Поправки о трудоустройстве инвалидов
Госдума одобрила (за – 387) в первом чтении законопроект, разработанный группой депутатов от КПРФ во главе с Олегом Николаевичем Смолиным, об увеличении штрафов для работодателей за отказ в трудоустройстве инвалидов.
О. Смолин пояснил: «В законопроекте, который мы предлагаем, два основных пункта:
первый – поднять размер административного штрафа за нарушение законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов для должностных лиц с 5–10 тыс. рублей до 20–30 тыс. рублей;
второй – ввести административную ответственность работодателю-юридическому лицу в виде штрафов от 50 до 100 тыс. рублей».
Также О. Смолин предупредил, что «такое повышение следует считать скорее сигнальной мерой, чем карательной, потому что на самом деле цена рабочего места для инвалида значительно выше. Но мы надеемся на положительные изменения ситуации. Пронаблюдаем правоприменительную практику, а затем примем следующие решения».
Тут же депутат признался, что не в его духе предлагать карательные меры:
«Мне за много лет, пожалуй, впервые приходится вносить законопроект об ужесточении наказания. Перефразирую известную формулу: права одних людей кончаются там, где начинаются права других. Обычно я таких законопроектов не вношу».
Но как иначе защитить права инвалидов?
Депутат напомнил: «…в 2021 году Госдумой были приняты и подписаны президентом поправки в закон о занятости, в марте 2022 года принято специальное постановление правительства №366. Этими актами были улучшены условия квотирования рабочих мест для инвалидов. Недавно, 30 ноября прошлого года, был принят новый федеральный закон о занятости, а в настоящее время правительство готовит подзаконный акт, постановление по этому поводу! Но, как сломить жестокосердие работодателей, остающихся при своем мнении по отношению к инвалидам?
Из истории вопроса. С 1995 года действовал очень неплохой закон о социальной защите инвалидов, правда, плохо исполнявшийся. А с 2005 года он был разрушен федеральным законом №122 о так называемой монетизации льгот. Нормативные акты, которые я выше назвал, условия квотирования улучшили, заставив работодателей отчитываться о создании рабочих мест для инвалидов не формальными бумагами, а реальными трудовыми договорами с инвалидами. Была предоставлена возможность создания рабочих мест для инвалидов в других организациях по соглашениям о трудоустройстве. Если организация сама не может создавать рабочие места, она может сделать это в другой организации».
Правительство и Счетная палата сделали замечание разработчикам, что якобы они не очень учитывали новую нормативную правовую базу. «Наоборот, – возражает Смолин, – как раз для того, чтобы реализовать нормативную базу, и предложен данный законопроект».
На то, как необходим документ, усиливающий ответственность работодателей, указывает и статистика.
По официальным данным с 2016 по 2022 год количество работающих инвалидов в РФ сократилось на 984 тыс. человек, почти на миллион. Казалось бы, после принятия нормативных актов оно должно было увеличиться, но статистика это не подтверждает.
В 2021 году доля занятых инвалидов трудоспособного возраста составила 19,8%, в 2022 году – на 3% больше: 22,6%, в 2023-м – снова 19,8%. Почему не увеличивается занятость среди инвалидов?
«Причин две, – говорит Смолин. – Во-первых, в последние годы не проводились проверки в связи с пандемией. Во-вторых – низкие штрафы. Собственникам-предпринимателям дешевле заплатить штраф, чем создать рабочее место для инвалида…»
Минтруд также отмечает, что в 2023 году из 418 тыс. заквотированных рабочих мест пустует 100 тыс. При этом уровень занятости на квотируемых рабочих местах в организациях с государственным участием выше, чем на других предприятиях. То есть в государственном секторе экономики больше контроля и ответственности.
«Потому мы и решили законодательно ужесточить ответственность неисполнительных работодателей», – подчеркнул Смолин.
«Предложенные законопроектом размеры административных штрафов для должностных лиц до 30 тыс. рублей и для юридических лиц до 100 тыс. рублей – справедливы и соразмерны тяжести правонарушений, – считает коммунист Юрий Синельщиков, – они социально направлены и должны быть поддержаны».
В этот раз от «Единой России» не поступило особых возражений. Откуда такая покладистость партии власти?
Оказывается, Смолин согласовывал проект в Кремле.
Однако с прошлого года без всякого внимания и движения лежит в Госдуме законопроект, предложенный депутатами-коммунистами во главе с Геннадием Зюгановым и председателем думского комитета по соцполитике Ярославом Ниловым (ЛДПР), об индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии для работающих инвалидов-пенсионеров. Изменение должно быть внесено в закон «О страховых пенсиях».
По законопроекту, индексация должна была состоятся 1 января 2024 года. Но документ заморожен, и относительно небольшое увеличение выплаты к страховой пенсии работающие инвалиды-пенсионеры так и не получили.
Инициаторы законопроекта считают, что в стране вопиюще нарушаются права граждан с ограничениями по здоровью, несмотря на то, что они прикладывают огромные усилия, чтобы работать, быть полезными обществу. Но их старания остаются недооцененными в капиталистическом обществе. Инвалидам сложно адаптироваться в жизни, сложно трудоустраиваться, чтобы чувствовать себя равноценными гражданами, сложно жить на мизерные пенсии. Хотя с высоких трибун им обещают помогать…
В РФ есть действующая программа «Доступная среда». В ней записано, что к 2020 году не менее 40% инвалидов должно быть трудоустроено, а к 2025 году – 51% инвалидов получит посильную работу. Но Росстат свидетельствует о снижении числа трудоустроенных инвалидов: с 2016 года по 2022-й – почти на 1 млн человек.
Всего в России людей с ограниченными физическими возможностями свыше 10 млн, из них имеют работу только 1,5 млн. Когда же будет достигнута цифра в обещанный 51%? Через сколько десятилетий?
Между тем в Госдуме вызревает закон, позволяющий медэкспертизам отказывать очевидным инвалидам в признании их таковыми. Даже граждан с отсутствием органа – руки, ноги, глаза – заставляют проходить ежегодный медицинский контроль для подтверждения: органа нет, новый не вырос, инвалидность сохраняется.
И все же принятие законопроекта об усилении ответственности работодателей за трудоустройство инвалидов внушает определенный оптимизм, так как справедливость по крупицам проникает в нашу жизнь…
Галина ПЛАТОВА