Каждый год 7 ноября Компартия Российской Федерации собирает под красные стяги тех, кто не смирился с разрушительным капитализмом и продолжает бой за социалистическое будущее нашей Родины. Празднества проходят по всей России. В Москве манифестация охватывает центр столицы – площадь у памятника Карлу Марксу, где проводится встреча с депутатами-коммунистами, Красную площадь – где возлагаются цветы к захоронениям выдающихся советских деятелей и к Мавзолею В.И. Ленина.
Примечательно, что семиноябрьские митинги и шествия привлекают всё больше молодых людей. Не только комсомольцев, молодых коммунистов, сознательно включившихся в оппозиционную работу под руководством КПРФ. Приходят молодые люди сами по себе, желая понять, что такое социализм, бороться за который призывают коммунисты. Социалистическая система была в большом Советском Союзе, но им, молодым, не пришлось жить в той стране. Они родились в капиталистической России, всего лишь части СССР. И как раз то, Советское государство, принесло миру Победу над гитлеровским фашизмом, совершило космический прорыв, поставило атом на службу миру, прославилось научными достижениями, спортивными рекордами, своей культурой, литературой. То государство бесплатно учило, лечило и обеспечивало жильем своих граждан… А в 1991 году, после буржуазного переворота, капиталисты, захватившие власть, отобрали у народа основные права, расчленили СССР, выставив советские завоевания на рыночные торги.
«Как же такое могло с нами произойти?» – не перестают сокрушаться люди. Под впечатлением пламенных выступлений лидеров КПРФ, двигаясь к Мавзолею В.И. Ленина, люди старшего поколения вспоминают, анализируют трагические события тридцатилетней давности, спорят. А молодежь слушает разговоры старших.
Спрашиваю идущих рядом парня и девушку, что привело их в эти колонны.
– Мы – за социализм, – ответили Сергей и Валентина, приехавшие из Подмосковья.
– И мы – за социализм, – закивали идущие тут же парни.
– Вы верите, что Россия снова будет социалистической? – спрашиваю.
– Да, я верю, – кивает Сергей.
– Всё возможно, – откликаются другие.
Шагающий рядом молодой человек с красным советским флагом в руке представился: Игорь.
На вопрос, чем ему дорог праздник 7 Ноября, отмененный властью, ответил четко:
– Этот праздник отмечали мои деды, родители, я чту их память. Чту наши русские традиции, чту Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Верю, что будущее за социализмом. При капитализме всё плохо. С каждым днем всё хуже и хуже. Я студент Российского технологического университета, учусь на юриста. Надеюсь, что капитализм скоро падет…
А о чем задумался тот, особняком идущий молодой человек? Знакомимся: зовут Дима. На митинг в честь пролетарской революции пришел по собственной воле, «даже с пары сбежал», хотел послушать выступления коммунистов, пройти к Мавзолею в красной колонне. Учится на агронома.
– Знаете, – говорит Дима, – я сейчас подсел на литературу советского времени. Многое открыл для себя. Тогда были люди из другого теста. Крепкие, сильные, не то, что сейчас. Подход государства ко всему был иным. Хотя я не совсем согласен, но то, что прочитал, что услышал, даже сегодня на митинге, меня очень трогает.
…Вы, наверное, знаете, что мы начали масло сливочное закупать за рубежом. А я на практике летом был, и знаю, что у нас довольно много и коров, и молока. Мы стали закупать масло, чтобы цену на него снизить. А можно было бы поддержать наших производителей, вернуть им часть затрат на производство масла, что позволило бы цену сбить и средства отдать нашим людям. Если бы было государственное регулирование, то многих проблем удалось бы избежать.
Диму удивляет тот факт, что российский Центробанк не является государственным и принимает странные решения:
– Как такое может быть? Это же нонсенс! – недоумевает студент. – В Советском Союзе таких недоразумений не случалось. Как тогда было, знаю по рассказам деда и родителей. Люди там жили и знали, каким будет завтрашний день. Была уверенность в завтрашнем дне. У нас такой уверенности нет. Мы не знаем, как будет, сможем ли оплатить лечение, хватит ли средств на оплату учебы, удастся ли обзавестись жильем… Это всё представляется невероятно сложным. Зыбкость завтрашнего будущего очень беспокоит.
К нашему разговору стали прислушиваться другие участники шествия, и один из них вставил свою реплику:
– А я за время своей работы получил от государства бесплатно 13 квартир. Куда приезжал, по направлению, мне тут же бесплатно предоставляли квартиру, а в том городе, где жил до переезда, я сдавал жилье государству. В 13-й сейчас живу на Рублёвском шоссе…
Будущий агроном воодушевился, услышав дополнительное подтверждение тому, как разумно всё было устроено при социализме. А в 91-м система справедливого государственного устройства была разрушена.
– Как такое можно было допустить? – повторял Дмитрий. Ему стали объяснять: нашлись предатели, всё развалили, и теперь в РФ правит капитализм. Но будущее, заверяли студента знающие граждане, только за социализмом. Только за него снова надо идти в бой, как в 1917-м.
– Вступайте в Комсомол, Дмитрий, потом – в КПРФ, будем вместе размышлять, что делать, – советуют студенту манифестанты.
– Размышлять, уже поздно, надо действовать, – реагирует студент.
– Давайте вместе действовать.
– Договорились!
– Да, гарантии социальных благ, необходимых человеку, возможны только при социализме, – раздается уже знакомый голос. – Капиталистическая система ничего не дает, она агрессивная, работает во благо кучки богатых, заверяю вас, я в Компартии с 70-го года.
Узнаю, что коммуниста с полувековым стажем зовут Михаилом Ивановичем Чучалиным. К нему поближе подтягиваются люди, слушают. А я прошу сказать несколько праздничных слов для «Советской России»:
– В День Великой Октябрьской социалистической революции желаю творческих успехов нашей газете, твердости и верности нашим идеалам журналистам, – чеканит слова Чучалин и возвращается к теме о жилье для молодых.
– Прав студент, жилье стало у нас практически недоступным. Стоимость квартир в Москве вздули до невозможности. Например, если вы захотите купить трехкомнатную квартиру, не в центре, нет, где-то, скажем, в Кунцевском районе, то заплатить за нее придется не менее 34 миллионов рублей. Ну, где взять такую сумму нормальному человеку? Однокомнатная – 14–15 миллионов рублей.
Предлагают сейчас так называемые студии, это когда кухня, спальня и всё остальное в одном флаконе. Но и за этот угол, в котором не повернуться, – куча миллионов нужна. А где их возьмет молодой человек с нынешними зарплатами? Залезать в ипотечную кабалу, а потом дрожать каждый день, будут ли средства на ее выплату, не сократят ли на работе…
Наше общение с Чучалиным перерастает в заинтересованный диалог. Биография Михаила Ивановича – абсолютно советская:
– Я – почетный строитель города Москвы, полковник в отставке. У меня семь внуков. Профессию обретал гражданскую, но попал в распоряжение Минобороны, 30 лет строил военные объекты, в том числе и на Украине. А потом еще более 25 лет обустраивал Москву, заслужил звание Почетного строителя Москвы (показывает Знак). У меня 20 наград, но этим Знаком очень горжусь.
– Так Вас, как опытного строителя, приглашали, наверное, при проведении реновации? Вам-то есть чем поделиться, проконсультировать строителей нового поколения?
– Нет, не приглашали. Потому что эта реновация – преступление определенных людей в погоне за баблом. Изуродовали многие районы Москвы. Я очень отрицательно отношусь и к этому придуманному слову, и к тому, что под это слово настраивают где надо и где не надо. Москва перенаселена. Мало того, что там, где, допустим, пятиэтажка стояла, они возводят махину в 20 этажей. А земли-то не прибавилось. На этой земле люди должны иметь дворы, места для автомашин, для детских площадок. А вся земля получается застроенной этими громадинами, внизу всё занято автомобилями. Разве это комфортная среда для жизни горожан?
Есть такой норматив – плотность застройки. Она предусматривает необходимое количество свободной территории на земле для тех, кто в эти человейники заселяется. Вот эта плотность сейчас в разы нарушена, и никто об этом не вспоминает.
Недавно, есть такой очень умный человек – Александр Григорьевич Лукашенко, он так ответил корреспонденту, который его спросил о расширении столицы Белоруссии. «Хватит уже расширять», – сказал Александр Григорьевич. Два миллиона жителей есть – и хватит. Иначе для людей не будет комфортной среда, в которой им придется жить.
А в Москве очень сильно нарушаются строительные нормы по созданию комфортной среды обитания людей. Я просто болею за будущее москвичей – как им жить в таком городе? А те, которые гонятся за баблом, ничуть не задумываются о людях.
– А как Вы стали строителем?
– Я родился и вырос в небольшой деревне в Советском Союзе. Всегда учился на «отлично». Мне не надо было платить за учебу. За учебу государство платило мне. Окончил 7 классов, получил Похвальный лист, слева – портрет Ленина, справа – портрет Сталина, и написано, что я полный отличник.
Приезжаю в город Барнаул, нашел я строительный техникум, это проспект Ленина, 74, показал там свою Похвальную грамоту – и тут же был принят. Мне объяснили: стипендия – такая, общежитие бесплатное, заселяйся, начало занятий 1 сентября.
Окончил строительный техникум, государственная комиссия проводит распределение новых специалистов. У меня диплом с отличием. Меня направляют в Новосибирский строительный институт. И снова: стипендия, общежитие, занятия с 1 сентября.
…Наша беседа ненадолго прерывается. Вместе с колонной мы приближаемся к аллее, где захоронены выдающиеся деятели Советского государства. Стражи порядка нас тщательно досматривают, проверяют сумки металлоискателями…
– А в Советском Союзе таких досмотров не было, – комментирует ситуацию Михаил Иванович.
Полицейские молча продолжают свое дело.
Возвращаемся к разговору.
– А если бы я поехал по распределению после техникума, – продолжил повествование Чучалин, – то там, на стройке, я получил бы работу по специальности, общежитие, так как я на то время был еще холостой. И никто из моих ровесников не оставался без работы, без крыши над головой, без средств к существованию. Зато сейчас сотни тысяч бездомных сирот бродят по России без жилья, без будущего. Нас не преследовали банки: возьми кредит, купи смартфон. Наша цель была – труд, мы зарабатывали, а государство помогало нам обустраивать нашу жизнь.
Биографический рассказ советского строителя нынешним студентам кажется фантастикой. Повезло Михаилу Ивановичу, он не испытывал тревог, что ему нечем будет заплатить за учебу. А когда стал жить семьей в своей квартире, то не боялся, что не хватит средств на оплату коммунального обслуживания, что ему от некой управляющей «компании» придет космический счет за воду, тепло, газ, электричество. Советские люди платили за всё копейки.
– А какой насыщенной была комсомольская молодость! – вспоминает Чучалин. – Стал комсомольцем, тайным голосованием был избран секретарем комсомольской организации института. Был делегатом комсомольской конференции, стал членом райкома Комсомола по работе с заводской молодежью.
А еще я оказался в числе первого выпуска инженеров в нашей стране по строительству атомных электростанций.
Участвовал во встрече молодежи из 22 стран по линии Международного союза студентов и нашего Комитета молодежных организаций. Делегации были из Япония, США, Англии, Западной Германии, ГДР, Индии, Норвегии. Я в составе советской делегации представлял Западную Сибирь. Рассказывал буржуинским молодым людям, что такое социализм, колхоз, совхоз. И был горд за свою страну.
Получив диплом, улетел в Ташкент по распоряжению, в Туркестанский военный округ. С того дня дослужился до звания полковника, работал там, где Родине надо было, и Родина меня не забывала.
А какие мы смотрели фильмы, какие песни пели, какие читали книги! Нас всё вдохновляло. И мыслей не возникало, что можно сбежать куда-то, если вдруг проблемы возникнут на Родине!
…Колонна приблизилась к Мавзолею. Входим в святое место. В торжественной тишине спускаемся к светящемуся вечной зарницей нетленному телу вождя мирового пролетариата.
Поклон тебе, гений человечества!
Ты подарил нам ту социалистическую эпоху, которая принесла множество побед! Мы не сумели сохранить то великое завоевание. Но снова готовы идти в бой за мир, за социализм, за справедливость!
Галина ПЛАТОВА