В поисках ответов на этот вопрос наш постоянный автор из сибирской глубинки Г. Новикова провела тщательное исследование
ПО РАЗНЫМ опросам более половины наших граждан не удовлетворены качеством медицинских услуг. Испытав все тяготы при попытке их получить, покидая очередное медучреждение, они с горькой иронией произносят слова, которые можно считать крылатыми фразами:
– «Мало записаться к врачу, надо до него еще дожить».
– «Иных уж нет, а тех долечат».
– «Чтобы лечиться у нас, надо иметь лошадиную силу».
– «Если человек очень хочет жить, медицина бессильна».
– «Смерть прошла, и помирать не страшно».
А специалисты считают, что медицинская система больна. Диагноз – глубокое истощение. Причины данного состояния, по их мнению, в неправильных формах и методах оздоровления медицины через ее оптимизацию, проводимую с 2010 года, которая привела к печальному результату.
Ежегодно за годы реформ оптимизировали по 300 больниц в год. Число коек сократилось с 1,6 млн до 1,2 млн В сельской местности было 8,3 тыс. больниц, сейчас осталось по данным статистики менее 2 тыс. Амбулатории были урезаны втрое. В соответствии с этим сокращалось и количество медицинских кадров. Только в Красноярском крае, по данным прокурорской, проверки не хватает трети медработников. Нехватка медперсонала коснулась 40 районов края.
По этой причине у населения возникают проблемы с возможностью попасть своевременно к врачу, не говоря уже об узких специалистах, и с загруженностью медицинских работников, которые вынуждены работать на 1,5–2 ставках с огромной бумажной загруженностью.
17 ФАПов не работают из-за отсутствия специалистов. В 25 учреждениях региона отмечено неполучение медицинской помощи или долгое ожидание. Отмечается несвоевременная выдача льготных лекарств.
В каждой третьей больнице не соблюдаются права медработников по оплате и условиям труда, что влечет за собой отток медработников из госучреждений. Всего обнаружено более тысячи нарушений. В нашем районе также отмечается нехватка медперсонала, условий для диагностики заболеваний, недостаточное количество квот к специалистам. В результате – рост заболеваемости и смертности, которая почти в 2 раза превышает рождаемость. По данным Международного агентства Bloomberg, по уровню здоровья населения Россия заняла в мире 95-е место, по эффективности систем здравоохранения Россия занимает 53-е место, уступив таким странам, как Бразилия, Чили и Алжир.
КТО ВИНОВАТ и что делать? Государственные мужи, специалисты и представители пациентов ломают головы у постели больной.
Оптимизм только у главного врача страны – Минздрава: делаем всё возможное, имеются успехи. Строим ФАПы, высокотехнологичные медицинские центры, развиваем фармакологическое производство, замещая иностранные компоненты. Молодых специалистов загоним в госучреждения угрозой миллионных штрафов. Министр здравоохранения России Михаил Мурашко объявил о «колоссальном рывке» системы здравоохранения: уровень удовлетворенности пациентов медпомощью вырос до 47% с допандемийных 30%. Однако эксперты критикуют методику, по которой ведомство получает обратную связь от граждан. Они считают неправильным подход, при котором чиновники «оценивают сами себя». Руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова называет долю довольных медпомощью на уровне 40% «удовлетворительным показателем»
Во Франции, Германии, Норвегии показатель удовлетворенности, по ее словам, 60–70%, но там на бесплатное здравоохранение тратят в 2,5–3 раза больше, чем в России, в сопоставимых показателях. Предпосылок к дальнейшему повышению доступности бесплатной медицинской помощи у нас в стране пока нет, считает эксперт, в первую очередь потому, что сохраняется высокий дефицит кадров. «Решить эту проблему может дополнительное государственное финансирование, – указывает она. – Сегодня в ВВП доля здравоохранения составляет 3,9%. Нужно еще минимум 1%, или 1,5 трлн руб., чтобы решить и кадровую проблему, и реализовать систему всеобщего лекарственного обеспечения. Тогда и доля удовлетворенных пациентов вырастет».
Все едины в одном – необходимо повышение уровня финансирования, хотя бы до 5% от ВВП. (12–15% , как в других странах, не потянем. Надо же что-то и в зарубежный загашник откладывать.)
Данный фактор, а также предложения медиков, пациентов по социальной поддержке медработников в виде предоставления жилищных сертификатов, увеличения компенсации за аренду жилья, роста выплат в рамках федеральной программы, компенсация части ипотечных кредитов на приобретение жилья по месту работы и, конечно же, повышение зарплат повысят мотивацию их работы в госучреждениях и снимут проблему кадров.
Но в способах лечения, кроме финансовых вливаний и соцподдержки медицины, взгляды разные. Одни предлагают удалить паразитов в виде платных услуг из госучреждений, подчеркивая, что появление этого рецидива кроется в терминах – «медпомощь» – в советское время) и «медуслуга» – сегодня. К тому же настаивают на удалении кровососущего монстра под названием «страховые компании», которые проверяют лишь качество оформления бумаг, а не лечения больного, и тратят на свое содержание 23–25 млрд рублей ежегодно. И плюс штрафами они зарабатывают 5–8 млрд рублей – по 25% от суммы, которую выписывают больницам после проведения независимых экспертиз.
Сторонники же ОМС уверяют, что ОМС – это гарант использования средств по прямому назначению – к больному. Но при этом подчеркивают, что значительный размер теневой экономики 35–40% не позволяет пополнить бюджет медицинских услуг, что равноценно доли личных платежей пациентов – 32%. Они предлагают создание адекватной системы социального страхования, которая предполагает устранение теневой экономики, повышение прогрессивной шкалы налогообложения и увеличение отчислений в систему ФОМС с 5,1% до 14% со всех категорий налогоплательщиков, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых. И даже замахнулись на богатейшие госкорпорации, которые не платят в этот фонд ни копейки.
Однако при этом они забывают, что данная система страхования заимствована из зарубежных стран с высоким уровнем экономики. И их граждане в состоянии оплачивать медицинскую страховку на данном уровне. И за уход в тень бизнесмены жесточайше наказываются.
Многие пациенты винят во всем капитализм и отход государства от проблем медицины, в котором каждый выживает, как может. «Пока ты молод и здоров – это одно, – говорят они, – а постарел и заболел – кранты. Вся надежда только на самого себя. У нас все будет хорошо, если будет социализм».
ПОНИМАЕТ все проблемы и президент, который согласовал реформы в медицине с 2010 г., но теперь признал их провальный результат. Однако коренных изменений не происходит.
Вся беда в том, что лечить медицину собираются те, кто организовал ее заболевание. Никто не собирается отказываться от оптимизационных процессов, от подушевого финансирования, которое губит здравоохранение в малых городах и сельских территориях. Власть не планирует совершенствование работы ФОМС или отказ от его услуг, которые большей частью лишь заставляют врачей не работать, а зарабатывать путем несвойственных им функций, часто ведущих к правонарушениям и преступлениям.
А телега реформ, между тем, продолжает свой путь, увязая в трясине проблем. Закрыли больницы, значительную часть амбулаторий – отрапортовали о создании ФАПов и снова увязли на ухабистой дороге из-за нехватки врачей. Построили федеральные медицинские центры – не хватает бюджетных средств. Чтобы вылезти из этой ямы, принимают закон о передаче полномочий региональных страховщиков Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в отношении медпомощи, которую оказывают в федеральных медицинских организациях. Таким образом забирают часть средств у региональных страховщиков. Грозит ли данная мера региональным медучреждениям ухудшением ситуации медобслуживания? Страховщики считают, что новая система создает риск того, что региональные больницы могут быть ущемлены в объемах финансирования.
И колесница реформ увязнет в очередной яме, сотрясая и без того худосочное тело медицины.
ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД из данной ситуации? Конечно, есть. Власть должна выполнять положение Конституции о бесплатной и доступной медицине, а не заниматься имитацией деятельности по исполнению гарантированного гражданам права. Эксперты считают, что главное сейчас нивелировать последствия прошедших реформ и оптимизации. И начинать надо, по их мнению, после формирования и принятия общей концепции организации здравоохранения, признания ее высокорентабельной отраслью экономики (а не черной дырой), влияющей на безопасность страны. Я бы добавила, чтобы в основе этой концепции стоял конкретный гражданин с гарантированным правом на качественную, доступную, бесплатную медицинскую помощь, и высокопрофессиональный, достойно оплачиваемый врач, а не конъюнктурные соображения современных политиков, стоящих у власти. Но кто этим будет заниматься? Те, кто проводил и проводит эти губительные реформы, дети Гайдара, Чубайса? Созидание, думы о простом гражданине, его здоровье, его правах – это не профиль их мыслей. Они не хотят изучать опыт советской медицины, которая была признана одной из лучших в мире, и опыт тех стран, которые свою систему медпомощи построили на ее принципах, и сегодня показывают успешные результаты.
Так кто же поможет нам реализовать наше право на качественную, доступную, бесплатную медицину? Очень хорошо об этом сказала в соцсетях одна из врачей с 40-летним стажем:
– Закон отражения: от нас самих зависит то, что мы получаем. Если мы аполитичны, если нас ничего не интересует и не касается, если лучше плыть по течению и соглашаться с тем, что нам навязывают, если лучше в день выборов отлежаться на диване, то мы и получим: все расходы за любые услуги лягут на плечи серой массы.
Галина НОВИКОВА
с. Ермаковское, Красноярский край