Продвижение российских войск на Украине встревожило администрацию Байдена, пишет The New York Times. В Белом доме боятся, что траектория конфликта может вскоре измениться. Следующие месяцы станут решающими.
Всего полтора года назад представители Белого дома и Пентагона обсуждали, могут ли российские силы на Украине рухнуть, после чего их удастся полностью выдавить из страны.
Сегодня, после нескольких месяцев планомерного наступления России и технологических скачков в противодействии поставляемому Америкой оружию, администрация Байдена встревожена уже тем, что президент Владимир Путин соберет достаточно сил, чтобы изменить траекторию конфликта…
В последние дни войска Москвы развернули новое наступление возле второго по величине города страны, Харькова, вынудив Украину оттянуть и без того поредевшие войска на его защиту.
Предоставленные США и НАТО артиллерия и беспилотники выводятся из строя российскими средствами радиоэлектронной борьбы, которые появились на поле боя с опозданием, но оказались на удивление эффективными. А многомесячные споры в Вашингтоне вокруг пакета военной помощи Украине на сумму 61 млрд долларов создали благоприятную возможность для Россия, которой она не преминула воспользоваться, хотя конгресс в итоге все же дал зеленый свет.
Госсекретарь Энтони Блинкен заявил с некоторым умолчанием, что «нет никаких сомнений в том, что за длительные задержки с отправкой оружия приходится расплачиваться». В эфире CBS он заверил, что «мы делаем все возможное, чтобы предоставить помощь как можно скорее». При этом американские чиновники говорят, что президент Байден по-прежнему не согласен с мнением президента Франции Эммануэля Макрона, что отправка западных войск на Украину может оказаться необходимой. В администрации Макрона недавно подтвердили, что французский лидер «всецело поддерживает эту оценку».
В частном порядке некоторые из помощников президента Байдена обеспокоены тем, что Путин вслед за США извлекает из боевых действий ключевые уроки – о том, какие технологии работают, а какие – нет. Но их главное беспокойство заключается в том, что Россия успешно заменяет вооружение, уничтоженное за первые 27 месяцев конфликта, а Путин восстанавливает позиции как раз на этапе, когда Байден готовится к встрече с ближайшими союзниками по «семерке» в Италии в следующем месяце. Поэтому далеко не факт, что Байден сможет повторить свое заявление, прозвучавшее прошлым летом в Финляндии, о том, что Путин «уже проиграл».
Некоторых старожилов внешней политики такой поворот событий не удивил.
«Россия часто слабо начинает свои войны, но сильно их заканчивает», – заявил советник по национальной безопасности при Джордже Буше-младшем Стивен Хэдли на пятничной конференции в Гарварде. Теперь, по его словам, Россия собралась с силами и «берет массой» – гораздо большим населением, из которого можно черпать новобранцев, и «огромной военной инфраструктурой».
Хэдли считает, что единого объяснения превосходства Москвы на поле боя нет. Вместо этого военному продвижению России способствует целый ряд факторов.
Из-за задержки американского финансирования Россия добилась огромного артиллерийского превосходства над Украиной. Из-за нехватки у Киева боеприпасов ПВО Россия безнаказанно использует авиацию, забрасывая украинские позиции планирующими бомбами. Получив необходимые боеприпасы ПВО, Украина сможет оттеснить эти самолеты дальше от линии фронта, затруднив России дальнейшие атаки с воздуха.
Проволочки с американскими поставками усугублялись промедлением Киева с законом о мобилизации, который привлечет в армию больше молодежи. ВСУ испытывают острый кадровый голод и не могут обеспечить адекватную подготовку новобранцев.
Однако эти преимущества не продлятся вечно, и российские войска, по всей видимости, перейдут в наступление этим летом, предположил эксперт Майкл Кофман.
«В 2024 году российские военные обладают материальным преимуществом и стратегической инициативой, хотя она, быть может, и не станет решающей, – сказал он. – Этот год представляет собой для России «окно возможностей». Но если российские военные не смогут превратить эти преимущества в боевые достижения и обеспечить себе перевес на поле боя, есть большая вероятность, что в 2025 году это окно начнет закрываться».
Ким БАРКЕР (США)