Но не в том смысле, чтобы они не горели и не вырубались по-черному или чтобы своевременно восстанавливались, сберегались и контролировались. Нет. Леса рассматриваются рыночным режимом прежде всего как источник обогащения. Например, как повыгоднее продать древесину, а если уж строить дороги в лесах, то для удобства различных лесопользователей-коммерсантов, и еще – чтобы, прикрываясь строительством дорог, бесконтрольно валить деревья.
Замминистра по природным ресурсам и экологии Сергей Аноприенко, представляя проект новых изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, утверждал, что министерство усиливает ответственность за нарушения при учете и реализации древесины, при отсутствии надлежащей документации в случае вывоза леса. Ответственность, которую понесут нарушители, выражена системой штрафов: сумма взысканий с должностных лиц составит от 25 тыс. до 35 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей – до 100 тыс. рублей, а для юрлиц – до 200 тыс. рублей.
Меры, по словам чиновника, направлены на декриминализацию сферы. Однако при обсуждении документа депутаты выявили ряд пробелов и необъяснимых смягчений ответственности, противоречащих заявленным целям. Например, за первое нарушение при обороте древесины штраф не назначается, ужесточение наступает лишь при повторном нарушении. Даже отменена конфискация незаконно полученной древесины и транспортных средств при первом нарушении, и только во второй раз предлагается применять конфискацию. «Это же ощутимое смягчение, – доказывали депутаты, – Получается, что теперь нарушителю остается техника для совершения новых нарушений». Такой вот гуманный подход к правонарушителям заложен в законопроекте.
Думцы отметили, что снижаются санкции за транспортировку древесины без оформления электронного сопроводительного документа. Почему? Непонятно. Ряд нарушений, которые квалифицируются как административные, на самом деле имеют криминальный характер и должны рассматриваться как уголовные, но перевод административных нарушений в уголовные законопроектом не предусматривается.
На вопрос о том, посредством каких информационных сервисов – частных, государственных, единого портала – будет отслеживаться оборот и транспортировка древесины, Аноприенко вообще не ответил.
Парламентарии хотели бы еще поспрашивать чиновника, но единороссовский президиум Госдумы, сообразив, что дальнейший анализ мутного законопроекта вынудит отложить его рассмотрение, быстро свернул расспрашивание.
И все же замминистра пришлось признаться, что «черные рубки» продолжаются: в 2023 году объем незаконной древесины составил 400 тыс. кубов, уголовных дел, переданных на следственную проверку, – около полутора тысяч.
И, судя по предложенной Аноприенко, так называемой декриминализации, в 2024 году картина не улучшится. Потому что правящий класс имущих и их ставленники в высоких ведомствах всего лишь имитируют борьбу с «черными лесорубами». На деле же, как сказал Анатолий Грешневиков, «такое законодательство на руку лесной мафии.
КПРФ и справороссы отказались поддерживать законопроект Аноприенко. Но желания «Единой России» угождать правительству и голосов этой партии хватило для принятия в первом чтении невнятного законопроекта: за – 333. Оппозиция не голосовала.
Не меньшее разочарование доставил депутатам, болеющим за сохранение бесценного богатства России лесов, законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ», регулирующих, как было подчеркнуто, отношения в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог. Разработан он, конечно, в правительстве, но, в Госдуме его инициатором выступил элдэпээровец Евгений Марков. Видно, при Слуцком партия Жириновского утрачивает свой либеральный демократизм и мимикрирует в сторону унитарной «Единой России». Отныне, как видим, бывшие жириновцы вместе с безликим правящим большинством Госдумы прикрывают министерских чиновников подставным авторством.
По словам Маркова, «дороги нужны в целях стимулирования лиц, использующих леса, – это арендаторов и тех, кто реализует инвестпроекты». Ради этого Лесной кодекс РФ дополняется главой «Лесные дороги». Для убедительности в важности создания лесных дорог Марков много говорил о различных высоких поручениях, совещаниях, обещаниях, и о том, как наступят прекрасные дни для лесохозяйств, когда они наполнятся такой современной инфраструктурой, как дороги. Но за «лирикой» не последовало конкретики.
Алексей Куринный (КПРФ) пытался прояснить, кто будет определять требования и условия создания дорог и пользования ими, кто будет отвечать за соблюдение экологических норм, охрану животных. А также – не усилятся ли сплошные рубки с появлением лесных дорог, как будет осуществлять заявленное регулирование.
Марков не знал, что ответить Куринному.
А по мнению коммуниста Вячеслава Мархаева, ссылки на «проект освоения лесов, арендную базу, лесную декларацию, технологическую карту к ней…» – это ни о чем.
И новые главы про лесные дороги не помогут навести порядок в лесном хозяйстве. Мархаев назвал главный рецепт:
«Лесной кодекс надо менять. Чем быстрее, тем лучше. За основу можно взять Лесной кодекс Белоруссии, там – порядок в лесной отрасли. Лесной кодекс надо менять в интересах лесного хозяйства с разрешительным порядком, с порубочным билетом строгой отчетности, убрать заявительный характер, декларированный и направленный только на промышленный комплекс в лесах, а не на защиту нашего зеленого достояния от разграбления. Необходимо вернуть институт лесников, который уничтожен, как помеха для тех, кто лоббирует данный законопроект в том числе.
Предложенный законопроект не решает существующие проблемы. Складывается такое ощущение, что законопроект написан исключительно в интересах определенного крута людей, конкретных заказчиков, он защищает интересы лоббистов, но никак не лесное хозяйство и природу в целом».
И еще Мархаев с грустью в голосе добавил: «Вы знаете о том, что практически леса строительного у нас не остается, продолжаются сплошные вырубки. Мы знаем, в скором времени начнутся сплошные рубки на Байкале. Такое решение будет одобрено думским большинством. И этот законопроект – очень серьезная опасность для наших лесов, его нельзя принимать».
Но, «ЕдРо» приняло (за – 308) в первом чтении очень плохой законопроект.
А. Грешневиков подытожил авантюрное законотворчество, изложив, что дадут «лесные дороги» людям и природе.
Галина ПЛАТОВА