В РФ усиливается эксплуатация мигрантов и замещение ими коренного населения
Россия оказалась на четвертом месте в мире по числу мигрантов после США, Германии и Саудовской Аравии. Их насчитывается 10,9 млн человек, или 7,5% населения. Около 7,6 млн человек являются трудовыми мигрантами, что составляет 10% рабочей силы страны, показало совместное исследование «Равенства» и «Простых чисел» по данным Росстата, МВД и погранслужбы ФСБ.
4,9 млн находящихся в России мигрантов оседлые, а почти 6 млн – кратковременные, прибывшие в страну менее чем на год, на заработки. В частности в 2023 г. приехали работать рекордные 4,5 млн человек, что было на 30% больше, чем годом ранее. Из них 2 млн раз пересекли границу граждане Узбекистана, 1,2 млн раз – Таджикистана, а 0,72 млн раз – Киргизии.
Число находящихся в РФ мигрантов по странам исхода, млн человек (оценка на начало 2024 г.)
Узбекистан – 2,1
Таджикистан – 1,8
Украина – 1,7
Казахстан – 1,2
Киргизия – 0,9
Белоруссия – 0,7
Армения – 0,6
Азербайджан – 0,5
Другие страны СНГ – 0,5
Страны дальнего зарубежья – 1,1
Привлечение трудовых мигрантов долгие годы оправдывали нехваткой рабочих рук. Но более половины приезжих трудятся в Москве, Санкт-Петербурге и их областях на низкоквалифицированных работах, а не на заводах в регионах, где остро нужны люди.
Установленная в результате реставрации капитализма социальная политика три десятка лет была направлена не только на усиление эксплуатации, но и замещение коренного населения мигрантами, которых эксплуатировать проще. «Мигранты работают не 40 часов, как положено, а по 60 и 70 часов в неделю», – признал глава СПЧ Валерий Фадеев. Зачастую переработки им не оплачивают, как требует закон, а зарплату выдают «всерую». В итоге бесправные приезжие получают в 1,5–2 раза меньше того, что доставалось бы российскому труженику.
Мигрантам тоже выбирать не приходилось. Откат к феодализму и деиндустриализация в странах бывшего СССР были еще более стремительными, чем в РФ.
Но нехватку кадров уже не покрыть механически, за счет дополнительного ввоза дешевой рабочей силы. Это признал и президент. Дефицит все сильнее, а многие из тех, кто хотел приехать, уже тут.
Власти якобы очень забеспокоились интеграцией мигрантов в российское общество. Мол, и преступность из-за них, и болезни, и конфликты, и экстремизм. На деле же их волнует, в первую очередь, прибыль собственников средств производства. У мигрантов есть потенциал самоорганизации, а стало быть, и отстаивания своих трудовых прав. Это продемонстрировали, например, протесты профсоюза курьеров или участившиеся протесты на стройках. Разрастание такой практики чревато снижением нормы эксплуатации. Стало быть, капиталу строго необходимо подавление ростков коллективизма и усиление контроля. Это и вызвало ужесточение миграционной политики, отмечает ученый-экономист и автор «Простых чисел» Олег Комолов.
Проблема миграции связана с отсутствием планирования трудовых ресурсов и низкой производительностью труда при периферийной модели капитализма. Выкачивание сырья и его продажа за рубеж с целью обогащения узкой группы лиц не предполагает долгосрочных интересов по «инвестициям в человека», о которых говорят с экранов телевизора. Народ отвечает взаимностью: 57% граждан говорят, что работают ради зарплаты, то есть для того, чтобы выжить, причем эта доля с годами все выше. Лишь для 17% смысл труда – призвание.
После разрушения СССР лишенное Родины, смысла жизни, богатств страны, достойного труда и его оплаты коренное население России активно вымирало. Причем потери народа за 33 постсоветских года превысили 26 млн человек и были больше, чем в 1941–1945 гг. Сейчас Россию накрывает «эхо 90-х», когда работать и рожать приходится поколению, которого мало появилось на свет. Миграция не улучшила, а еще больше ухудшила демографию и обострила социальные противоречия и кадровые проблемы.
Демографическая катастрофа давно сделала очевидной гибельность постсоветской социальной политики. Ведь ее суть свелась к купле-продаже и эксплуатации людей вместо их всестороннего развития.
«Равенство Медиа»