Предвыборный беспредел
Друзья, настало время рассказать то, о чем вы, быть может, слышали, но фактами не обладаете. Молчать уже невозможно – особенно когда находишься в центре событий и видишь все своими глазами, переживая это каждый день. Заодно отвечу всем, кто спрашивает меня в личных сообщениях или при разговорах по телефону: «Да что у вас там в Питере творится?..»
Я расскажу о том, как политадминистраторы в Северной столице устроили не просто фарс – а самый настоящий беспредел. И кто помог им в этом. Мне много о чем хочется рассказать.
Итак, в этом году в Ленинграде состоятся выборы – и весьма широкие. Жители города будут выбирать губернатора, депутатов 110 муниципальных советов (около 1500 мандатов) и довыбирать депутата ЗакС. История масштабная. Естественно, что все основные политические силы города включились и начали выдвигать своих кандидатов. И тут начались первые сложности.
Основных оставшихся в городе и стране представителей либеральных сил включили в иноагентские списки, чем сразу отсекли возможность для них участвовать в выборах. С другими политическими силами решили поступить иначе. По слухам, представителей «Справедливой России» и «Новых людей» (последние неплохо выступили на президентских выборах) «попросили» не выдвигать кандидатов в губернаторы, а от ЛДПР предложили выставить не известных хотя бы в политических кругах депутатов Иткина или Ененкова, а мало кому известного Яковлева. Конечно, это все слухи и домыслы, которым нет подтверждений, и утверждать, что на эти партии было оказано непубличное давление, я не могу. Но зато могу констатировать факт – кандидаты от «СР» и «НЛ» на выборы не выдвигались, а от ЛДПР действительно выдвинут господин Яковлев.
Но самая жесть случилась с КПРФ. С весны этого года горожанам начали названивать с предложением пройти «социологический» опрос, в котором был перечень возможных кандидатов от разных партий на выборах. Почему-то возможным кандидатом от КПРФ был назван… исключенный из фракции Борис Зверев! Телеграм-каналы, ретранслирующие позицию городской администрации, называют его с какой-то стати «опытным политиком», хотя вообще-то данный господин занимается политикой всего 3 года. И за это время успел многократно опозориться своими прогулками под ручку с депутатом Законодательного собрания от «Единой России» Егоровой, а также голосованиями в русле «партии власти» – например, за кандидатуру председателя ЗакС или за предложенный «ЕР» бюджет. Очевидно, кого «модераторы процессов» видели кандидатом от Компартии. Естественно, что выдвинуть такого персонажа КПРФ не могла. И как человек, находящийся внутри партийной структуры, я могу смело утверждать, что таких обсуждений не велось и вестись не могло.
Внутри партии рассматривались другие, на самом деле достойные кандидатуры. И в итоге было принято коллективное решение, которое поддержал и Центральный Комитет КПРФ – на выборы губернатора от КПРФ был выдвинут руководитель фракции в городском парламенте и руководитель городского отделения партии Роман Кононенко. Молодой, но уже опытный (больше 20 лет в политике) идейный коммунист, который всегда помогал разным инициативным группам, профсоюзам и молодежным организациям. 6 июня Конференция единогласно выдвинула его на выборы, а уже меньше, чем через две недели, группа депутатов городского парламента внезапно и без внятного объяснения причин устроила внеуставной переворот и сняла Кононенко с поста руководителя фракции КПРФ в Законодательном собрании Санкт-Петербурга.
Фамилии людей, которые совершили это деяние и сразу же бросили партбилеты (если они у них были), известны. Это депутаты Иванова, Рассудов, Дмитриев, Зинчук и внезапно примкнувший к ним (исключенный из фракции!) Зверев. Ни один коммунист в городском отделении партии, естественно, этот переворот не признал – на паблик этих господ, прикрывающихся партийным брендом, сейчас подписано 23 человека (на официальном ресурсе КПРФ в СПб более 8 тысяч). Даже было принято большое заявление, подтверждающее, что КПРФ признает своими депутатами только Романа Кононенко и Вячеслава Бороденчика. И, естественно, любой понимающий в политике человек скажет, что все это произошло не просто так и не само собой.
Тем более что через некоторое время Роману Кононенко тормознули муниципальный фильтр и его не зарегистрировали кандидатом в губернаторы. В итоге представитель «Единой России» Александр Беглов будет соревноваться с представителем спойлерского проекта «Коммунисты России», кандидатом от никому не известной партии «Зеленые» и крайне слабым кандидатом от ЛДПР.
После произошедшего КПРФ внесла в федеральный парламент законопроект об отмене муниципального фильтра. То, как власти использовали эту электоральную дубинку для того, чтобы «загасить» оппонентов, подтверждает, что фильтр должен быть отменен.
К сожалению, на этом история не завершилась. 25 и 26 июня (она шла с 6 вечера до 3.30 утра следующего дня) состоялась Конференция по выдвижению кандидатов в муниципальные депутаты. Было выдвинуто 427 кандидатов. Представители территориальных избирательных комиссий были предупреждены о факте проведения нашей Конференции, присутствовали на ней, свободно проводили фото- и видеофиксацию и знакомились со всем необходимым массивом документов. Кандидаты от КПРФ подали необходимые документы и начали ожидать решений.
Внезапно ТИКи начали принимать решения о том, что в работе партийной Конференции были найдены ошибки, которые якобы препятствуют регистрации кандидатов. Вместе с тем все опрошенные юристы, далекие от коммунистических идей, утверждают, что причин не регистрировать кандидатов от КПРФ нет.
Так какое же страшное преступление против закона совершила партийная Конференция? Все просто. ТИКи посчитали, что на Конференции не было возможности проголосовать против той или иной кандидатуры. Но это откровенная и наглая ложь. Такая возможность была. Первый раз – при включении кандидатуры в бюллетень (голосовали по каждому человеку отдельно и открыто). Второй раз – путем вычеркивания кандидатуры в ходе тайного голосования. Но сотрудники окружных избиркомов в упор не видят очевидного факта. Попытки оспорить решения в городском избиркоме тоже не дали результата – несмотря на десятки выступлений представителя КПРФ Андрея Белякова.
Не видят избиркомы и другого очевидного факта – судя по имеющимся скриншотам трансляции с Конференции по выдвижению кандидатов от «Единой России», как раз там голосовали списками и не оставили делегатам никакого выбора. Кстати, с подобными историями столкнулись и другие политические партии. В итоге без проблем смогли зарегистрироваться только выдвинутые от «Единой России» и ЛДПР люди. Складывается ощущение, что власти хотят сделать так, чтобы во всех советах не было вообще ни одного представителя хоть какой-то оппозиции.
Кого испугались избиркомы? Статистика подтверждает, что многочисленные отказы коммунистам наблюдаются именно там, где находятся наиболее активные и сильные парткомы, либо где идут сильные партийные команды. В Красносельском, Московском, Невском, Петродворцовом, Пушкинском и Центральном районах не были допущены до выборов практически все выдвинутые кандидаты. В Калининском районе не были зарегистрированы молодые товарищи, идущие на выборы командой «Красный север» в МО Северный. Причем работу они начали ощутимо заранее и имеют серьезный авторитет на округе. В Красногвардейском районе проблемы возникли в МО Малая Охта, где КПРФ выдвинула многочисленную команду, которая в случае избрания может взять большинство в совете. В Колпино не были допущены кандидаты в МО город Колпино – там, где КПРФ имеет сильные позиции и крепкую связь с рабочим классом. В Василеостровском районе не допущены партийные команды в МО Морской и МО Гавань, а в Кировском районе в МО Ульянка.
Сейчас кандидаты от КПРФ находятся в стадии судебного оспаривания имеющихся решений о нерегистрации. Иски подали кандидаты из 10 районов города. И в ходе этих заседаний некоторые суды делают что-то совершенно невообразимое. Например, Смольнинский районный суд запросил данные сотовых операторов о местонахождении абонентов-делегатов одного из этапов Конференции, который состоялся … в 2021 году! То есть суд пытается и вовсе признать всю Конференцию, открытую несколько лет назад, незаконной. Конечно, у них ничего не получится. Но попытки такие есть, и это вызывает вопросы. Многие суды уже отказали в удовлетворении наших требований – но мы будем идти до конца, вплоть до высших инстанций. Кстати, активная борьба в судах уже дала конкретные результаты – например, Василеостровский районный суд обязал ТИК пересмотреть решение об отказе в регистрации коммунисту Артему Пронько.
Параллельно кандидаты от ЛДПР пытаются снять на своих округах оппонентов от КПРФ, которые все же смогли получить регистрацию в статусе кандидатов. На мой взгляд, этим ЛДПР официально решила признать то, что в Петербурге у нее нет ни программы, ни плана развития, ни реальных прорывных идей. Зато есть желание отнять у избирателей право проголосовать за альтернативу нынешнему курсу.
Да, коммунисты Ленинграда и раньше подвергались давлению со стороны властей. Полиция задерживала активистов ЛКСМ РФ за принесенную в офис «ЕР» коробку с обидными надписями, за раздачу листовок с приглашением вступать в организацию и даже за празднование Дня Комсомола. А в 2023 году фиксировались наезды на сотрудников бюджетной сферы, которые хотели стать членами избирательный комиссий от КПРФ. Но такого беспредела еще не было.
А теперь главное. Почему вообще происходит все то, что происходит? Дело в том, что в Ленинграде не пользуется популярностью партия «Единая Россия» и выдвинутые ей кандидаты – от муниципального депутата до главы региона. Все-таки город трех революций – это вольнолюбивый город, жители которого всегда голосовали и протестовали против действий властей. Достаточно вспомнить, как жители города выступали против пенсионной реформы. И сейчас политические администраторы банально зачищают поле от всех политических сил, которые могут хотя бы немного помешать планам «Единой России» установить тотальную монополию на власть.
В этой ситуации очень стыдно за тех, кто работает на этой кампании и считает себя «политтехнологом». Политтехнолог – это тот, кто меняет настроения общества, работает со смыслами, взаимодействует со СМИ, создает яркие инфоповоды и добивается для своего заказчика каких-то результатов в ходе конкурентной борьбы. А работать на кампании, в которой твои оппоненты это партия «Зеленые»… Наверное, это должно было бы вызывать какие-то внутренние сомнения и муки совести.
А так ситуация выглядит очень странно – не допустить до выборов больше половины коммунистов, четверть новолюдов, всех яблочников, кучу эсеров и рассуждать при этом о демократичности и открытости? Собрать двух спойлеров Брагина и Малинковича в красивом историческом здании и предложить им поспорить о чем-то – и рассуждать о борьбе идей? Говорить о том, что 4 кандидата (из которых оппозиционных 0) – это конкурентная кампания? Это даже не смешно. Ведь вместо реальной политики нам подсовывают суррогат.
В любом случае уже сейчас можно смело утверждать, что результаты выборов не будут репрезентативными и не покажут реальные настроения людей. Да, где-то в трудной борьбе победит несколько представителей оппозиционных партий. Но в общем и целом люди лишены возможности проголосовать за альтернативные программы, за новые лица во власти, за реальные перемены. Параллельно с этим продолжает сохраняться запрет на любые массовые протестные мероприятия. А Государственная Дума вводит дополнительные полномочия для Роскомнадзора по «контролю интернета». Лишенные представительства даже в муниципальных органах власти и не имеющие возможности публично выразить свое негодование люди будут копить свое недовольство. Но рано или поздно наступят перемены и люди смогут по-настоящему решать судьбу своего двора, района, города, региона и всей страны.
Александр РОГОЖКИН
г. Ленинград