В Москве разрушают Битцевский лес. Его защитникам противостоят «неизвестные» бойцы.
27 июня в Битцевском лесу произошла массовая драка. «Неизвестные» люди в черной одежде избили активистов, которые пытаются защищать лес от беспощадного «благоустройства», проводимого властями Москвы.
Местные жители уверены, у подрядчиков департамента коммунального ремонта, который и отвечает за работы в лесу, нет разрешения на использование тяжелой техники. Прямо сейчас КамАЗы и экскаваторы прокладывают дороги для «благоустройства», попутно уничтожая животных и краснокнижные растения.
«Реабилитация» леса – как происходящее называет мэр Москвы Сергей Собянин – началась в 2022 году и уже обошлась бюджету в 90 миллионов рублей. При этом план работ «по благоустройству» не видели ни активисты, ни подрядчики, а уже благоустроенные участки вот-вот потеряют охранный статус и рискуют оказаться в зоне массовой застройки.
«Бесхозная» земля
Выход из метро «Новоясеневская» – застроенный девятиэтажками спальный район на окраине Москвы. Пять минут вдоль мрачного проспекта, шумного рынка – и вдруг перед глазами вырастает зеленый оазис. Это Битцевский лесопарк. Второй по величине природный парк Москвы, особо охраняемая территория размером около 2200 гектаров. Среда обитания для более чем 150 видов животных и сотни видов растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
В столице, с ее вечным дефицитом пространства, «бесхозные» территории такого масштаба не могут остаться без внимания властей. «Реновация» дошла и до Битцы, как любовно называют лес местные жители.
С 2021 года Битцевский лесопарк начали благоустраивать в ущерб самому лесу. Далеко не всех местных жителей такой расклад устроил, многие стали бороться за сохранение леса нетронутым и уходить в активизм. Елена Медведева и Сергей Утришский – из таких людей. Сейчас они общественные инспекторы, специально получившие статус в департаменте природопользования Москвы и Росприроднадзоре. Теоретически этот статус позволяет им писать жалобы, на которые власти обязаны отвечать, устраивать проверки выполняемых работ и запрашивать необходимую документацию, а на практике чаще всего – за эти законные действия «получать в лицо».
В конце 2021 года на интернет-платформе «Активный гражданин» власти Москвы провели голосование по поводу Битцы. Завершилось оно в пользу реабилитации природно-исторического парка – это статус ценного для города природного комплекса. Так, 82% москвичей проголосовали за стратегию восстановления территории Битцевского леса, и только 6% – против. Причем так никто и не понял, почему вдруг природному лесопарку вдруг понадобилось «восстановление» и «реабилитация».
«Благоустройство» Битцевского леса началось весной 2022 года. Сергей Собянин обещал закончить все работы к концу года, но главное – клятвенно обещал не трогать при этом сам лес: «Надо было сохранить, реабилитировать центральную часть парка, с одной стороны, с другой стороны – сделать вокруг парка зону для активного отдыха, при этом не трогая лесной массив», – передавала пресс-служба слова Собянина.
Уже 20 января 2023 года мэр в своем телеграм-канале заявил: «Мы завершили уникальный проект реабилитации Битцевского леса. Нам особенно важно было сохранить заповедную часть парка, поэтому все активности перенесли на его окраины – ближе к жилым кварталам». Звучит красиво.
Только реальное «благоустройство» сильно отличается от заявлений Собянина. «Лесной массив серьезно затронут, в том числе в глубине леса. А строительные работы все еще идут», – жалуется активистка Елена Медведева.
За благоустройство территорий в Битце отвечает департамент коммунального ремонта и два его подрядчика – «СтройСтандарт» и «ЮГ-2008». И делают они это, как полагают активисты, с нарушением федеральных законов и постановления правительства Москвы.
– Власти руками строителей превращают заповедную территорию в еще один «парк Горького». Они закатывают всё в асфальт, делают детские и спортивные площадки, хотя десятки таких же есть через дорогу в спальных районах. Лес ведь не для этого, – возмущается Елена. – На наши жалобы чиновники отвечают, что основные работы уже завершены, остались только пусконаладочные: подключение туалетов, монтирование тренажеров. Но прямо сейчас я нахожусь в лесу: напротив меня техника разрывает грунт и прокладывает дорогу. И это несмотря на «успокаивающие» заявления Собянина.
По словам одного из лидеров активистов, защищающих Битцу, – Сергея Утришского, власти и подрядчики напрочь игнорируют все документы, по которым нужно благоустраивать особо охраняемую природную территорию. А именно следующие.
Постановление №795-ПП «Регламент подготовки и выдачи заявителям Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы разрешения на въезд на особо охраняемые природные территории города Москвы». Согласно документу, помимо обязательного пропуска установленной формы, строители должны иметь и обязательную карту передвижения (маршрутный лист), за пределами отметок на которой техника находиться не может.
Это подтверждает Закон г. Москвы №48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве».
А также Закон №494 ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».
Несмотря на постановление и законы, план благоустройства Битцевского леса так никто и не видел. Активисты полагают, что в финальном виде этого плана просто не существует. А строители перекапывают лес наугад.
По данным закупочной документации, общая площадь для запланированных в лесу работ – 125 гектаров. Там собираются проложить 16 километров парковых дорог, столько же километров велосипедных треков и тротуаров. Для развлечения москвичей в лесу решили установить 13 спортплощадок, 4 теннисных корта, 3 скейт-парка, 3 памп-трека, спортивный комплекс и скалодром. Общая площадь этих спортивно-развлекательных пространств – 32 325 квадратных километров, и не просто, а километров живого леса.
К тому же власти планируют установить 45 800 погонных метров электроснабжения, 38 000 погонных метров наружного освещения, 20 000 метров канализации для обеспечения дренажа и сбора дождевой воды.
В закупочных материалах упоминаются и 300 клеток для животных (встает вопрос – зачем, да еще и в таком объеме?), 600 скамеек, 600 урн, 150 беседок, 100 арок, 500 пергол и 150 качелей, 344 камеры видеонаблюдения и 500 систем радиовещания. И это далеко не весь список.
Конечно, благоустраивать особо охраняемую природную территорию можно, но делать это нужно по правилам, которые и указаны в Постановлении №795-ПП. В частности, должен быть создан проект благоустройства, согласованный с департаментом природопользования на предмет безопасности и отсутствия вреда для экосистемы.
«То, что сейчас происходит в лесу, не мог согласовать никто. Да согласовывать-то нечего, потому что проекта нет, – сокрушается Елена. – Мы видим, как строители буквально на ходу решают, куда пойдет дорога и какое у нее будет покрытие. А потом вдруг прибегают заказчики и проектировщики и видят, что на пути техники одни корни – ну нельзя там прокладывать дорогу, деревья же погибнут. Но приходится закрывать на это глаза и вести асфальт дальше».
Активисты уверены: работы идут в обратном порядке. Сначала рабочие «наобум сносят всё живое на своем пути», а потом приезжают геодезисты, которые наносят «дороги» на карту – как будто всё так и надо.
«Ключевой момент в том, что план застройки никто не видел. Мы его требуем и ищем уже второй год. Нас все футболят: и префектура, и управа, и департамент. Даже сотрудники полиции, которых подрядчики любят вызывать в ответ на наши мирные протесты, говорили нам, что всё по закону и по согласованному проекту. Но когда мы просим показать этот проект, все разводят руками», – утверждает Медведева.
А между тем проект «благоустройства» Битцы стоит около 90 миллионов бюджетных рублей, а если быть точным – 91 792 139 рублей и 60 копеек. Компания ATLAS, которая взялась его реализовывать, в 2022 году обращалась к экологу Асхату Каюмову с просьбой дать заключение по «наработкам реабилитации» Битцевского леса. С одним нюансом: ATLAS требовала от Каюмова подписку о пятилетнем неразглашении. На такие условия эколог не согласился, от участия в проекте отказался.
«Благоустраивать лес – это глупость и разбазаривание денег. Лес – это не парк, в нем не должно быть дорожек, фонарей и лавочек. У него задача другая. Мы же не строим карусели в поликлиниках», – объяснил свой отказ Каюмов.
Еще одна проблема «благоустройства» – использование в работах крупногабаритной техники, которая уничтожает флору и фауну леса. «Есть документ департамента по охране окружающей среды, который запрещает при проведении работ по благоустройству использовать тяжелую технику. Запрет грубо нарушается департаментом капитального ремонта», – сообщал депутат Московской городской думы Сергей Митрохин.
Елена Медведева подтверждает, что сейчас в Битцевском лесу много крупногабаритной техники, которая по закону не имеет права даже въезжать на особо охраняемою территорию. «Техника в принципе не имеет права ездить по грунту без соответствующих пропусков и сертификатов. У кого-то документов нет вообще, у кого-то просроченные или липовые пропуска без печатей», – рассказывает она.
Несмотря на это, представитель департамента капитального ремонта заявлял, что «въезд и передвижение техники по территории природно-исторического парка «Битцевский лес» осуществляется по пропускам, согласованным с ГПБУ «Мосприрода».
Сейчас техника просто бездумно уничтожает травяной покров луга, где росли краснокнижные растения. «Это просто катастрофа, – говорит Сергей Утришский.
«Более 15 видов краснокнижных растений уже раздавлены. К примеру, чина весенняя, медуница, иван-чай. Уничтожают и кормление бражника – краснокнижной бабочки. Из-за этого бражник может вообще исчезнуть из Москвы».
Более того, с 1 апреля по 31 июля в лесах, и в Битце в том числе, идет выводково-гнездовой период – в это время птицы и звери размножаются. Поэтому власти Москвы запретили проводить громкие и тяжелые работы, ведь это опасно для животных и их потомства. Но и это правило в Битцевском лесу не соблюдается.
«У нас есть множество фотографий убитых птиц. Многих мы находили ранеными, нам приходилось отправлять их на реабилитацию в волонтерские организации, такие как «Воронье гнездо». Огромное количество кротов, которые находятся в третьей категории Красной книги, погибают от вибраций. От техники идут сильные вибрации, крот вынужден выбираться на поверхность – и погибает от солнечных лучей», – объясняет Сергей.
Агрессивно настроенные люди в черной одежде появились в Битцевском лесу месяц назад. Оказалось, что специально подготовленных «вышибал» наняла компания «СтройСтандарт» после первых протестов местных жителей, якобы для охраны рабочих. При этом люди в черном провоцировали местных жителей оскорблениями, перекрывали им проход к технике, нападали и избивали активистов, стараясь втянуть в драку.
Очередная потасовка между активистами и наемными бойцами в Битцевском лесу случилась 27 июня после проверки документов у рабочих.
«Так как власти не отвечают на наши запросы, нам приходится самим бороться с техникой. Мы встаем и не даем проезжать технике или ходим проверяем лицензии. Многие здесь, как и я, инспекторы, – говорит Елена. Естественно, никто нам ничего не хочет показывать. И вот 27 числа снова пришли «наемники», которых вызвал начальник участка Андрей Дурнев. Слово за слово они стали нас оскорблять и провоцировать. А начальник участка приехал и дал им команду «фас!». Тут они и начали нас раскидывать».
На место потасовки приехала полиция: двоих мужчин в черном задержали, еще двое успели сбежать. Активисты написали несколько заявлений о нападении в полицию, но ни одно из них не было принято.
«Тех, кого задержали, почти сразу же и отпустили без протокола. Начальник участка нам не раз говорил, что у него там со всеми связи, что он договорится с полицией и ему это не страшно», – говорит Медведева.
Тот самый начальник участка «СтройСтандарта» и сам совершал нападения. Так, 1 июля он выбил у молодой девушки Полины телефон из рук, после чего ударил ее в живот. По данным активистов, пострадавшая сейчас находится в больнице, а нападавший спокойно «ходит по лесу» – полиция искать его не собирается.
Пока полиция игнорирует проблемы, межрайонная природоохранная прокуратура замечает обращения активистов и пытается заниматься происходящим в Битце – спасибо, что хотя бы со стороны экологии. «Мы регулярно подаем жалобы, по которым прокуратура выносит решения против подрядчиков. Где-то после прокурорских проверок от них требуют исправить нарушения, где-то штрафуют. Недавно им вынесли штраф по административной статье 8.39. Сейчас идет подсчет суммарного ущерба Мосприродой, и если они правильно посчитают, возбудят уголовное дело и работы наконец-то закончатся», – с надеждой говорит Елена. Но насколько ее надежды оправдаются, пока неясно.
По словам Медведевой, из уже сданных «благоустроенных» участков строители выполнили всего 30–40% от изначально запланированных работ. А представитель департамента капитального ремонта даже пообещал активистам, что работы «ориентировочно» завершатся в июле 2023 года.
«Но будем честны, до реального завершения проекта еще далеко. Да и спасать уже нечего», – грустно шутит Медведева.
По мнению активистов, учитывая большой бюджет, отменять проект благоустройства власти уже не хотят, а только расширяют его.
«В благоустройство Битцевского леса вложены огромные деньги. Так что ради нас и нескольких видов флоры и фауны они не остановятся», – заключает Медведева.
И действительно, 4 июля на официальном портале госзакупок появились тендеры на капитальное строительство на территориях Битцевского леса. Согласно техническому заданию, власти хотят вывести 27,31 гектара из пяти недавно «благоустроенных» особо охраняемых природных территорий (ООПТ), включая и Битцу.
Исполнитель тендера должен проанализировать эти территории на соответствие своему охранному статусу – если точнее, провести «комплексную оценку градостроительных предпосылок, выявление тенденций и проблем развития территорий». А после анализа «при выявлении участков, не соответствующих статусу ООПТ», будут сформированы «материалы по обоснованию корректировки границ ООПТ».
Переводя с бюрократического языка на человеческий, часть охраняемых территорий попросту лишат своего статуса и начнут там строительство. Причем любое. Это могут быть и спортивные объекты, и торговый центр, и жилые комплексы. Активисты сейчас обдумывают, что с этим делать. Но сдаваться они не намерены.
Анастасия ВОЛОСНОВА
«Кедр»