Определение, вынесенное в заголовок, отнюдь не нарицательное, а имеет своего конкретного обладателя – советского диверсанта №1, Гитлером занесенного в списки своих личных врагов. Это легенда советского спецназа, его «дед» Илья Григорьевич Старинов. Он родился 2 августа 1900 г., в с. Войново Орловской области. Неповторимой судьбой выпало начинать ему век 20-й.
Уже далеком 1918-м году он был призван в РККА и направлен на фронт против Корнилова. Однако получил ранение в ногу и оказался в госпитале Тулы. Там познакомился с двумя саперами, работа которых его, человека творческого, сильно заинтересовала. Он просит после выписки направить его в саперную роту, и уже в ее составе принимает участие и отлично проявляет сеья в боевых действиях против Деникина и Врангеля. В сентябре 1921 г. направляется на учебу в Воронежскую школу военно-железнодорожных техников, по окончании которой в сентябре 1922 г. назначается начальником подрывной команды 4-го железнодорожного полка в Киеве.
Осенью 1923 г. Старинов продолжает свое обучение в аналогичной школе Ленинграда, по окончании которой осенью 1924 г. становится уже командиром роты этого полка, в задачу которой входило обеспечение строительства железных дорог и подготовка к их минированию и подрыву в случае войны.
Так Старинов обретает большой опыт, постоянно проявляя при этом и свою творческую смекалку, и потому для подготовки диверсантов, на случай будущей партизанской войны, попадает в поле зрения уже разведки.
В 1929 г. в абсолютно секретной школе Киева организуется лаборатория, в которой вместе с курсантами он разрабатывает новые виды различных мин, а поскольку был просто виртуозом диверсий, то придумываются мины и с задержкой времени, и конкретно для борьбы с железнодорожными составами. А радиодетонатор он вообще использовал первым
На руководство Разведуправления РККА (будущее ГРУ) такая его работа производит большое впечатление, и разведка забирает Старинова к себе окончательно: в 1931 г. он служит в 4-м отделе штаба Украинского военного округа, а в марте 1932 г. назначается на должность начальника разведпункта УВО, одновременно – в подготовку партизан-диверсантов в Тирасполе.
В марте 1933 г. переводится уже в Главное разведывательное управление при Генштабе РККА в Москву, а в сентябре направляется на учебу в Военно-транспортную академию. По ее окончании в мае 1935 г. становится заместителем военного коменданта станции Ленинград-Московская, где встречает и сопровождает партийных лидеров и со многими из них знакомится лично. В то же время преподает технику заграждений на дорогах в Военно-транспортном институте.
Все эти годы он анализирует свой богатый опыт и подготавливает книги-пособия, в том числе и совершенно секретные.
Особенно серьезным вкладом в военную теорию и практику стала его книга «Создание средств минно-взрывных заграждений и диверсионной техники в 1925-30 гг.», за что Старинов в годы войны получает степень кандидата технических наук.
В ноябре 1936 г. Старинова направляют в Испанию, где «товарищ Родольфо» проходит путь от советника диверсионной группы до советника партизанского корпуса в 3000 человек.
Действовал под Мадридом и Барселоной, где обучал минно-подрывному делу, технике и тактике диверсий и готовил диверсионные операции, всегда прекрасно подбирая при этом место нападения на врага.
Наиболее знаменитой его диверсией стал подрыв километрового тоннеля под Кордовой, по которому франкисты поставляли боеприпасы и подкрепления. И. Старинов придумал «схватываемую» мину в виде автомобильной покрышки, как бы случайно брошенной у железнодорожного полотна в 1,5 км от тоннеля, но начиненной взрывчаткой. А поскольку к ней была прикреплена еще и металлическая скоба, то поезд с боеприпасами, за нее зацепившись, поволок за собой прямо к тоннелю, у въезда в который «покрышка» и сработала. И хотя заряд не был мощным, но вполне достаточным, чтобы поезд сошел с рельсов, а набежавшие партизаны стали в вагоны метать бутылки с зажигательной смесью и гранаты, после чего взрывы от детонировавших боеприпасов продолжались почти неделю. Тоннель был выведен из строя на долгий срок.
В числе других крупных операций Старинова и его команды были пущенный под откос состав со штабом итальянской авиадивизии (за что был награжден орденом Ленина); взрыв моста через реку Аликанте; взрыв водопровода и моста в Гранаде. Были взрыв еще и под Кордовой эшелона с солдатами-марокканцами. И уничтожение в лесу под Мадридом огромного количества военной техники, складов боеприпасов, ГСМ и живой силы противника. Кроме всего этого Старинов за год подготовил несколько тысяч диверсантов, за что в Испании его принимали с самыми высокими почестями.
А в ноябре 1937 г. Старинова отзывают в Москву. Он приглашается на прием к Ворошилову, его награждают первым орденом Красного Знамени, присваивают звание полковника, а в феврале 1938 г. направляют на должность руководителя Центрального научно-испытательного железнодорожного полигона РККА на станции Гороховец Горьковской железной дороги.
Там он сделал первый вариант «поездной мины Старинова» (ПМС) с замедленным взрывом (ее еще называли «неизвлекаемой»), которая будет широко использоваться в годы Отечественной войны.
В ноябре 1939 г. он уже начальник группы по разминированию на Карельском перешейке в ходе советско-финской войны, за что получает второй орден Красного Знамени. Однако получает и серьезное ранение в правую руку, едва не положившее конец его карьере в армии, ибо кисть практически перестала двигаться. В августе 1940 г. Старинова назначают начальником отдела минирования и заграждений Главного военно-инженерного управления Красной Армии. Там, на преподавательской работе, он готовит специалистов по заграждению и разминированию, а обученные им инструкторы в предвоенные годы подготовили свыше 1000 партизан-диверсантов.
С началом Великой Отечественной войны Старинова в конце июня назначают на должность начальника оперативной группы заграждений на Западной фронте, через две недели – по совместительству еще и на должность начальника Оперативно-учебного центра фронта, где он обучает 1600 человек.
Всего за годы войны обученные им инструкторы дали стране свыше 5 тыс. высококлассных диверсантов. В конце сентября его перебрасывают начальником оперативно-инженерной группы (ОИГ) из 5 батальонов фронта уже Юго-Западного, которая также готовит заграждения, минирует железные и автомобильные дороги и особо важные объекты в районе Харькова и в самом городе.
Взрывом радиоуправляемой мины был взорван Свердловский путепровод, в результате чего харьковские пути сообщения попали практически в западню. Это сильно затруднило немцам наступление. А 14 ноября аналогичной миной во время банкета был уничтожен весь штаб немецкой 68-й дивизии, вместе с двумя генерал-лейтенантами: начальником гарнизона фон Брауном и Бейнекером. Причем для успеха операции Старинов решил использовать «неумело замаскированные мины», «находка» которых немцев сильно порадовала, а заряды, куда более для них опасные, позволила умно замаскировать. В действие они приводились узконаправленной радиоволной из Воронежа (с чем немцы до сих пор не сталкивались). В 3.30 ночи в действие их привел сам Старинов, за это рассвирепевший Гитлер занес его в списки личных врагов и обещал за голову Старинова 200 тыс. рейхсмарок.
А от советского руководства за такие достижения Старинов назначается заместителем начальника штаба Инженерных войск Красной Армии для минирования, устройства заграждений и разрушения мостов и дорог под Москвой. В декабре Старинов уже начальник ОИГ из 5 батальонов Южного фронта и производит установку заграждений и минирование под Ростовом, а в феврале 1942 г. принимает участие в ледовых походах через Таганрогский залив, в результате которых выводится из строя автомагистраль Мариуполь – Ростов.
В апреле Илья Григорьевич назначается командиром спецбригады из 4 тыс. человек по устройству противопехотных и противотанковых полос от Ржева до Сурожа, а с августа он – начальник Высшей оперативной школы особого назначения Центрального штаба партизанского движения, подготавливавшей специалистов высшего класса, испытывавшей новую диверсионную технику и планировавшей операции.
В качестве помощника начальника штаба по диверсиям у П. Пономаренко Старинов составляет инструкции и разрабатывает планы операций на Кавказе, в Ростове и Новороссийске. 18 марта 1943 г. становится членом Военного совета Юго-Западного фронта и организует обучение партизанских групп для заброски в тыл врага, а в мае назначается заместителем начальника штаба по диверсиям уже Украинского партизанского движения, в результате чего на Украине было произведено свыше 3500 крушений поездов.
И еще за годы войны при личном участии Старинова или под его руководством было взорвано более 250 мостов и несколько десятков складов боеприпасов и ГСМ. Однако основной деятельностью Ильи Григорьевича оставалась все-таки подготовка диверсантов и партизан. Через организованные им школы прошли тысячи героев партизанско-диверсионной войны, за что в 1944 г. он награждается вторым орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени.
Когда боевые действия перекинулись через границу СССР, Старинов становится заместителем начальника польского Штаба партизанского движения А. Завадского, где также занимается организацией партизанской борьбы и взаимодействием с советскими партизанами.
Далее Старинов ведет подготовку кадров и создание партизанских формирований в Чехословакии, Венгрии, Румынии, затем становится начальником штаба советской миссии в Югославии для организации взаимодействия между РККА и Национально-освободительной Армией Югославии. За что югославские товарищи прозвали Старинова «богом диверсий». Несколько раз он встречался с И. Тито, а с февраля 1945 г. Старинов – начальник ОИГ по разминированию автомобильных и железных дорог на территории уже Германии, награждается орденом Красного Знамени в пятый раз.
В мае 1945 г. Илью Григорьевича возвращают в Москву для работы в Центральном партийном архиве и Военном архиве КГБ, а в ноябре назначают на должность заместителя начальника управления железнодорожных войск Советской Армии во Львове, где он разминирует и восстанавливает железные дороги, принимает участие в борьбе с бандеровцами, а также руководит восстановительными работами на путях Украины и Белоруссии.
В сентябре 1946 г. Старинов назначается на должность начальника кафедры тыла Военного института МВД, а в 1949 г. – на должность начальника оперативно-тактической группы партизанской борьбы.
В январе 1956 г. полковник Старинов выходит в отставку и принимает участие в написании истории Великой Отечественной войны.
Однако когда к середине 60-х годов во Вьетнаме стал назревать серьезный мировой конфликт, способный вовлечь в войну, советским спецслужбам понадобилась его помощь, и в Балашихе был организован Центр по обучению диверсантской деятельности представителей всех спецподразделений Советской Армии. В этом КУОСе (Курсы усовершенствования офицерского состава) Илья Григорьевич готовил диверсантов уже нового поколения. Именно оттуда вышли отряды «Вымпел» и «Каскад», там проходили подготовку сотрудники «Альфы» и глубинной разведки ГРУ. В 70-е и 80-е годы воспитанники «дедушки советского спецназа» наводили на врагов ужас и панику во многих «горячих точках». В 1984 г. ему присваивается звание профессора, и до 1987 г. он продолжал преподавать в учебных заведениях КГБ.
Очевидно, что именно насыщенная боевая жизнь, многолетняя подготовка к действиям в экстремальных условиях и позволили Илье Григорьевичу прожить 100 лет. Его представляли и к званию Героя, и к генеральскому званию, но по разным причинам он их так и не получил, и умер полковником, пробыв в этом звании 62 года.
Он собрал на своей груди 18 орденов, среди которых были еще Октябрьской революции, Отечественной войны, Дружбы народов и к 100-летию (2.08.2000) – Мужества, но за званиями особо не гнался, а звезду свою все-таки получил. В созвездии Льва сияет звезда «Илья Старинов», и под ней на своем 101-м году, 18 ноября 2000 г., «дедушка советского спецназа» скончался. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Геннадий ТУРЕЦКИЙ

