Яхта «Гранма», с которой высадились Фидель Кастро и его соратники, сегодня экспонат музея.
В каждой стране есть свои корабли-музеи, которые участвовали в знаковых событиях в истории. В США это фрегат «Констелейшн» (USS Constellation), в Великобритании – парусный линейный корабль «Виктория» (HMS Victory) адмирала Нельсона и парусный клипер «Катти Сарк» (Cutty Sark). В Советском Союзе и России – крейсер 1 ранга «Аврора» и атомный ледокол «Ленин». Есть такой корабль и на далекой Кубе. Это моторная яхта «Гранма» – Granma.
Подготовка к высадке «барбудос»
После потери Испанией контроля над Кубой остров перешел под полный контроль США.
В 1956 году Фидель Кастро и ядро его сподвижников планировали начать вооруженную борьбу против Батисто, находясь в Мексике. В эту страну они перебрались из Кубы, когда были амнистированы батистовским судом. Именно тогда в Мексике Фидель познакомился с Эрнесто Че Геварой – молодым врачом, который был вынужден бежать в Мексику из Гватемалы, где он принимал участие в революционном движении. Тогда же в Мексику приехал и Хуан Мануэль Маркес. Из США в Мексику прибыл Камило Сьенфуэгос. Собрался небольшой, но мощный костяк революционеров, которые поставили перед собой задачу совершить революцию на Кубе.
У Кастро были достаточно широкие связи в Мексике и США. В США он встретился с бывшим президентом Кубы Карлосом Прио Сокаррасом. Тот крайне негативно относился к режиму Батисты и согласился передать Фиделю Кастро $50 тыс. на борьбу с диктатором. Кастро посчитал, что этих денег должно хватить на покупку судна, на котором революционеры планировали перебраться на Кубу, и на покупку оружия. Другого способа попасть в страну у них не было. Один из планов команданте заключался в покупке списанной летающей лодки «Каталина», но от него пришлось отказаться – самолет стоил очень дорого. Через месяц состоялась повторная встреча, на которой бывший президент передал будущему лидеру революции $20 тыс. Через некоторое время, проезжая через городок Тукспан, Фидель увидел небольшую моторную яхту. Она имела необычное название Granma, что в переводе – «Бабушка». Яхта была не в лучшем техническом состоянии и требовала ремонта. Кроме этого, количество революционеров, которые планировали добраться на Кубу, составляло свыше 80 человек, что для «Гранмы» было многовато. Почему Кастро выбрал эту яхту, доподлинно не известно. Есть версия, что из-за названия.
«Гранма» была построена в 1943 году в Бруклине как катер-мишень С-1994 для ВМФ США. После войны этот катер был переделан в моторную яхту. Водоизмещение яхты составляло 55 тонн, длина – 13 м. ширина – 5 м. Мощность дизельных двигателей составляла 225 л.с. У яхты был потрепанный вид. Владельцу она была не нужна, а покупателей на яхту с такой историей не было. Но несмотря на все эти факты, Фидель Кастро принял решение о покупке «Гранмы».
По-хорошему, яхту нужно было отремонтировать, но оставшиеся деньги Фидель Кастро вынужден был экономить, поэтому было принято решение рискнуть. Риск был, и существенный. Яхта требовала ремонта и первоначально была рассчитана на 20 человек (12 пассажиров и восемь членов экипажа). А на Кубу собирались отправиться 72 человека. Дополнительным стимулом стало то, что в Мексику прибыл Франк Паис Гарсия (школьный учитель, известный в революционной среде того времени человек), который привез $8 тыс. на закупку оружия. Причин для задержки выхода в море не было. Но перед выходом в море необходимо было сделать еще одно дело. Так как планировались бои с армией Батисты, а революционеры в массе своей боевой подготовки не имели, нужно было организовать для них боевую учебу, соблюдая при этом нормы конспирации – куда же без нее. В различных районах Мехико было снято несколько квартир, в которых проживали по семь-десять человек. Подготовка велась в сельской местности. В отряде Кастро была жесткая дисциплина. Фидель имел звание команданте – майора. В отряде, кроме него, были шесть капитанов и три лейтенанта.
Изначально на «Гранме» должны были отправиться на Кубу 84 человека, но до выхода двоих революционеров арестовала мексиканская полиция. У них нашли целый арсенал: четыре снайперские винтовки, три пистолета-пулемета и 17 пистолетов. На Кубе тоже шла подготовка к высадке. 28 октября 1956 года в Гаване был убит полковник А. Бланко Рихо – глава военной разведки диктатора Батисты. Его устранение должно было помочь революционерам без потерь высадиться на острове. «Барбудос» разместились на яхте, на Кубу ушла телеграмма: «Тираж книги распродан». Это означало, что через пять дней на острове должно начаться вооруженное восстание против Батисты.
Фидель назначил штурманом яхты бывшего лейтенанта ВМФ Кубы (на острове был свой небольшой военно-морской флот) Роберто Рохе. Законы конспирации соблюдались, и Рохе не знал, на каком судне нужно будет идти до Кубы. Увидев «Гранму», он разочаровал Фиделя заявлением о том, что на этой яхте идти до острова придется пять суток. То есть отряд Кастро не успевал к началу восстания на острове. Дело в том, что яхта без ремонта не могла развить скорость более чем 7,2 узла – около 13 км/ч. Тем не менее было принято решение о выходе.
25 ноября 1956 года в два часа ночи «Гранма» вышла из порта Тукспан. На ее борту находились 82 человека, среди которых Фидель и Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, Камило Сьенфуэгос. Из 82 человек только 21 имел боевой опыт, приобретенный в ходе штурма казарм Монкада. Самым старшим был 53-летний Франсиско Чиколо, самым младшим – 19-летний Гильене Селайя. 28 ноября «Гранма» вошла в Карибское море. Начался шторм, в каюты стала поступать вода. Пассажиры вычерпывали ее ведрами, Фидель приказал все лишнее выбросить за борт, оставив только оружие, боеприпасы и минимум продовольствия.
Несмотря на все приемы конспирации, кубинская контрразведка узнала о начале перехода судна с революционерами. Правда, они не знали, на каком конкретно судне находятся «барбудос» и где планируется высадка. Поэтому полиции был дан приказ патрулировать все воды, омывающие остров. Это распылило силы, и понизило внимательность полицейских. Мимо «Гранмы» прошел полицейский катер, и поскольку все революционеры находились в каютах, то полицейские не обратили внимания на небольшую яхту, под названием «Бабушка». Но на этом приключение «барбудос» не закончились. Роберто Рохе забрался на мачту, чтобы лучше увидеть маяк, и свалился с нее в море. Фидель дал приказ на остановку двигателей, и несколько часов революционеры искали своего капитана в воде. Рохе нашли живым и невредимым, но из-за этого происшествия революционеры потеряли еще несколько часов. Когда яхта подходила к назначенному месту высадки, ее заметили с каботажного судна, капитан которого дал радиограмму о подозрительной яхте. Пришлось срочно менять курс и искать новое место высадки. В новом месте «Гранма» села на мель в 100 метрах от берега. Спущенная на воду шлюпка затонула. И революционерам не оставалось ничего другого, как идти к берегу по горло в воде, неся на поднятых руках оружие и боеприпасы.
Сообщение о подозрительной яхте наконец дошло до адресата, и в воздух были подняты самолеты ВВС Кубы. Они нашли стоящую на мели «Гранму», но все революционеры ее уже покинули. Подошедшие к месту высадки боевые катера обстреляли «барбудос» на берегу, но революционеры успели скрыться в мангровом болоте. Для отвлечения внимания от высадки с яхты соратники Фиделя захватили здание управления полиции в Сантьяго-де-Куба – второго города Кубы – но без подкреплений были разбиты и ушли в горы. Туда же направился и отряд Фиделя. С этого началась кубинская революция. Из 82 высадившихся революционеров выжил 21.
С описываемых событий прошло более 60 лет. Яхта «Гранма» стала одним из символов кубинской революции. Точную копию «Гранмы» во время демонстраций и парадов, на специальном прицепе провозили перед трибунами. Сегодня «Гранма» в специальном стеклянном павильоне находится в Музее революции в Гаване. Официальная газета Коммунистической партии Кубы называется «Гранма», такое же имя носит одна из провинций страны, а на месте высадки революционеров разбит национальный парк «Десембарио-дель-Гранма».
Андрей МАКСИМОВ