Американским политикам пора привыкать к тому, что далеко не все страны по щелчку пальцев бегут выполнять любое пожелание США, пишет The American Conservative. Например, с Россией и Китаем этот номер не пройдет.
Тупицы в Вашингтоне уверены, что правят миром.
Соединенным Штатам Вторая мировая война принесла богатство и безопасность. Их земли остались практически нетронутыми, а американцы впоследствии стали почти неуязвимыми. До наших берегов не добралась бы никакая война.
К сожалению, всем остальным достигнутый тогда мир такого не принес. Поэтому американцы присоединились к войнам других стран и патрулировали земной шар во время «холодной войны», которая местами переходила в «горячую». Принятие этого бремени потребовало определенной степени смирения даже от Вашингтона.
Перед лицом настойчивых требований о вмешательстве президенты США болезненно осознавали свои пределы. Гарри Трумэн и Дуайт Эйзенхауэр столкнулись с безвыходной ситуацией в Корее. Эйзенхауэр и Линдон Джонсон отказались воевать с СССР за «освобождение» Венгрии и Чехословакии. Также Джонсон почти на год оставил в северокорейском плену 82 выживших члена экипажа американского корабля «Пуэбло».
Еще более болезненной была сдача Индокитая Ричардом Никсоном и Джеральдом Фордом. Вместо того, чтобы направить дополнительные силы в Южный Вьетнам или сбросить ядерное оружие на Северный, они в итоге оставили дружественных им вьетнамцев в отчаянии ждать спасения на крыше посольства США. Предприняв ряд беспорядочных попыток освободить захваченных сотрудников американского посольства в Тегеране, отступил и Джимми Картер. В 1981 году Рональд Рейган не стал возражать против действий Советского Союза в Польше, а позже отказался от участия в гражданской войне в Ливане после гибели 241 американских морпеха в результате подрыва их казармы.
Демократы и республиканцы, либералы и консерваторы, «ястребы» и «голуби» – все понимали, что американскому могуществу есть предел. Затем последовал распад СССР, роспуск Варшавского договора и повсеместное унижение коммунистов. Вашингтон увидел совершенно новый мир, который Джордж Буш-старший во время первой войны в Персидском заливе описал словами: «Что мы говорим, то и происходит».
Джо Байден, будучи, возможно, самым опытным, но наименее подготовленным в области внешней политики главой государства, явно верил в то, что «управляет миром», даже когда неудачи продолжали накапливаться. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман продолжал угнетать свой народ и унижать президента, отвергая просьбы администрации США о наращивании нефтедобычи. Российский президент Владимир Путин был вынужден начать спецоперацию – после того, как Байден отказался от переговоров, понадеявшись в контексте сдерживания Москвы на силу собственной личности и угрозы санкций. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху безжалостно разыграл Байдена, используя предоставленное Америкой оружие для уничтожения жителей Газы и расчистки своими сторонниками-экстремистами намеченных израильтянами территорий под застройку.
Теперь его администрация требует, чтобы Китайская Народная Республика прекратила дружеские отношения между Путиным и северокорейским лидером Ким Чен Ыном. В преддверии выборов, которые наглядно отменили президентство Байдена и официально закрепили его статус «хромой утки», госсекретарь Энтони Блинкен заявил: «Я думаю, они хорошо знают наши опасения. Мы ожидаем, что – как на словах, так и на деле – они станут использовать свое влияние, чтобы сдерживать эти действия. Так что посмотрим, предпримут ли они какие-либо шаги».
Такая у Вашингтона политика? Команда Байдена «ожидает», что Китай будет действовать по ее указке, «сдерживая» действия России и Северной Кореи. И администрация, которой осталось быть у власти менее трех месяцев, во главе с дряхлеющим президентом, отвергаемым американской общественностью и проводящим серию провальных политических мер, будет ждать согласия Пекина.
Такое высокомерие Вашингтону вполне даже свойственно. Более трех лет назад Леон Панетта, глава администрации при Клинтоне, а также министр обороны и глава ЦРУ при Обаме, развеял опасения по поводу войны с КНР: «Честно говоря, мне кажется, что, если Китай поймет серьезность нашего отношения к Тайваню, то на это не пойдет». Все, что нужно мудрецам в Вашингтоне, – это произнести несколько резких слов и прищелкнуть пальцами, и тогда члены китайского руководства поспешно скроются в своих роскошных апартаментах в Чжуннаньхае ждать следующего важного заявления Вашингтона.
Маловероятно, что КНР понравится такое объяснение «ожиданий» Америки. Китай – древняя и гордая цивилизация, некогда доминировавшая в Азии и обладавшая крупнейшей в мире экономикой. Увы, эта историческая глава плохо закончилась. Китайцы во всем мире прекрасно помнят о так называемом «столетии унижения», в течение которого европейские державы, наряду с США и Японией, оккупировали и грабили ослабшую империю. Разумеется, Коммунистическая партия Китая использует эту историю в собственных политических целях. При этом большинство китайцев по-прежнему гордятся своим выдающимся наследием и критически относятся к западному империализму. Их национализм носит естественный характер, и ханжеский диктат иностранных правительств для него оскорбителен.
Сегодня Пекин особенно устал от лекций Вашингтона. Неудивительно, что КНР считает текущую политику США враждебной: продвижение военного сдерживания вплоть до ее границ в Восточной Азии, введение экономических санкций, чтобы воспрепятствовать доступу Китая к высокотехнологичным продуктам и услугам, ведение торговой войны для защиты неэффективных американских производителей, призывы к отказу Пекина от целей и обязательств в области безопасности, потому что так хочется Вашингтону. Можно сколько угодно защищать всю эту политику с точки зрения США, но ни один американец не обрадовался бы аналогичному подходу любой другой страны по отношению к себе.
Недавно я беседовал с высокопоставленным китайским дипломатом о новой оси Россия – Северная Корея. Он с некоторой резкостью заметил, что Вашингтон не в том положении, чтобы обращаться за помощью к КНР, и вежливо напомнил о состоянии китайско-американских отношений. Подозреваю, что его предпочтительным ответом Блинкену был бы печально известный выкрик легенды тенниса Джона Макинроя на Уимблдоне: «Вы же не серьезно!»…
Действительно, именно Вашингтон при помощи европейских союзников толкнул Россию в объятия Китая и Северной Кореи. Не желая признавать разрушительные последствия своих решений, многие американские политики открещиваются от этих последствий как эфемерных, а недавно укрепившиеся альянсы России считают «недолговечными». Однако новые партнерские связи Москвы продлятся, вероятно, как минимум пока Запад поддерживает войну против нее. Более того, некоторые последствия могут оказаться постоянными, например, какая-либо поддержка ракетной и ядерной программы Пхеньяна. Тогда архитекторам нынешней политики придется, что называется, «сожалеть на досуге» из-за полученной КНДР возможности сжигать американские города дотла.
К сожалению, сегодня Вашингтон мало что может сделать, чтобы заручиться поддержкой Китая в деле разрушения российско-северокорейского союза. Властное навязывание «ожиданий» Америки, разумеется, не сработает, равно как и ее риторика. Американским политикам пора адаптироваться к миру, в котором их навыки убеждения будут не важнее инструментов принуждения.
Дуг БЭНДОУ (США)