Олег Смолин, депутат Госдумы (КПРФ)
Ключевой вопрос
В первый день работы Государственной думы руководство фракции КПРФ встречалось с Министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым. Мне также удалось присутствовать на встрече. Среди того, что озвучил Министр, можно выделить следующее:
1) Сельское хозяйство после нефти и газа стало основным источником валютного дохода российского бюджета. В 2018 году валютные доходы от экспорта сельхозпродукции составили 17 млрд. долларов, в 2022 году – 42 млрд., в 2023 году ожидают 48 млрд. долларов. Это почти вдвое больше, чем доходы от экспорта оборонной продукции.
2) Министр сельского хозяйства заметил, что если освоить все пустующие площади сельскохозяйственных угодий, то урожай зерновых может составить не 130 млн. тонн, как ожидается в этом году, а 180 млн. тонн. Но тогда цены резко упадут вниз, а сельхозпроизводители пострадают из-за потери доходов, если не найти новых рынков сбыта. Напоминаю, что ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) всё время сообщает о голоде в Африке и некоторых других регионах. Таковы противоречия рыночной экономики и капитализма.
3) Ключевой вопрос, который обсуждался с Министром и в Государственной думе – вопрос о резком повышение цен на ГСМ для сельского хозяйства. По некоторым данным, цены выросли почти вдвое. При этом в ряде регионов возник дефицит. Министр говорил, что, по его информации, дефицит удалось преодолеть. Но не во всех регионах это подтверждают. Дефицита на заправках вроде бы нет, но большими объемами ГСМ не отпускают.
Напомню, что ранее Государственная дума большинством голосов партии “Единая Россия” отклонила протокольное поручение фракции КПРФ запросить в Министерстве энергетики информацию о причинах роста цен на ГСМ и мерах, которые предпринимаются, чтоб преодолеть эту ситуацию.
Высказываю свою точку зрения, мы давно говорили о том, что рост цен на ГСМ неизбежен при налоговом маневре. Суть налогового маневра, который Правительство России проводит с 2019 года, состоит в следующем: для нефтяных компаний снижаются экспортные пошлины, но при этом повышаются налоги на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При такой политике для нефтяных корпораций выгоднее становиться вывозить ее, а не перерабатывать и оставлять внутри страны.
Мои коллеги и я многократно задавали вопрос в Госдуме про налоговый маневр и ни разу не услышали внятного ответа, зачем это делается. Единственный ответ, который прозвучал от председателя бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова: “Эксперты нас поддерживают!”.
Это те же эксперты, видимо, которые не предсказывали нам, что половину резервов ЦБ и Фонда национального благосостояния могут заблокировать наши “партнёры”.
В конечном счете за все заплатит обычный гражданин своим потреблением, потому что цены будут расти буквально на всё.
Сейчас в Минфине и Минэнерго, как рассказал Дмитрий Патрушев, обсуждается вопрос об увеличении так называемого демпфера, то есть увеличение выплат нефтегазовым корпорациям, чтоб доходы от вывоза ГСМ были сравнимы с продажей на внутреннем рынке. Но это тот случай, когда одна ошибка порождает другую.
Остается поблагодарить российских крестьян, которые работают по формуле: “Да здравствует всё то, благодаря чему мы, несмотря ни на что!”. Они преодолевают и рост цен и горе от урожая.
21 сентября в Государственной думе большое внимание было уделено вопросу резкого роста цен на ГСМ в период уборки урожая. Представитель Комитета по энергетике дал некоторые интересные цифры, которыми, надеюсь, мы сможем поделиться.иВечером того же дня Правительство ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизеля для стабилизации внутреннего рынка. Ожидается снижение цен. Это решение вызывает двойственное чувство. С одной стороны, хорошо, что оно принято, хоть и с опозданием. Не обязательно было надувать цены почти вдвое и создавать трудности, чтоб потом их героически преодолевать. С другой стороны, мы понимаем, что решение не самое лучшее.
Правильным было бы установление экспортной пошлины на вывоз ГСМ. Причем принимать надо было её не сейчас, а хотя бы в начале лета. Временный запрет на вывоз ГСМ приведет к снижению доходов российского бюджета, а пошлин могла бы сдерживать цены и приносить в бюджет средства. А деньги сегодня очень нужны для федерального бюджета.
Правительство сначала прозевало рост цен, а затем вынуждено бороться с этим ростом не лучшим образом.
Ключ к проблеме — налоговый маневр. Пока маневр не отменят Правительству придется принимать запоздалые и не лучшие меры.