельных-имущественных паев, и крестьянская община продолжает свои старания выстоять с верой – будет и на нашей улице праздник! А плата за использование паев в таком случае в основном, по сути, совпадает с практикой материального поощрения тружеников по итогам годовой работы хозяйства, с заботой о поддержке благополучия пенсионеров. Колхоз берет на себя затраты пайщиков по уплате земельного и подоходного налогов.
Так, на пай колхоз «Родина» уже около десяти лет выдает 4 тонны зерна, 20 килограммов подсолнечного масла, 20 кг круп, 10 кг макаронных изделий и по цене 40 рублей за 1 кг хлеба из нашей пекарни или денежную компенсацию по рыночной цене за все, кроме зерна. Эти продукты производим сами, как в старые добрые времена – хлеб настоящий, вкусный.
Однако все это не благодаря, а вопреки уже четвертому десятилетию так называемой рыночной экономики. С самого начала «реформ» специально устроен был ценовой бардак для уничтожения производительных сил страны. Вот и в последнее время увеличены в два и более раза цены на запасные части для сельскохозяйственной техники, технику, резину.
В 2022 году мы на те же самые запчасти затратили в 1,7 раза больше средств – 24 млн рублей. На «резину» для машин израсходовали денег в 3,7 раза больше. Минеральных удобрений закупаем все меньше, а денег за них отдаем все больше.
Прямо-таки осуществляется преднамеренное разорение: вся промышленная продукция для села резко подорожала, а продукцию сельского хозяйства вынуждают сбывать за бесценок: в полтора-два раза ниже, чем годом-двумя ранее.
Толкают село к экономическому краху.
Производство и реализация пшеницы за 2022 год стала убыточной. Наше счастье – убыток небольшой, 1025 тыс. рублей реализованной, а произведенной – 5,5 млн рублей.
Но выручили другие культуры, реализованный урожай 2021 и 2022 года: подсолнечник дал 62 млн рублей прибыли, масличный рапс – около 26 млн, горох – 19 млн. Вся чистая прибыль составила около 132 млн рублей.
Увы, и этого совершенно недостаточно, чтоб держаться на плаву, а не утонуть. В самых развитых странах помогают сельскому хозяйству подниматься к вершинам вровень с ведущими техническими отраслями экономики. Суть проста, в технике: наука, а за ней и практика совершают космический взлет, соответственно с прибылью.
А живая природа и при самых великих открытиях растет несопоставимо медленнее и отстает в увеличении массы продукции, прибавочного продукта для общественного потребления. Наука разглядела, что промышленность по мере взросления при капитализме стихийно, а потом и осознанно выравнивала здоровую жизнь отраслей человеческой деятельности.
И уже достаточно давно на Западе этим наподобие вынужденной благотворительности занимается государственная власть сама – выдает сельскому хозяйству дотации, дополнительную плату, порой составляющую 70% стоимости реализованного урожая.
А в России помощь сельскому хозяйству – изощренная издевка. Такой пример привел депутат КПРФ В.И. Кашин после отчета министра сельского хозяйства Д.Н. Патрушева в Государственной думе в декабре 2022 года: в минувшем году сельхозпроизводители выплатили пошлину за экспорт зерна 200 млрд рублей, а помощи от государства, по словам министра, получили… 20 млрд.
Пошлина с хозяйств Ставропольского края – 20 млрд рублей, в 50 раз больше помощи, ее дали лишь 460 млн рублей.
Хороший хозяин семена для очередного посева готовит заранее. Еще раньше деньги в помощь нужны. Но элитные семена, приобретенные под урожай 2023 года, в 2022 году вообще не дотировались по методике министерства РФ. Первые субсидии за производство и реализацию зерновых урожая 2022 года учредили с 1 декабря 2022 года по 31 января 2023 года. Наш колхоз в эти сроки реализовал только 152 тонны зерна. Но копии документов затрат на производство зерновых приняли сначала в краевом министерстве, а затем вернули, требуя копии документов по зарплате, выплаченной только на реализованное зерно, и две пачки бумаги потрачены были впустую.
***
По всем фронтам наступление на сельскохозяйственную территорию происходит. Не только даже не вспоминают об освобождении села от тягот, но и дополнительно сваливают их на крестьянство.
О каком снижении себестоимости продукции полей говорить, когда господа благодетели установили цену на электроэнергию для села намного выше, чем для промышленности.
Производство минеральных удобрений – одна из немногих отраслей промышленности, получивших развитие в стране и после буржуазного переворота. Однако жажда обогащения свежеиспеченных частных собственников тут же повернула поток удобрений на экспорт. А поставку на поля России удушили непосильными ценами. Но меньше удобрений – меньше урожай. В этом смысл «углубления» аграрных «реформ»?
Тут уж ради экономии хоть прыгай на одной ноге. Все стараются сокращать затраты отказом даже от самых оправданных работ. И вот почти все хозяйства отказались от паров – площадей, где целый год идет накопление влаги и питательных веществ для озимых культур. И это сказывается.
В 2022 году у нас урожай – 47 центнеров зерна с гектара, а в целом по району в среднем – 30,6 центнера.
Всего наш коллектив в 2022 году собрал 26 943 тонны зерна. Это сказалось на доходах колхозников. Средняя месячная заработная плата составила 57 743 рубля, у механизаторов – 89 тыс. рублей.
Секрет этого относительного благополучия – в полном соблюдении «закона рынка»: ничего не делать себе в убыток. И мы общими силами старались добиться прибыли на каждом участке, во всех отраслях. Но ведь буржуазная «перестройка» по ее затее обеспечила перекачивание прибыли колонизаторам с империалистического Запада.
Так же сказалось и грубое нарушение суверенитета России – вступление в 2012 году во Всемирную торговую организацию. Одним из условий этого вступления была почти полная ликвидация государственной поддержки сельскому хозяйству. Что в ближайшей пятилетке и было сделано.
Потому подтвердилось и продолжилось незадолго до этого официально признанное «убийство сельского хозяйства в 1990-ые годы прорвавшимися во власть». Вот последствия – колхозы и совхозы Ставропольского края в 1990 году имели 924 тыс. голов крупного рогатого скота, а нынешние сельскохозяйственные организации в 2022 году содержат лишь 93 тыс. голов. Ровно в дестяь раз меньше.
Ну еще чуть в подсобных хозяйствах и у фермеров – 169 тыс. голов этого первоосновного скота сел и деревень.
Наш край был чемпионом России, пас на степных раздольях 6,207 млн овец и коз, а теперь их – 1,195 млн, меньше в пять раз с лишним. Из этой отары лишь 195 тыс. еще дышат в сельскохозяйственных организациях – 3% численности ранее содержавшихся в колхозах и совхозах.
Не шибко и в свиноводстве – было 968 тыс., осталось – 390 тыс. хрюшек. Из них ныне больше половины в частных фирмах.
***
И есть о чем думу думать. Было любо-дорого обозревать бескрайние степи Ставрополья и на них многочисленные стада и отары скота. А каково сегодня видеть опустошенные просторы и развалины животноводческих ферм в станицах и селах под восторги высоких господ об экспорте зерна?
Ведь основное животноводство государственной политикой ввергнуто в убытки – это смерть отрасли, всех ее сельскохозяйственных предприятий. Спасаясь, они отказались от животноводства.
В их числе и наш колхоз «Родина». Убыточность вынуждала сокращать поголовье всех видов скота, в конце концов осталась одна отара овец 1,4–1,5 тыс. голов и одна свиноводческая товарная ферма – 1 тыс. голов свиней, крупный рогатый скот – только в личных подсобных хозяйствах селян. Для них заготавливаем сено и силос и по себестоимости развозим подворно во весь стойловый период.
Мечтаем и надеемся: ради спасения страны будут приняты меры и по воскрешению многоотраслевого сельского хозяйства в соответствии с возможностями природы каждой местности. Наш колхоз готов сразу же ударным трудом начать восстановление молочно-товарных, свиноводческих и овцеводческих ферм. Все их помещения в основном сохраняются.
Это шаг на главном пути – к строительству счастливой жизни всех в трудовой общине. При рабоче-крестьянской власти члены колхоза «Родина» достигли огромных перемен к лучшему по сравнению с тем, о чем рассказывали дедушки и бабушки из их жизни в царской России.
Но и вопреки попытке Ельцина и компании повернуть историю вспять, к царизму и капитализму под ширмой «демократии», трудовая община по-прежнему верна народу. В заботе о нем. Об этом широкая молва. Колхоз в советское время построил прекрасную школу, спортивный комплекс, а в последние годы смог перестроить церковно-приходскую школу в спортзал и библиотеку, капитально отремонтировать спорткомплекс. Всеми сельхозпредприятиями района отремонтировали три отделения районной больницы.
Стараемся сохранить отношение к человеку труда, как при социализме. Даем колхозникам деньги взаймы на приобретение жилья или автомобиля, оплату образования детей в вузах. Несмотря на то, что 2020 год стал для нас почти гибельным, мы сохранили эти меры для наших пайщиков и колхозников. Оказываем помощь займами с погашением из заработной платы. Всем пенсионерам села два раза в год выписываем по три центнера зерна и развозим подворно, всем жителям села, содержащим животных, развозим силос в стойловый период по себестоимости. На похороны пайщикам и пенсионерам колхоза выделяем по 40 тыс. рублей, тушку овцы и за счет колхоза оказываем все ритуальные услуги.
Во время отпусков за счет колхоза до 2020 года отправляли работников на лечение в здравницы Кавказских Минеральных Вод. До сих пор оплачиваем членам коллектива обследование в краевом диагностическом центре, а также дорогостоящее лечение и протезирование зубов, отправляем после уборки на Черноморское побережье работников на отдых. Совместно с администрацией сельского поселения на регулярной основе помогаем школе, детскому саду, библиотеке, дому культуры, местному храму.
Многое еще делается для жизни с песней. Боремся за торжество такого общества и воспитываем новые поколения высокой идейности и народной культуры. Оказываем помощь детскому казачьему ансамблю «Хуторок», который выиграл высшую награду в Минске, и любимому в районе и крае нашему колхозному вокально-инструментальному ансамблю, которому уже14 лет.
Финансируем поездки на соревнования спортсменам греко-римской борьбы, содержим футбольную команду, играющую на первенство края.
В самых широких массах населения всем ясно: остановит небывалое массовое вымирание народа только жизнь с песней, когда «душа поет и просится сердце в полет». Так Родина пела в свободе от капитализма, и сегодня жизненно важно этого добиться.
Владимир ХРОМЫХ,
председатель колхоза «Родина» Новоселицкого района
Ставропольского края,
член бюро Ставропольского крайкома КПРФ