За все время рыночно-буржуазных реформ тема жизни рабочего человека из поля зрения кинематографистов выпала. В самом деле, как показывать его? Только как наймита труда, который даже в этой своей ипостаси часто оказывается выброшенным на улицу как ненужный хозяину производства – особенно при банкротстве и разорении.
Но вот теперь, когда потребовалось сплочение нации против атак профашистского Запада и его обслуги – укронацистов, кинотворцы стали как будто обращаться и к советскому прошлому, при котором наша жизнь была крепко защищена от любых посягательств на нее. А гарантии этому давал и свободный творческий труд людей, рабочего класса, их энтузиазм и упорство, преданность избранной профессии и участие в общественно-полезных делах.
И, наконец, кинодеятели попытались отразить это в своих новых фильмах, но, к сожалению, всё еще топчась в рамках стереотипов буржуазного мира, при которых личная жизнь героев довлеет над всем: и над коллективным сознанием, и над общественным, и над гражданским долгом. И уж тем более никак не сливается с ним.
Ярко проявилось это и в недавно показанном по телику фильме «Лимитчицы». В нем главные героини – молодые девушки Маша, Нина и Зоя, приехав по лимиту работать на фабрику и осваивая профессию ткачих, ожидают места в общежитиях, и все влюбляются в молодого помощника мастера Ивана, который выбирает самую ловкую, настойчивую и сноровистую в труде Машу. Но Нина, наиболее яркая и легкомысленная из девиц, отбивает подругу у Ивана, и, несмотря на назначенный день свадьбы, изменяет ему с молодым врачом, неравнодушным к ее красоте, и легко укатывает с ним отдыхать на юг.
Иван пытается возобновить отношения с Машей, но та из гордости отказывает ему. И он, обиженный, переключается на Зою, тихую, скромную девушку, тоже давно влюбленную в него. Она пытается убедить Ивана уехать трудиться в другой город, на другую фабрику, дабы он не встречался с ее подругами. Но тот колеблется и всё еще пытается вернуть любимую им Машу. И она как будто бы сдается, но на фабрике случается ЧП – взрывается котел в красильной, пострадало много рабочих, в их числе и парень Миша, у которого с Машей до этого чуть не завязались отношения. И ее настолько потрясло увиденное, что, проникнувшись глубокой болью за судьбу парня и забыв про личные чувства к другому, Маша решается его спасать, ухаживает за пострадавшим в больнице, а затем соединяет с ним и свою жизнь.
К тому времени самоотверженная девушка отлично осваивает профессию, становится студенткой вечернего института, и ей предлагают занять место помощника мастера, собирающегося к отъезду – Ивана.
Образ этой стойкой, отважной и целеустремленной женщины, готовой жертвовать даже своим счастьем во имя спасения человека, и становится главным.
Но она является и антиподом другим подругам по труду, в котором каждая болеет только за себя и добивается успехов тоже. Коллективное чувство дружбы, сплочение в труде, присущее в советской стране советскому человеку, у работниц отсутствует. И потому за всех отдувается только Маша, заботясь и об улучшении условий труда, культуре производства, а после аварии в котельной она таскает на себе в цех даже тяжелые баки чистой воды, в то время как остальные спокойно взирают на это.
А когда в стране происходит слом системы и всё рушится, Маша тоже остается единственным борцом за фабрику, оставшуюся без сырья. Она отправляется добывать его в нелегкое путешествие для нее – в южную республику – и добивается своего. К тому времени Маша уже возглавляет поредевший коллектив.
Но стойко и так же преданно своему человеческому и общественному долгу ведут себя не все руководители.
Черными красками обрисован секретарь парторганизации Василий. Только так, в негативном духе, и стремились показывать коммунистов в годы умышленной ломки советской системы дельцы от искусства. И в этом фильме Василий демагог и краснобай, а никакой не партийный и идейный организатор. Он готов ломать судьбы людей ради своего тщеславия. Кроме того, еще и ловелас, соблазняющий молодых женщин.
При этом он воображает, что в жизни ему уготовано большее и поэтому сбегает ради славы на строительство Магнитогорского комбината, где видит свое место только в кресле начальника. Но там всё же разгадали нутро карьериста и не приняли его.
Василий возвращается на фабрику и тут же занимает свое прежнее место, несмотря на то, что многим было известно о его нравственном, моральном разложении. И даже тогда, когда он увольнялся с фабрики, наказан за свое неблаговидное поведение не был.
А будучи безнаказанным, он продолжает вести аморальный образ жизни, сближаясь с Ниной и другими женщинами. Попытался Василий совратить даже дочь Нины, но та наконец-то протрезвела. И, загоревшись жаждой мести, стреляет в него, но – по ошибке – убивает собственную дочь. (Ну а как же обойтись без криминала современным кинодельцам, поднаторевшим на нем?)
Судьба Нины, как и ее дочери, оказывается трагической – как бы расплатой за легкомыслие, за разгульную жизнь.
Но именно всему этому – конфликтам, страстям и личным драмам в фильме уделено больше места, чем коллективному труду на благо страны, по стереотипам буржуазного киноискусства.
Как же тут не вспомнить такие советские фильмы, как «Коммунист», в котором у героя ради общего коллективного дела сердце и душа на разрыв. И очень многие еще, где личное, частное всегда отступало на второй план ради большого, государственного, самого важного.
Об этом были фильмы: «Всё остается людям», «9 дней одного года», «Семья Журбиных», «Путевка в жизнь», «Шахтеры», «Председатель», «Трактористы», «Светлый путь», «Богатая невеста», «Депутат Балтики», «Сказание о земле Сибирской» и многие другие, полные резко характерных и запоминающихся образов тружеников, творцов и созидателей, людей благородных поступков и помыслов. Именно они были и героями театральных постановок, а их роли исполняли известные на всю страну актеры. Например, незабываемый А.И. Андреев, который одним из первых в советском театре создал образ коммуниста, руководителя народа, председателя уездного Комитета партии в спектакле «Шторм» Биль-Белоцерковского.
Герой его был прост, обыкновенен, скромен и вместе с тем оставался в памяти как бесстрашный, неутомимый рулевой, ведущий свой революционный корабль сквозь бури и штормы к завоеванию счастья для народа.
Таких страстей, таких порывов служить стране, долгу и своей профессии в современном искусстве не сыщешь.
Казалось бы, сегодня у нашего народа обозначилось единство целей и задач в борьбе с поднявшим голову неофашизмом, грозящим самому существованию нашей страны. А это значит, что и фильмов, и пьес, и книг, и многих произведений искусства – ярких, правдивых и честных – о нашем героическом боевом и трудовом поколении должно появляться больше, ибо и они сегодня должны метко «стрелять» в возрождающуюся бандеровщину и неофашизм.
Но пока этого не видно, как и уважения со стороны власть предержащих к КПРФ, коммунистам, оставшимися верными и преданными советскому героическому трудовому поколению и его идеалам.
К сожалению, мы узнаем о продолжающихся остракизме и гонениях на них – и опять о недопущении до выборов под надуманными предлогами.
Это что же получается? Либералы от власти продолжают действовать в угоду буржуазным наставникам против массы народа, поддерживающего КПРФ. Такое лицемерие до добра не доведет. И долг самых преданных стране и своей истории людей, истинных патриотов сплотиться крепче и сильнее не только в борьбе с врагом, в отстаивании нашей цивилизации, в сражении за торжество и победу справедливого устройства нашей жизни на основах социализма.
А. ЗАСИМОВА
г. Пушкино, Московская обл.