«Обезумевшие сердцем, бога отрицают,
в беззаконии мерзеют, блага не совершают», – писал великий кобзарь Украины Т.Г. Шевченко, будто обращаясь в сегодняшний день.
«Придет ли правда для людей?» – вопрошал он и верил:
«Должна прийти, ведь солнце встанет,
сожжет всё зло – и день настанет!»
И хотя нынешними бандероправителями поэт очернен, его пророческие строки сбываются, потому что всё сильнее разгорается героическая битва наших воинов с укронацистами, натравленными Западом на Русский мир, славянское братство, вековую историю двух народов, в ходе которой выковывалась наша общая культура и цивилизация.
Вот за это и борются они, чтобы снова «Стали все славяне братьями-друзьями, сыновьями солнца правды, принесли б они навеки миру мир и славу».
Но этого не хотят оголтелые поджигатели войны на Западе, в Вашингтоне, стремясь господствовать над миром во имя своих ненасытных чистоганных интересов, разжигающих ради этого и пожар третьей мировой войны. И как всегда, введя народы в огромный обман, «гасят всё доброе, разжигают всё злое», по словам кобзаря.
Вот это злое и творят на Украине бандеронацисты, начав с убийства людей Донбасса, продолжают чинить варварство, снося памятники нашей общей культуры и цивилизации и тех великих героев, кто спасал украинский народ от фашистского порабощения и жертвовал жизнями во имя его процветания.
За это боролись и лучшие сыны Украины – рабочие и крестьяне, корифеи науки и культуры, литературы и искусства, писатели, поэты и драматурги, ныне забытые, либо ошельмованные в угоду западным пастырям.
Но в летописи нашей общей истории и культуры навсегда останутся вписанными имена людей высокого духа и таланта: А. Корнейчука, А. Довженко, Ю. Яновского, М. Стельмаха, И. Франко, И. Микитенко, М. Крапивницкого, Л. Первомайского, М. Ирчина и многих еще – тех, кто творил для народа и обогатил своими произведениями литературу, искусство, театр.
Поэт, писатель и драматург Л.С. Первомайский с первых же лет советской власти раскрыл ее будни труда и борьбы в пьесах «Комсомольцы» – 1929 г., «Неизвестный солдат» – 1931 г., «Начало битвы» – 1942 г., «Рядом с Вами» – 1948 г. и в других работах, исполненных в светлых и торжественных тонах. От пафосной и страстной лирики он шел к своим драматургическим произведениям, которые ставили на сценах Киева, Москвы и Ленинграда.
Блистали и пьесы А.Е. Корнейчука «Правда» и «Гибель эскадры». В первой главной темой были партия и народ, показан путь, по которому шел в поисках истины главный герой Тарас Голота, бесправный украинский крестьянин, становящийся хозяином новой жизни. Это был путь и многих зрителей театра. Премьеру пьесы «Гибель эскадры», поставленную в Одесском драматическом театре им. Октябрьской революции, восторженно приняли зрители – рабочие завода «Январец». Они горячо восприняли события из истории Черноморского флота, те ее страницы, где блестяще отразилась гениальность стратегии и тактики большевистской партии. Зал увлекся сюжетом – потоплением эскадры, когда во время Брестского мира встал вопрос так: или отдать флот немецким империалистам – и тем самым укрепить их на Украине, или же потопить корабли.
Зрители устроили овацию автору пьесы и постановщику И. Юхименко. Спектакль с успехом шел и в Харьковском театре «Березиль» в постановке Б. Тягно, в Киевском театре им. Франко – режиссер Г. Юра и в других.
Среди исполнителей главных ролей были народные артисты СССР Н.М. Ужвий, А.М. Бучма, И.А. Марьяненко.
В 1934 г. пьеса «Гибель эскадры» появилась на сцене и Центрального театра Красной Армии – позднее в постановке Ю.А. Завадского.
В разное время к ней обращались такие режиссеры, как Н.П. Акимов, И.Ю. Шлепянов, Г.А. Товстоногов. Эта пьеса, как и другая – «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, вошла в золотой фонд советского искусства.
В «Оптимистической трагедии» бушуют и плавятся человеческие страсти людей, брошенных в водоворот, порожденный социальными сдвигами Великого Октября. Здесь совершается трагическое шествие отряда – в дальнейшем матросского полка – к смерти, но она (трагедия) не стала завершением всего круга явлений, изображенных в пьесе. Эти явления и события, дойдя до своей предельной точки, опрокидывали смерть и утверждали жизнь – ее силу, ее обновленное начало. В этом и был оптимизм.
Харьковскому академическому ордена Ленина театру им. Т.Г. Шевченко, который также поставил и эту пьесу, были присущи романтическая страстность, укрупненность показа характеров и связь с живой жизнью.
В архиве театре сохранилась книга с золотым тиснением «История 45-й Краснонаменной» – подарок от бойцов этой дивизии, напоминающий о тех далеких днях, когда продымленные порохом, покрытые пылью походов бойцы этой дивизии смотрели спектакль театра в только что освобожденной ими Белой Церкви.
Ведущая группа актеров – Д. Антонович, В. Василько, Л. Гаккабуш, В. Чистякова, А. Семеренко и другие составляющие ядро театра – в своей игре остро чувствовали величие событий. Актеры, художники и режиссер – молодой, влюбленный в театр Лесь Курбас, становились пламенными творцами спектакля. Такими были И. Марьяненко, создавший монументальные образы Богдана Хмельницкого, Ярослава Мудрого, зловещего Магбета и трагического Гранде, и замечательные актеры А. Бучма, М. Крушельницкий, П. Куманенко, Ф. Радчук, О. Федорцева, Л. Криницкая, Е. Бондаренко. Каждый из них вписал свою неповторимую страницу в историю театра.
М. Крушельницкий впервые поставил «Молодую гвардию» по А. Фадееву – о героическом подвиге комсомольцев-молодогвардейцев в годы ВОВ. Режиссер В. Норд подарил «Третью Патетическую» – о В.И. Ленине и его соратниках, Л. Дмитерко – «Навеки вместе». Все эти спектакли о судьбе человеческой, судьбе народной.
Одесский украинский театр имени Октябрьской революции один из первых, кто открыл свои двери для рабочих, а не для обычного круга театралов. Токари, литейщики, кузнецы, котельщики, а также мастера, инженеры были его первыми зрителями. Для такой аудитории писал свои пьесы поэт и драматург И. Ирчан. Первые свои произведения – «Бунтарь», «Безработные», «Двенадцать» – он посвятил революционной теме. И позднее вместе с Н. Кулишом, Я. Мамонтовым, И. Днепровским, И. Микитенко, молодым А. Корнейчуком продолжал прокладывать первые борозды советской драматургии. Почти все пьесы Ирчина посвящались важным социально-политическим темам, отличаясь остротой агитации.
По верному определению Ю. Смолича, это был истинно рабочий драматург, произведения которого каждой своей строкой были призывом к борьбе за новую жизнь. Свое слово художника он выразил в своих самых значительных пьесах: «Бунтарь», «Плацдарм», «Семья щеточников», «Подземная Галиция», «Радий», живописно воссоздав колорит эпохи и ее героев. Эти произведения успешно выдержали испытание временем. Их герои и позднее всё так же волновали читателей и зрителей.
Для Одесского театра творил свои пьесы советский писатель и драматург И.К Микитенко. В 30-е годы он был одним из самых репертуарных драматургов страны. Всесоюзную известность принесла ему пьеса «Диктатура», которая и ныне не утратила своей актуальности.
Во многих театрах с успехом шли его пьесы «Кадры», «Девушки нашей страны», «Соло на флейте». Боевые, наступательные, страстные, они оставили яркий свет в истории советской драматургии. В них автор стремился показать не только ширь бурной жизни, но и глубину психологии действующих лиц. Он отчетливо видит и слышит их живую речь с ее своеобразием неповторимой интонации, приметами времени. Недаром пьесы шли не только на сцене украинских театров, но и Москвы, и Ленинграда.
Для театра писал и выдающийся поэт и романист М.А. Стельмах. Завоевавший признание и как драматург, он продолжал традиции А. Довженко и Ю. Яновского.
В 1958 г. Харьковский театр поставил его пьесу «Кровь людская не водица», с восторгом принятую зрителями. А в 1960 году появилась трагедия «Зачарованный ветряк». Этот ветряк имел огромную обобщающую силу символической образности в пьесе «Правда и кривда». Врезаясь крыльями в небо, он всё трудится и трудится. Трижды собирались рубить ветряк вражьи силы. А он устоял. И наперекор им веками стоял и делал свое дело как символ крепкой дружбы и братства славянских народов.
И теперь, когда злая профашистская вражья сила пытается этот символ сломать и уничтожить, «ветряк» мужества и отваги стойко держится, нацеленный на победу. И обязательно добьется ее и поможет возродить порушенное братство двух народов.
А. ЗАСИМОВА
г. Пушкино, Московская обл.