О фильме «Столыпин»
В канун великого праздника 7 Ноября по телеку, будто специально, был показан фильм об известном реформаторе, главе царского правительства П.А. Столыпине.
Личность его обрисована розовыми красками, хотя о сути подаренных им нововведений сказано вскользь, а о последствиях – вообще ничего. А ведь известно, что в основе столыпинских реформ лежало создание клана крупных земельных собственников, крепких хозяев – опоры монархической власти. И с этой целью разрушались общины, а крестьяне отправлялись в Сибирь на освоение земель. Самые выносливые смогли там обосноваться, а многие, потеряв всё, вернулись обратно. Эти беглецы, не сумевшие освоиться на чужбине, и те, кто отказывался ехать, и явились главным раздражителем главы царского правительства, который ко всем не оценившим его реформ применял жесткие меры, прозванные в народе «столыпинскими галстуками». И это крепко удержалось в памяти народа, хотя родились эти ненавистные слова еще при жизни премьера.
Даже в фильме один из выступающих на заседании царской Госдумы бросил их в лицо главе правительства, чем и навлек гнев царских сатрапов, призвавших бунтаря к дуэли с тем, кого он оскорбил. Оратор вынужден был принести извинения.
В фильме показаны и прямые ненавистники правительства: некая тайная организация террористов, вожак которой – жесткий и непримиримый – после двух неудачных попыток убить премьера попал в лапы царских сатрапов и был сам убит.
Выделяется среди террористов и юноша, не приемлющий крайних мер – убийственных способов борьбы, оттого и колеблющийся и даже идущий на сговор с шефом жандармов.
Другой юноша, вдруг возникший в конце фильма, выдает себя за анархиста и скорее из личного тщеславия решается на убийство премьера.
Надо отдать должное мастерству, игре актеров. Они глубоко и выразительно отразили эмоциональное состояние своих героев.
Однако за всем этим внешним антуражем как бы замаскирована глубина и ширь исторической правды.
И патетическая фраза, всем давно известная и в фильме произнесенная Столыпиным: «Вам нужны великие потрясения, а нам – великая Россия» повисла в воздухе, потому что истинный смысл ее тоже не раскрыт.
А ведь она означает и страх перед любыми протестными действиями народа – и особенно перед революцией. Не случайно либерал-фарисеи нынешних времен так часто обращались к этому высказыванию царского реформатора. И фильм о нем закатили не зря, хотя главная суть деяний Столыпина и осталась за кадром.
Мы не узнаем о том, что известный реформатор, исходя из политических соображений, предпринял ряд мер к преобразованию крестьянского землепользования и в течение пяти лет – с 1907 по 1911 год – был издан ряд указов, административных распоряжений о землеустройстве, опубликованных еще за 6 лет до начала революции – 29 мая 1911 г.
Главные пункты этой земельной реформы заключались в праве на свободный выход из общины и создании мелких хуторских хозяйств (выход на отруба), продаже крестьянам через землеустроительные комиссии свободных участков из казенных, удельных и помещичьих земель. Разумеется, тем, у кого хватит на это денег.
Разрушая общину и создавая мелкого собственника, «крепкого землехозяина», Столыпин предполагал создать вместе с тем и опору, и костяк верного правительству крестьянства. При этом не сумевшие стать успешными хозяевами бедняки, безлошадные в счет не принимались.
Не те же ли цели провозглашали и наши псевдореформаторы с начала 90-х, когда голосили о преимуществе частного фермерского хозяйства, ломая колхозы и совхозы?
А сколько из этих частников уцелело на сегодня? Единицы!
Крестьяне же уже тогда, столетия назад, остались недовольны новым Законом, так как с разрушением общины, против чего выступал и Л.Н. Толстой, они теряли и немало выгод – например, право пользования всей деревней общими выгонами для скота и другие.
Усиливалось и классовое расслоение крестьянства: богачи выходили на отруба, скупали земли; бедняки, теряя хоть малую, но всё же поддержку общины, нищали, окончательно шли в батраки или уезжали в город, просто становясь нищими.
А сколько их, сосланных в Сибирь, не смогли освоиться на ее землях и вернулись назад голыми и разутыми?
Из уст Столыпина, таких несостоявшихся хозяев всего-то якобы лишь двадцать процентов. А ведь и эта цифра немалая! Сотни людей. Не с ними ли расправлялись, применяя к ним «столыпинские галстуки», объявляя их антигосударственниками?
И разве не то же происходило у нас в 90-х – после слома коллективных хозяйств, когда того, кто не сумел разбогатеть, вписаться в рынок, обзывали неудачником, лохом, совком? Об этом уже много написано и сказано.
И село умирало – его не спасли фермеры, частнособственники – впрочем, как и рекламируемые ныне агрохолдинги, хозяева которых богатеют также за счет присвоения плодов чужого, наемного труда. Эти холдинги – как бы прообраз тех же столыпинских крепких частных хозяйств, которым и наемников не запрещалось использовать. А у Столыпина и теперь из числа буржуазных деятелей остались почитатели. И появление фильма, его обеляющего, об этом и свидетельствует, хотя герой сей больше раскрыт как личность. а не как государственный деятель.
И враги его – террористы, охотящиеся за ним, – не имеют четких целей, задач, ясной программы, действуя наскоками.
В.И. Ленин не признавал террора, убийства отдельных личностей самодержавия, потому что считал, что этими мерами невозможно воспитать, пробудить сознание народа, направив его волю на борьбу с самодержавием.
Завоевать массы можно только просвещением народа, влиянием на его умы, разъяснением целей, задач, смысла этой борьбы.
С середины 90-х прошлого века, когда наступил пролетарский этап освободительного движения, а на политической арене выступил и возглавил движение народных масс рабочий класс, в его лице российская революция обрела прочную базу. Опираясь на нее, она смела царский режим, открыв путь к народовластию, к социализму.
Вот о такой правде истории нынешние творцы от искусства предпочитают умалчивать. Хотя постоянно скрывать ее невозможно или ужимать – особенно сейчас, когда идет решающая битва с неофашистами не только за Русский славянский мир, но и за будущее нашей страны, за ее социальное переустройство.
А. ЗАСИМОВА
г. Пушкино, Московская обл.