Планы первых пленарных заседаний Госдумы были перенасыщены, свыше 80 вопросов в день. Но рассматривать депутаты успевали менее половины.
Первоочередное внимание законотворцы сосредоточили на безопасности. Да и как иначе? Только за период с 9 по 15 сентября зафиксировано более 300 запусков вражеских беспилотников по территории РФ. Управляются они как вручную, так и через спутники.
«ВСУ не прекращают попыток нанесения ударов по объектам критической инфраструктуры, расположенным в различных регионах нашей страны, – заявил первый зампред думского комитета по энергетике единоросс Юрий Станкевич, представляя в первом чтении законопроект об усилении безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК), разработанный комитетом. – Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) самолетного типа, обладающие возможностью скрытного перемещения на небольшой высоте и доставки мощных боевых зарядов на расстояние свыше 1000 километров, представляют основную угрозу промышленным предприятиям, в частности ТЭК».
Эти объекты, по словам Станкевича, должны быть усиленно защищены. На это потребуется несколько десятков миллиардов рублей, «где взять средства, будет отдельно обсуждаться».
Ни тени сомнений не возникло у депутатов в том, что безопасность должна быть обеспечена указанным предприятиям. Последовали вопросы «не поздновато ли? … у нас уже вокруг границы и дальше горят и нефтеперерабатывающие заводы, и нефтебазы». А, может, стоит «более широко посмотреть на проблему», и, как предложил коммунист Евгений Бессонов, распространить действие будущего закона «на предприятия оборонного комплекса и сельхозпредприятия-элеваторы»?
«В предлагаемой редакции законопроект не распространяется на иные объекты, пока речь идет о защите критически важных объектов ТЭК, но с учетом поступивших предложений, рассмотрим возможность расширения», – отреагировал Станкевич.
Насторожили законотворцев меры защиты предприятий, заложенные в проекте. Миссию государственной значимости профильный комитет, единороссы Юрий Станкевич и Дмитрий Исламов решили возложить на частные охранные предприятия (ЧОП) и ведомственную охрану.
«Эти структуры сегодня оберегают промышленные производства ТЭК, и в дальнейшем они будут защищать эти объекты от БПЛА, но с использованием современных средств радиоэлектронной борьбы», – подчеркнул Д. Исламов, дополнив выступление коллеги.
Особо Исламов отметил, что «методы управления беспилотными аппаратами становятся всё изощреннее, соответственно, и меры по их уничтожению должны постоянно совершенствоваться. При этом ограничивается ответственность за причинение вреда третьим лицам при отражении атаки беспилотников, точно так же, как установлено для сотрудников полиции и Росгвардии. Имеются в виду БПЛА летательные, подводные и надводные».
Но можно ли положиться на частные организации в деле обеспечения безопасности, заволновались коммунисты… Скептицизм депутатов объяснялся не только тем, что частным лавочкам не стоит доверять безопасность, но и наглядными примерами – те же ЧОПы, охраняющие школы, не могут оградить учебные заведения от нападок агрессивных молодчиков, а тут – крупнейшие, жизненно необходимые для страны производства.
«Неужели вы думаете, что частные охранные структуры заменят ПВО страны, защитят промышленные объекты крупные, города от БПЛА?», – спрашивал Ренат Сулейманов (КПРФ). – Создается впечатление, что тут пытаются создать всего лишь некую видимость борьбы с летательными аппаратами. А подход должен быть кардинальный, нужно воссоздавать противовоздушную оборону страны. В Вооруженных Силах Советского Союза существовал целый род войск, «ПВО страны» назывался, были округа ПВО, армии, воинские части…»
«В данном случае нет пересечений со средствами ПВО, – заверил Исламов. – Все средства ПВО работают, где это необходимо, обеспечивая безопасность с помощью Министерства обороны, в документе об этом сказано, но эту часть не будем публично обсуждать. Кому нужна такая информация, подходите, мы вам расскажем… У частной охраны – своя задача».
Разработчики уверены в своей правоте, так как все статьи законопроекта обсуждались на заседаниях Национального антитеррористического комитета, Комиссии правительства по законопроектной деятельности, на совещаниях с участием должностных лиц силовых ведомств, владельцев объектов ТЭК, организаций ведомственной и частной охраны. Документ был одобрен.
Одобрено также наделение ЧОПов, организаций, осуществляющих защиту критически важных объектов, правом использования при наведении на цель (БПЛА) сигналов спутниковых и иных навигационных систем. Работники ведомственной и частной охраны получают правовые гарантии защиты от возможных претензий третьих лиц в случае нанесения ущерба при отражении атаки на защищаемый объект. Члены ведомственной охраны, становясь на страже безопасности предприятий ТЭК, могут применять специальные средства и огнестрельное оружие при пресечении атак БПЛА. Есть и другие нюансы. Но «по объективным причинам часть материалов по рассматриваемому вопросу носит ограниченный характер использования и распространения, однако в случае необходимости каждый депутат сможет персонально ознакомиться», отмечали разработчики.
Генерал Виктор Соболев (член комитета по обороне, фракция КПРФ) захотел ознакомиться со всеми подробностями документа, в частности, с предлагаемыми средствами радиоэлектронной борьбы, взаимодействиями с Минобороны, чтобы убедиться в надежности предлагаемой защиты предприятий.
И всё же за чей счет банкет? Хоть Станкевич и заметил, что финансирование будет рассматриваться отдельно, но депутатам, в первую очередь левой оппозиции, хотелось понять, откуда будут взяты миллиарды для защиты предприятий ТЭКа? Если частные охранники берутся обеспечить безопасность своих объектов, то, может, и расходы для этого возьмут на себя собственники, которые здорово пожировали за минувшие десятилетия?
Отнюдь. Затраты лягут на госбюджет. И будут они значительными. Цена безопасности не только предприятий ТЭКа, но и других объектов, растет. В 2023 году Госдума приняла уже два закона, направленных на усиление безопасности, они подписаны президентом. Рассматривается третий, и в дальнейшем законодательная база по обеспечению безопасности заметно расширится. Только рассмотрение таких законов будет проходить, скорее всего, в закрытом режиме, об этом говорили депутаты.
Речь пойдет о военных приборах, о вооружении, об увеличении арсеналов, необходимых ЧОПам, вневедомственной охране для обеспечения антитеррористической устойчивости объектов.
Понадобится также, считают коммунисты, формирование единой системы оповещения, борьбы с нарастающими атаками БПЛА. Это всё назрело.
К сожалению, на сегодня только 20 процентов объектов защищены в рамках ведомственной охраны либо Росгвардии. Это всего четыре компании – «Газпром», «Роснефть», «Транснефть» и «НОВАТЭК». Остальные, тоже крупные компании, как, например, «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», многие нефтебазы, пока не имеют таких возможностей и полномочий.
Авторы законопроекта заверили депутатов, что уяснили задачи по защите объектов ТЭКа и готовы учесть все замечания, устранить пробелы при доработке законопроекта. «Мы всё сделаем для обеспечения надежности энергосистемы нашей страны, в снабжении моторными топливами НПЗ и другие производства», – обещал Исламов.
Госдума приняла (за – 427 без воздержавшихся и против) в первом чтении законопроект комитета по энергетике. Но было выдвинуто существенное условие. При подготовке документа ко второму чтению указать, что все частные структуры, защищающие предприятия ТЭКа, будут подчинены не частному лицу, а Минобороны. В одном ведомстве должны координироваться действия по безопасности и защите промышленных объектов от врага.
Галина ПЛАТОВА