Однако власть пытается всеми правдами и неправдами сохранить условия для проведения прежнего разрушительного курса. Поэтому во время выборов на максимальные обороты была задействована «тяжелая артиллерия» обмана и фальсификаций, подтасовок, давления и запугивания. Она продолжает палить и сегодня – в ответ на возмущение в связи с очевидными массовыми нарушениями избирательного законодательства. Только благодаря этому «Единой России» удается сохранить свое преимущество в главном законодательном органе страны и контроль над большей частью региональных парламентов. Но такая ситуация категорически противоречит общественному запросу. У партии власти нет программы преодоления кризиса и возвращения страны на путь устойчивого, суверенного развития, с которого ее столкнули разрушители Советской державы и системы социализма. Более того, у нее отсутствует всякое стремление к формированию и реализации конструктивной программы.
Экономическую, финансовую и бюджетную политику продолжают определять наследники ельцинскогайдаровской «шоковой терапии», которую они прячут за ширмой многообещающих тезисов об опережающем развитии и технологическом прорыве. О вхождении в пятерку ведущих экономик мира, победе над бедностью и преодолении демографической катастрофы. На деле проводимый курс откровенно саботирует соответствующие установки, содержащиеся в указах и посланиях главы государства. Общество окончательно перестало верить в то, что они могут быть реализованы без принципиального пересмотра проводимой политики и кадрового обновления, необходимого для реализации стоящих перед страной судьбоносных задач. Номинальное большинство представителей «Единой России» в органах власти не может быть оправданием тупикового курса, подталкивающего общество к хаосу и смуте.
Начиная работу в новом составе Государственной думы, КПРФ считает своим долгом заявить о необходимости срочной реализации системных мер по возрождению Отечества. Наши требования основаны на программе партии «Десять шагов к власти народа», утвержденной Орловским международным экономическим форумом, и на созвучной ей программе достижения устойчивого социальноэкономического развития, представленной в июле нынешнего года ведущими учеными Академии наук. Мы убеждены: только выполнение этих требований может уберечь страну от потрясений в условиях острого кризиса, сложившегося в результате антинародных либеральных экспериментов и внешнего давления со стороны наших противников.
Это обращение будет направлено президенту, правительству, Совету безопасности и руководству регионов.
Экономика и промышленность
Последние 10 лет среднегодовой рост нашей экономики не превышает одного процента. Доля СССР в мировом промышленном производстве составляла 20%, доля России в советскую эпоху – 9%. А сегодня доля нашей страны в мировом производстве в целом уже не достигает 2%. В высокотехнологичных сферах она колеблется от 0,4% до 1%. Так, в мировом экспорте электроники на нашу долю приходится лишь полпроцента. Это, без преувеличения, позорный показатель для страны, которая явила миру чудо ленинскосталинской модернизации и первой отправила человека в космос.
Правительство прогнозирует рост экономики на 4,2% по итогам текущего года. Но даже если эта цифра реальна, за ней нет реального экономического роста. Как мы и предупреждали, наметившееся в конце прошлого и в начале нынешнего года увеличение промышленного производства оказалось лишь временным эффектом на фоне крайне резкого проседания в 2020 году, вызванного пандемией и сопутствующими ей ограничительными мерами. С февраля 2021го, в отсутствие системных изменений и необходимых государственных инвестиций, отечественная промышленность вернулась в состояние опасной стагнации. По итогам первых семи месяцев текущего года наблюдалось лишь подобие роста производства на уровне статистической погрешности – две десятых процента. И даже этот символический рост достигнут исключительно за счет сырьевого сектора. В то время как несырьевая экономика продолжала падать, о чем свидетельствуют все серьезные исследования специалистов, опубликованные за последние месяцы. При этом в августе мы снова увидели общий спад промпроизводства на три десятых процента относительно показателей годичной давности.
В такой ситуации рост экономики, на котором настаивает официальная статистика, обеспечен исключительно ростом потребительского спроса – по контрасту с его неизбежным снижением на пике пандемии. А этот спрос, в свою очередь, обеспечен кредитами, дальнейшим погружением в долговую яму, которое остается для миллионов людей последним способом выжить. Общая задолженность граждан перед кредиторами перевалила за 23 триллиона рублей и превысила объем текущего федерального бюджета. По сути, оборотной стороной этого так называемого роста экономики является стремительное нарастание социальных рисков. Тупиковый курс превращает каждого третьего взрослого жителя страны и каждую вторую семью в заложников долговой удавки, живущих в условиях отложенной социальной катастрофы. В результате в условиях такой же отложенной, но неотвратимо приближающейся катастрофы оказывается, по сути, вся страна.
При этом, согласно прогнозу правительства, в 2022–2024м годах рост экономики снова замедлится и не будет превышать 3%. В то время как для преодоления хронического отставания наша экономика должна расти минимум на 3,5% ежегодно. В противном случае не только окажется недостижимой установка президента на вхождение в первую пятерку мировых экономик, но и станет неизбежным откат России с нынешнего, 12го, места на 15е и ниже.
Все это говорит о необходимости срочного пересмотра как промышленной политики, так и экономической политики в целом.
Закон «О промышленной политике» уже принят Государственной думой по инициативе КПРФ. Но это лишь первый шаг, за которым должны последовать другие – более масштабные. Для спасения национальной экономики требуется удвоить инвестиции в развитие производств на основе новейших технологий. Приоритет должны получить передовые отрасли: станкостроение, микроэлектроника, робототехника, искусственный интеллект. Пора направить средства из фонда национального благосостояния и золотовалютных резервов страны, составляющих сейчас 600 миллиардов долларов, или 44 триллиона рублей, на выдачу предприятиям целевых инвестиционных кредитов. Они будут способствовать максимальному обновлению действующего производства и вводу в строй новых мощностей. Общий объем таких кредитов, выдаваемых государством, должен составлять не менее двух триллионов рублей ежегодно.
Необходимо ослабить налоговую нагрузку на предприятия и рабочую силу – при нынешней экономической системе эта нагрузка откровенно зашкаливает. Налог на добавленную стоимость, составляющий у нас сегодня 20%, – это самая настоящая удавка на шее отечественных производителей. Для сравнения, в США такого налога не существует вообще. Вместо него действует налог с продаж, который в разных штатах составляет от 6 до 9%. Никакого налога на имущество предприятий там тоже нет, а у нас он действует и составляет 2,2%. У них приобретение предприятиями нового оборудования ведет к уменьшению налогов на их прибыль, а у нас подобная мера, стимулирующая технологическое обновление производства, отсутствует в принципе. В итоге налоговая нагрузка на производителей у нас в целом втрое выше, чем в тех же Соединенных Штатах. Как же мы намереваемся сокращать при такой политике опасное отставание от стратегических противников? За счет чего собираемся войти в число лидирующих мировых экономик? Это невозможно без снижения действующего НДС минимум вдвое и активного стимулирования инновационного обновления в промышленности – в том числе с помощью налоговых льгот.
Эти льготы не должны зависеть от приближенности владельцев и руководителей предприятий к власти. Их необходимо поставить в строгую зависимость от их активности в деле вложения средств в основные фонды, в импортозамещение и ввод в действие высокотехнологичных производств. В рост благосостояния и профессионального уровня работников. Давно назрела и необходимость принять закон об обороте основного капитала предприятий, предусматривающий создание на них фондов развития, которые могут расходоваться только на покупку новых и восстановление изношенных средств производства.
Еще одна необходимая мера – переход к жесткому регулированию внутренних цен для предприятий на наше собственное сырье – топливо, электроэнергию, металлы, удобрения. Их безостановочный и откровенно грабительский рост – одна из ключевых причин отсутствия роста экономического. Пора положить конец политике, согласно которой национальная экономика и перспективы развития страны идут под нож в угоду безграничным аппетитам сырьевой олигархии!
По данным Российской академии наук, иностранному капиталу принадлежат в нашей стране 65% крупной собственности. В энергетическом машиностроении его доля достигает 95%, в железнодорожном машиностроении – трех четвертей, в цветной металлургии – 76%, в химической промышленности – половины. Добыча нашего сырья практически полностью управляется из иностранных офшоров. Крупные собственники – как зарубежные дельцы, так и местные олигархи – ничего не вкладывают в технологическое развитие предприятий и отраслей, эксплуатируя которые сколачивают свои гигантские капиталы. В Японии на современных станках с числовым программным управлением работают девять десятых предприятий, в Америке – 80%, в Германии – три четверти, а у нас – только 18%.
Таковы последствия тотального разгосударствления экономики, осуществленного разрушителями советской системы путем бандитской приватизации. Госсобственность распродана за бесценок, а ресурсы страны, оказавшись в руках нуворишей, не работают на развитие России.
Мы убеждены: альтернативой такой политике может быть только национализация стратегически важнейших отраслей и предприятий. В первую очередь это касается минеральносырьевой базы. Системный кризис, который провоцирует бездарная и грабительская политика крупного капитала, давно доказал: государство обязано признать недействительными все приватизационные сделки крупных собственников, криминальный характер которых документально доказан. Вернуть в страну свыше 40 тысяч предприятий, зарегистрированных в офшорах. Запретить регистрацию российских юридических лиц в иностранных юрисдикциях. Ограничить участие иностранного капитала в российских акционерных обществах. Принятие этих мер – неизбежное условие восстановления суверенной и успешно развивающейся экономики. А следовательно – и суверенитета страны.
Агропромышленный комплекс
В сельскохозяйственной отрасли в последние годы наблюдается заметно более существенный рост производства, чем в других сферах. Но он попрежнему остается недостаточным для надежного обеспечения продовольственной безопасности. В агропроме сохраняется серьезная зависимость от зарубежных поставок высокотехнологичных компонентов и оборудования. А средняя зарплата тех, кто трудится в сельском хозяйстве, на 40% отстает от средней по стране. Это совершенно ненормально!
Российским сельхозпроизводителям настойчиво перекрывают доступ к потребителю. Продолжает снижаться число розничных рынков и ярмарок. Их доля в продовольственном товарообороте сократилась до 4%. При этом на самих рынках постоянно снижается число продуктовых мест. Они вытесняются продавцами промышленных товаров – в основном зарубежных.
Навязанный стране дикий капитализм – это 40% российской пашни, которые не используются по назначению. Это беспредел криминальных перекупщиков, которые платят сельхозпроизводителям гроши, а затем взвинчивают цены на их продукцию для потребителей до заоблачных размеров. Это преступная практика находящихся в руках иностранного капитала торговых сетей, которые вытесняют отечественную сельхозпродукцию в пользу зарубежной. И, наконец, это категорически недостаточная поддержка аграрного сектора со стороны государства, не позволяющая добиться реального импортозамещения и обеспечить продовольственную безопасность страны. Рейдерские атаки на народные предприятия, демонстрирующие сегодня лучшие экономические результаты, и преследование их талантливых руководителей.
В противовес всему этому нами разработаны такие важнейшие программы, как «Комплексное развитие сельских территорий», «Вовлечение в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель», «Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Все они легли в основу нашей предвыборной программы. Финансово-экономический блок правительства упорно сопротивляется их полноценной реализации. Но мы в ответ лишь усилим борьбу за то, чтобы обеспечить страну высококачественным, здоровым питанием, полностью преодолев зависимость от импортного продовольствия. Гарантировать сельхозпроизводителям достойную поддержку со стороны государства и полностью нейтрализовать криминальных посредников между ними и конечным потребителем. Остановить деградацию и вымирание российской деревни.
Яркое и убедительное доказательство нашей правоты – работающие в тесном сотрудничестве с нами народные предприятия, которые в сегодняшних нелегких условиях демонстрируют самые внушительные экономические результаты. Показывают пример социальной справедливости и делом доказывают преимущества социалистических принципов хозяйствования. Метод управления народными предприятиями, которое осуществляет трудовой коллектив, – это метод использования рынка не в качестве криминального громилы, как сегодня, а в качестве эффективного регулятора экономики. Что и является одним из ключевых отличий рынка при социализме от рынка при грабительском олигархическом капитализме.
Новая агропромышленная политика должна опираться на перераспределение государственных дотаций в пользу укрепления народных предприятий и развития сельскохозяйственной кооперации. На поддержку отраслевой науки и максимального внедрения научно-исследовательских разработок в сельхозпроизводство. На национализацию предприятий оптовой торговли и последовательное сокращение доли иностранных торговых сетей на продуктовом рынке.
Одно из важнейших условий улучшения социального положения сельского населения и прекращения стремительного оттока молодых кадров из сельской местности – поддержка и стимулирование несельскохозяйственных видов деятельности ее жителей, ее социальной, инженерной и цифровой инфраструктуры.
Обнищание и социальное расслоение
В заключении Счетной палаты, опубликованном 27 сентября, говорится: благосостояние населения России сегодня находится на уровне 2010–2011 годов и не восстановилось до показателя, предшествующего экономическому спаду 2014 года. По итогам прошлого года были официально признаны нищими, то есть имеющими доход ниже прожиточного минимума, 12,1% граждан – 17,7 миллиона. Этот показатель за прошлый год снизился на 0,2%. Но даже такое ничтожное снижение произошло не за счет реального роста доходов, а исключительно за счет разовых социальных выплат.
Очевидно, что официальные показатели нищеты – лукавство. Ее реальный уровень намного выше. Достаточно сказать, что медианная, то есть самая распространенная зарплата у нас составляет 27 тысяч в месяц. А более половины трудящихся не получают и 20 тысяч. Средняя зарплата 10% самых высокооплачиваемых работников составляет 165 тысяч рублей, а средняя зарплата 10% самых низкооплачиваемых – 12 тысяч. Разрыв почти в 14 раз – самый вызывающий среди крупных экономик. В Москве же этот показатель достигает 18 раз.
Сегодня Россия занимает 50-е место в мире по величине ВВП на душу населения. А по минимальному размеру оплаты труда мы находимся в шестом десятке стран. В нищете живет почти четверть российских детей. В среднем за чертой бедности находятся 24% семей с детьми. А среди многодетных семей – 48%, то есть практически каждая вторая.
112 миллионов взрослых россиян за 2020 год обеднели в общей сложности на 25 триллионов рублей. Такой вывод сделали в своем докладе специалисты крупнейшего швейцарского банка «Кредит Суисс». В нем сказано: по степени имущественного и финансового расслоения общества Россия опережает все латиноамериканские страны, кроме Бразилии, и все африканские страны, кроме ЮАР. Среднестатистический гражданин России за первый год пандемии обеднел на 11%, а не на 3%, как утверждает Росстат.
Нищета толкает граждан в долговую яму. Только за август нынешнего года банки выдали гражданам 471 млрд рублей новых кредитов, а с начала года долг населения перед банками вырос на 3,6 триллиона рублей. Правительство и Центробанк все настойчивее заявляют о необходимости законодательного ограничения объемов кредитования граждан. Но это не остановит ни рост цен, ни падение покупательной способности. И лишь еще больше обнажит последствия реального обнищания.
Росту бедности прямо способствует стремительное увеличение цен. В текущем году даже официальная инфляция превышает 6%. А инфляция продуктовая растет еще быстрее. С начала 2021-го подорожание продуктов питания первой необходимости составило от 8% до 40%. По итогам нынешнего года правительство прогнозирует инфляцию в размере 5,8%. Но на следующую трехлетку 2022–2024 годов ограничивает прогноз по инфляции лишь 4%, что явно расходится с наблюдающимися тенденциями. Но истинная причина такого прогноза очевидна: заведомо заниженный уровень инфляции позволяет оправдать то, что занижаются и бюджетные расходы. В итоге же это приводит к обесценению реальных расходов федерального бюджета, что при сохранении нынешней финансовой политики будет и дальше негативно сказываться на качестве социальной поддержки граждан.
Правительство продолжает утверждать, что его главная задача – рост благосостояния народа. Но абсолютно не ясно, какие направления экономической и финансовой политики обеспечат материальную базу для такого роста. Зато вполне очевидно, что запланированы, по сути, ничтожные параметры этого роста. Как обещает кабинет министров, минимальный размер оплаты труда превысит 13 600 рублей. Иными словами, гражданам обещана очередная копеечная прибавка к нищенским и полунищенским доходам. И сохранение такого же нищенского прожиточного минимума, который позволяет искусственно занижать реальные масштабы массовой бедности.
На этом фоне 120 главных богачей России уже сосредоточили в своих руках более 600 миллиардов долларов. В рублях это 44 триллиона – два федеральных бюджета. Состояние 24 богатейших россиян превысило рублевые сбережения всего населения страны! Оно достигло 27 триллионов рублей. В то время как все российские вкладчики вместе взятые держат в банках 25,6 триллиона. По данным агентства «Блумберг», только за первые 8 месяцев 2021 года суммарное состояние российских долларовых миллиардеров выросло на 40 миллиардов долларов. За 2020 год они, по данным тех же «Блумберг» и «Форбс», разбогатели на 80 миллиардов. Таким образом, совокупное состояние за время пандемии увеличилось на 120 миллиардов долларов. В рублях это 8,7 триллиона.
Уберечь страну от социального взрыва и смуты может только реализация нашей программы, которая предусматривает возвращение власти и стратегически важнейшей собственности в руки народа. Направление финансовых ресурсов страны на поддержку экономики и социальной сферы. Принятие законодательства, в котором налоговая нагрузка на самых богатых будет резко увеличена, налоги для граждан со средними доходами будут снижены, а малоимущие будут полностью освобождены от налогов. Необходимо переложить налоговую нагрузку с предприятий и трудящихся на полечи и карманы главных богачей и крупнейших частных собственников.
Мы требуем увеличить минимальный размер оплаты труда и официально устанавливаемый прожиточный минимум до уровня не менее 25 тысяч рублей. И считаем нужным предоставить гражданам рассрочку уплаты долгов перед банками на 5 лет. При этом пересчитав ранее установленный для них процент по кредитам таким образом, чтобы он не мог превышать действующую на данный момент ключевую ставку Центробанка.
Демографический обвал
За 30 лет либеральных реформ в стране, по сути, нарастает демографическая драма. Только русский народ потерял 20 миллионов и оказался единственным вымирающим среди крупнейших народов мира. Последние два года отмечены резким ускорением вымирания. За это время численность коренных жителей России уменьшилась на миллион человек. А с начала нынешнего года убыль населения превысила 500 тысяч. Мы – единственное среди крупнейших государств планеты, где имеет место процесс депопуляции, то есть сокращения населения.
Число родившихся в 2020 году детей оказалось у нас самым низким за последние 18 лет. Но главной причиной убыли населения в сегодняшней России является катастрофический рост смертности. По итогам 2020 года она скакнула на 18% по сравнению с 2019-м. А по итогам первого квартала 2021 года превысила показатели первого квартала 2020-го уже на 27%! В прошлом году мы по числу умерших на 100 тысяч населения разделили 11–12 места с Украиной и уступили по этому печальному показателю только самым слаборазвитым государствам планеты – в основном африканским. Он составил в России 13,4 на 100 тысяч. Сравним смертность на 100 тысяч человек у нас и в странах, идущих по пути социализма. На Кубе она в прошлом году оказалась в 1,8 раза ниже, в Китае – вдвое ниже, во Вьетнаме – в 2,3 раза ниже.
Около трети россиян умирают в трудоспособном возрасте, и 80% из них – мужчины. Таковы данные официальной статистики, о которых в начале сентября с тревогой напомнила вице-премьер Татьяна Голикова, выступая на Всероссийской неделе охраны труда. Такая смертность – прямой результат деградации медицины, подорванной разрушительной «оптимизацией», и пенсионной «реформы», лишившей миллионы людей законного права на пенсию и вынуждающей продолжать работать даже тех, кому состояние здоровья не позволяет этого делать. Это самый настоящий социальный геноцид, ценой которого в нынешнем году достигнуто сокращение числа пенсионеров на 2 миллиона по сравнению с прошлым годом. Таково суммарное количество умерших граждан пенсионного возраста и тех, для кого он оказался увеличен на 5 лет. По расчетам специалистов, благодаря повышению пенсионного возраста государство будет «экономить» на социальных выплатах 2,5 триллиона рублей в год – больше 10% бюджета.
Власть категорически не желает пересматривать эту «реформу», вызывающую возмущение у абсолютного большинства. В конце сентября правительство опубликовало заключение на законопроект КПРФ о снижении с 1 января 2022 года до прежнего значения возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. Вердикт кабинета министров: «Правительством РФ законопроект не поддерживается». При этом никаких внятных обоснований такой позиции заключение не содержит.
Мы требуем возвращения пенсионного возраста на прежний уровень: 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин. И настаиваем, чтобы Дума нового созыва рассмотрела этот вопрос в числе первых.
Что касается реальных мер по стимулированию рождаемости и снижению смертности, то мы убеждены: разовые дотационные подачки семьям с детьми и пенсионерам не способствуют их реализации, а являются, по сути, показушной имитацией ответственной социальной и демографической политики.
Залог повышения рождаемости и снижения смертности – в принципиальном увеличении государственных расходов на социальную поддержку молодых семей с детьми. В формировании и осуществлении программ стимулирования занятости молодых людей и их обеспечения доступным жильем. В повышении, одновременно с минимальным размером оплаты труда, минимального размера пенсий до 25 тысяч рублей. До этого же уровня необходимо увеличить социальные выплаты «детям войны», которые сегодня получают жалкие 14 тысяч в городе и 9 тысяч – в сельской местности. Мы неоднократно вносили соответствующий закон на рассмотрение Государственной думы. Но «Единая Россия» раз за разом бессовестно блокирует его принятие.
В числе важнейших условий преодоления демографической катастрофы – и пересмотр государственной политики в сфере здравоохранения.
Медицина
Нужно ясно осознавать: сама идея нынешней тотальной коммерциализации медицины, ее превращения в сферу коммерческих услуг в корне противоречит задачам сбережения народа и охраны здоровья граждан. Такие задачи могут полноценно решаться только при условии, что у вас есть высококлассное и при этом общедоступное здравоохранение. Оно было таким в советскую эпоху. И именно тогда оно подчинялось таким важнейшим целям, как сокращение смертности, увеличение продолжительности жизни, победа над опасными болезнями. Но эти цели перечеркиваются, если здравоохранение превращается в коммерческое предприятие. Качественная медицина оказывается доступной лишь богатому меньшинству, в то время как большинство от нее фактически отрезано.
«Оптимизация» медицинской сферы привела к тому, что за последние 20 лет число больничных коек в стране уменьшилось на треть. Только за 2017–2019 годы численность медперсонала сократилась на 42%. Врачей-эпидемиологов у нас сегодня на 10% меньше, чем было в 2011 году. Если в 1990 году в РСФСР насчитывалось 140 тысяч больничных мест, приспособленных для оказания экстренной помощи при тяжелых вирусных заболеваниях, то к 2020 году их осталось 59 тысяч – сокращение почти в 2,5 раза. Все это самым негативным образом сказалось в ситуации эпидемии, с которой мы столкнулись. Наша страна в этом году обогнала по смертности от коронавируса почти все государства, население которых существенно превышает российское или сопоставимо с ним.
Многократно обещанное властью импортозамещение на деле не реализуется. Это ярко проявляется на примере такой важнейшей с точки зрения национальной безопасности отрасли как фармацевтика. По официальным данным, 60% лекарств в российских аптеках – импортные. По данным независимых специалистов, их доля достигает 80%. А те, которые изготовлены в России, на 80–90% основаны на иностранных компонентах.
Альтернатива социальному геноциду и демографической катастрофе – только в нашей антикризисной программе развития. Ее важной составляющей является программа спасения и развития отечественной медицины, предусматривающая удвоение бюджетных расходов на здравоохранение.
Фармацевтическая отрасль должна быть объявлена стратегически важной. А задача скорейшего импортозамещения в этой отрасли должна рассматриваться как вопрос национальной безопасности. Необходимо принципиальное наращивание ее финансирования. Нужно создать государственную комиссию по поддержке и контролю фармацевтической промышленности. В нее необходимо включить ведущих специалистов, представителей законодательных органов власти и Министерства финансов.
Задача особой важности – усилить постоянный контроль поликлиник за состоянием здоровья находящихся у них на учете пожилых граждан и страдающих хроническими заболеваниями. Упростить их связь с участковыми врачами. Повысить ответственность органов социальной защиты за своевременную доставку необходимых лекарств пожилым людям и тяжелобольным. В первую очередь – страдающим онкологическими заболеваниями. То, что под предлогом борьбы с коронавирусом на второй план отодвигаются проблемы страдающих онкологическими и другими тяжелыми болезнями, совершенно недопустимо.
Необходимо покончить с разрушительными экспериментами в медицинской сфере и перейти к реализации программы спасения отечественной медицины и обеспечения ее полноценного развития. Преступной «оптимизации» в сфере охраны здоровья должен быть раз и навсегда положен конец. Нужно срочно вынести вопрос об экстренных мерах в области демографии и медицины на обсуждение Госсовета и Совета безопасности. И принять национальную программу возрождения отечественного здравоохранения. Начинать необходимо с принципиального увеличения его финансирования. Сегодня оно у нас составляет 3,5% от ВВП. Этот показатель необходимо довести минимум до 6–7%. И за три года увеличить расходы казны на медицину не менее чем на 3 триллиона рублей.
В июне прошлого года, на фоне нарастающей пандемии, мы оказались единственной политической силой, которая обратилась к президенту с программой возрождения и развития медицинской сферы на основе социальной справедливости, технологического обновления и принципиального увеличения государственных инвестиций. Однако наши предложения и требования были, по сути, проигнорированы властью, не желающей отказываться от тупикового курса, без смены которого жизненно важные для страны задачи осуществить невозможно.
Но наша программа, касающаяся здравоохранения и позволяющая поставить его на службу всему обществу, а не олигархическому капиталу, стала важной составляющей программы КПРФ «Десять шагов к власти народа». Она позволит вернуться к принципам надежной и эффективной охраны здоровья граждан вместо насаждаемого сегодня принципа опустошения любыми средствами их и без того пустеющих кошельков. Остановить вымирание России и сделать нашу страну по-настоящему здоровой, сильной и процветающей.
Промышленная и коммунальная инфраструктура
По официальным данным, износ основных фондов в промышленности сегодня составляет около 40%. По оценкам специалистов он уже превысил 50%. Это принципиально тормозит производительность труда и темпы роста экономики в целом.
Коммунальная инфраструктура также находится в состоянии, которое нельзя назвать иначе как критическим. По официальным данным, сети водо- и теплоснабжения, канализация и водоотведение изношены на 60%. А в ряде регионов их износ превышает 80%. 40% российского жилья находятся в ветхом или аварийном состоянии. Треть жилого фонда составляют здания, построенные до 1970 года. Во многих из них десятилетиями не проводилось никакого ремонта. В большинстве крупных городов от 30% до 50% жилья – хрущевки, которые выработали заложенный в них ресурс еще к началу этого века. Таковы официальные данные Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Износ электросетей составляет сегодня 46%, а к 2025 году, по прогнозам специалистов, может превысить 60%. Даже на минимальную модернизацию коммунальных сетей необходимо дополнительно 4 триллиона рублей.
Только в программе КПРФ заложен план последовательной и масштабной модернизации жилищно-коммунального хозяйства, обновления его инфраструктуры по всей стране. Реализация этой программы не только позволит осуществить эти задачи, но и даст возможность снизить коммунальные тарифы для граждан. Они не должные превышать 10% от совокупного дохода семьи. В нашей программе прямо прописано: государство не может уклоняться от регулирования тарифов на электроэнергию, топливо, транспорт. И от борьбы с угрожающим инфраструктурным развалом в промышленности, и в сфере ЖКХ. Оно обязано признать износ основных производственных фондов и разрушение коммунальной инфраструктуры вопросами национальной безопасности. И утвердить общенациональный план их восстановления на основе наших предложений.
Экология
Безостановочный рост экспорта природных ресурсов, продолжающийся вопреки обещаниям вывести экономику из сырьевой зависимости, обостряет проблему их истощения, загрязнения окружающей среды и нарастания экологических бедствий. А система экологического и климатического мониторинга и прогнозирования при этом не развивается и категорически не отвечает тем вызовам, с которыми мы столкнулись.
Провал обещаний власти, связанных с модернизацией экономики и ее освобождением от сырьевой зависимости, подтверждается и дальнейшим ростом экспорта необработанного сырья. Так, на фоне лесных пожаров, вновь принявших в этом году катастрофические масштабы, Федеральная таможенная служба констатировала в августовском отчете: за январь–июль 2021 экспорт необработанной древесины из России вырос на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А в июле он увеличился на 29% по сравнению с июньскими показателями. За июль из страны вывезено 1,8 миллиона кубометров необработанной древесины. С начала года – 8,9 миллиона кубометров.
И это при том, что нынешний год оказался рекордным по площади сгоревшего леса. С начала 2021-го общая площадь леса, пройденная огнем, достигла в нашей стране 16,5 миллиона гектаров, или 164 тысячи квадратных километров. В пепел превратились лесные массивы на территории, которая могла бы уместить всю Грецию, четыре Дании, или половину Германии.
Принятый 15 лет назад откровенно разрушительный Лесной кодекс способствует уничтожению российского леса – природных легких нашей страны и всей планеты. КПРФ с самого начала решительно сопротивлялась его принятию. Но партия власти его продавила. В результате была разрушена существовавшая прежде система органов лесного хозяйства и государственной лесной охраны, сформированная в советские годы и блестяще работавшая. Достаточно сказать, что из 83 тысяч сотрудников Гослесоохраны лесхозов было оставлено всего 680 лесных инспекторов в составе Росприроднадзора! Именно этот преступный кодекс заложил основу для катастрофических лесных пожаров, которые теперь ежегодно охватывают Россию.
По оценкам экологов, наша страна занимает первое место в мире по числу разливов нефти, а нефтяные аварии в России случаются каждые полчаса. В 90% случаев, по данным Минэнерго, это происходит из-за коррозии труб. Нефтедобывающим компаниям дешевле компенсировать ущерб, чем менять устаревшую инфраструктуру.
По данным МЧС, количество техногенных аварий и катастроф на территории России за последние 20 лет почти в три раза превысило природные бедствия естественного характера.
В программе КПРФ заявлено: земля и воды, леса и сельхозугодья – национальное достояние России.
Мы настаиваем на принятии нового Лесного кодекса, который позволит вернуться к принципам надежной защиты уникальных природных богатств страны и установить строжайшую ответственность за их нарушение. И на принципиальном усилении финансовой и уголовной ответственности собственников и администрации предприятий, виновных в загрязнении окружающей среды и возникновении аварий, несущих экологические угрозы.
Наука и образование
В основе безостановочного кризиса и отставания отечественной экономики лежит технологическая деградация, прямо связанная с разрушением научной сферы и все большим отрывом от нее сферы производственной. Ученые констатируют: нынешний курс создает для России риск навсегда отстать в области высоких технологий. А в сегодняшнем мире технологическая зависимость неизбежно означает зависимость политическую, ставит под удар безопасность и суверенитет страны.
Советский Союз лидировал на планете по количеству передовых научных разработок. В 1981 году мы установили мировой рекорд по патентам на научные изобретения – 98 тысяч. В Советской стране в каждой отрасли промышленности существовал единый фонд развития науки и техники, на каждом промышленном предприятии – собственный фонд развития. В этих фондах сосредотачивались колоссальные ресурсы, которые направлялись на научно-техническое производство.
За три десятилетия, прошедшие со времени предательского развала СССР, число научных работников сократилось в нашей стране втрое. В два раза снизилось число защищаемых диссертаций. Эти плачевные показатели красноречиво указывают на то, что система дикого капитализма толкает нас к отставанию и деградации, которые грозят стать необратимыми. Тем более бездарной выглядит на этом фоне политика государственного финансирования научной сферы, на которую из казны направляются средства, не превышающие сотой части российского ВВП. В то время как для обеспечения роста экономики на 3,5% в год, то есть хотя бы минимально опережающего среднемировые темпы, необходимо направлять на поддержку науки не менее 7% от ВВП. А для достижения опережающего экономического роста на 5% ежегодно затраты государства на науку должны составлять 10% от внутреннего валового продукта. Именно на эти выверенные и профессионально обоснованные выводы опираются программа КПРФ и наше требование принципиального пересмотра государственной политики в научной сфере.
Наша программа индустриализации XXI века основывается прежде всего на поддержке и развитии высокотехнологичных отраслей экономики и на принципиальном увеличении финансирования передовых научных разработок. Объем такого финансирования должен вырасти, по сути, десятикратно. Государственные инвестиции в развитие производств на основе новейших технологий необходимо удвоить. 10% прибыли предприятий должны направляться на развитие науки и техники. Удельный вес инновационных разработок в экономике нужно поднять с 8–10 до 30–35 процентов.
Необходимый фундамент успешного развития отечественной науки – высококлассное и доступное образование. Но капиталистическая система променяла уникальное наследие русско-советской школы на безоглядную коммерциализацию образовательной системы и примитивную «угадайку» в виде ЕГЭ.
Даже в разгар войны, в 1942 году, советское правительство выделило на просвещение 6% от бюджетных расходов государства – вдвое больше, чем выделяется на образовательную сферу сегодня. А в победоносном 1945-м этот показатель увеличился в 2,5 раза и достиг 17%. Пережив страшную разрушительную войну, Советское государство направляло на поддержку образования в пять с лишним раз более существенную долю бюджетных средств, чем государство нынешнее.
КПРФ подготовила полноценный закон «Образование для всех», предполагающий удвоение расходов на образование – с нынешних 3,6% от ВВП до 7%. И позволяющий преодолеть кризис в этой важнейшей сфере. Он в полной мере отвечает задаче подготовки достойного кадрового резерва, без которого невозможно выйти на опережающие темпы развития в промышленной, научной, медицинской сфере. Множество авторитетных специалистов признали: стране необходимо принятие закона об образовании, основанного на нашем проекте.
Финансовая политика
Все названные проблемы требуют принципиального пересмотра инвестиционной политики государства. Что, в первую очередь, предполагает пересмотр политики бюджетной и увеличения объема государственной казны минимум до 33 триллионов рублей. Именно это требование лежит в основе нашей программы антикризисных социально-экономических мер.
Но правительство, судя по проекту бюджета на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов, который 30 сентября был внесен в Государственную думу, намерено не просто двигаться прежним курсом, но еще больше ужесточить политику, противоречащую нашим национальным интересам.
В проекте федерального бюджета предусмотрено четырехпроцентное сокращение в следующем году расходов на поддержку национальной экономики. Финансирование социальной сферы кабинет министров собирается урезать на 6%. Неизбежно ударит по ней и намеченное почти 70-миллиардное сокращение трансфертов на поддержку регионов.
Серьезные проблемы в медицинской сфере, ставшие еще более явными на фоне эпидемии коронавируса, не остановили составителей проекта от того, чтобы пойти на откровенно циничное и абсолютно недопустимое сокращение расходов на медицину – с 1,3 триллиона в текущем году до 1,2 триллиона – в 2022-м. А госпрограмму развития фармацевтики они и вовсе решили урезать вдвое – невзирая на нарастающую зависимость России от импорта лекарств, несущую прямую угрозу национальной безопасности.
Еще одно доказательство антисоциальности проводимого курса – запланированное сокращение финансирования программы «Развитие пенсионной системы», которая в предстоящем году может «похудеть» на 152 миллиарда. Продавливая пенсионную «реформу», власть обещала компенсировать ее существенным повышением пенсий для тех, кто уже получает их, и кто пополнит ряды пенсионеров в будущем. Но в новом проекте бюджета она продолжает растаптывать эти обещания. В общей же сложности в бюджете следующего года его авторы намерены «сэкономить» на медицине, экономике и социальной поддержке граждан 640 миллиардов рублей.
Откровенно перечеркиваются в этом документе и заявленные ранее цели, связанные с освобождением страны от сырьевой зависимости, ее модернизацией и выведением на высокотехнологичные рельсы. Как можно всерьез рассчитывать на достижение таких целей при нынешнем курсе, если в проекте предложено уменьшение финансирования по важнейшим госпрограммам развития инновационной экономики, атомной энергетики, космической деятельности, авиапрома, судостроения, радиоэлектроники?
О космической отрасли нужно сказать отдельно. Это предмет нашей особой гордости, связанной с выдающимися достижениями советской эпохи. И сегодня ее успешное развитие – залог технологической вооруженности и конкурентоспособности России. Но чтобы вернуть себе в этой сфере лидирующие позиции, которые мы занимали в советские годы, мало громких и эффектных кампаний, рассчитанных на резонанс в СМИ и зачастую строящихся по принципу шоу. Необходима по-настоящему масштабная поддержка со стороны государства. Нужны последовательные научные и производственные усилия тех, кто в этой сфере трудится. К сожалению, новый проект бюджета этому не способствует.
Одновременно с сокращением важнейших бюджетных расходов в новом проекте повышены до 255 миллиардов рублей плановые показатели по сбору штрафов с граждан. Нарушения, за которые они будут назначаться, еще не совершены, но правительство заранее знает, сколько выгребет из карманов и без того нищающих людей с помощью поборов.
Либеральные управленцы, продолжающие действовать в соответствии с установками Международного валютного фонда и гайдаровско-чубайсовскими методиками, вновь уверяют нас, что бюджет голодного пайка продиктован нехваткой средств у государства. Но это лукавое объяснение. Правда же состоит в том, что такой бюджет сознательно верстается вопреки возможности достойно использовать гигантские резервы страны.
На 2022 год в проект заложены доходы бюджета в размере 25 триллионов рублей. На 2023 год – 25,5 триллиона рублей. Суммарная прибавка доходов бюджета 2022–2023 годов, согласно новому проекту, составит 7,6 триллиона. А суммарное увеличение расходов окажется на 4,5 триллиона скромнее и составит 3,1 триллиона. То есть на дополнительные расходы за два года будет направлено менее половины дополнительных доходов бюджета. Это говорит о том, что правительство нацелено на продолжение ультралиберальной монетаристской политики по лекалам МВФ, противоречащей задаче роста инвестиций в развитие.
В проекте заявлен рост фонда национального благосостояния – с 13,9 триллиона рублей в 2022 году до 20,1 триллиона в 2024-м. О какой инвестиционной политике в интересах развития можно говорить, если кабинет министров намерен спрятать в резервном «сундуке» сумму, которая составит почти 80% от запланированных расходов государства? Благодаря этому размер бюджета искусственно занижается и в принципе не может отвечать стоящим перед страной задачам.
Но власть и на этом не намерена останавливаться. В тот же день, когда новый проект внесли в Думу, был опубликован перечень очередных поручений президента кабинету министров. В их числе значится и такое: в кратчайшие сроки проработать изменение ключевого норматива фонда национального благосостояния, согласно которому средства из него можно тратить на нужды экономики и общества, если они превышают 7% от ВВП. Теперь президентская администрация настаивает, что эту планку нужно повысить до 10%. Но такая мера приведет к еще более жесткому замораживанию жизненно необходимых стране финансовых ресурсов в резервной кубышке.
За 20 последних лет из страны вывезено свыше 50 триллионов рублей. Потери сопоставимы с тремя годовыми бюджетами Российской Федерации. Сегодня в иностранных офшорах размещены финансовые средства, составляющие 46% от нашего внутреннего валового продукта. Мы находимся в первой пятерке на планете по этому крайне негативному показателю, говорящему об откровенном финансовом обескровливании страны. В нынешнем году наблюдается дальнейшее ускорение оттока капитала. За первые 8 месяцев текущего года он превысил показатели аналогичного периода 2020-го на 43% и составил 51 миллиард долларов. В рублях это 3,7 триллиона.
Если бы гигантские доходы олигархии шли не в карманы нуворишей, а в казну, и если бы государство положило конец бесконтрольному выводу финансовых ресурсов в зарубежные банки и офшоры, бюджет мог бы получить дополнительно почти 12 триллионов рублей. И только за счет перераспределения олигархических доходов, даже без учета резервной «кубышки», достиг бы 33 триллионов – минимального уровня бюджета развития, на котором настаивает КПРФ. Той же цели можно было бы достичь, если хотя бы половина резервов, которые правительство не желает направлять в экономику и социальную сферу, пошла в бюджет.
Свою лепту в дело ограничения финансовых возможностей предприятий и граждан настойчиво вносит и Центробанк. Он продолжает политику повышения ключевой ставки, ведущую к росту процентов по кредитам для промышленности. И фактически поощряет повышение коммерческими банками ставки по ипотечным кредитам, являющимся для большинства единственным шансом приобрести собственное жилье.
Стране жизненно необходимо преобразование финансовой системы. Она должна быть ориентирована не на либеральную монетаристскую политику под предлогом сдерживания инфляции, а на стимулирование и развитие производительных сил. На служащее национальным интересам долгосрочное кредитование производства. Без этого будет невозможно остановить и раскручивающийся инфляционный маховик. Но для реализации такой политики необходим и пересмотр функций Центробанка. Государственный банк должен действовать не в соответствии с идеологией банка коммерческого, а в соответствии со стратегическими интересами экономики и социальными требованиями общества. Иными словами, ему необходимо вернуть роль подлинно государственного банка, которой он был наделен в советскую эпоху, и которую он утратил с наступлением эпохи олигархического капитализма.
Для оздоровления финансовой политики требуется неукоснительный контроль за выводом капитала из страны и его жесткое ограничение, предполагающее запрет на размещение в зарубежных офшорных зонах.
Расчеты специалистов показывают: если бы нефтегазовая отрасль находилась под реальным управлением государства, то после покрытия всех расходов по добыче сырья в его распоряжение поступало бы минимум 17 триллионов рублей сырьевых доходов ежегодно. Это почти вдвое больше, чем сегодня. Уже за счет этого бюджет страны вырос бы на 20%.
Формирование полноценного бюджета развития в том объеме, на котором настаивает КПРФ, позволит не только существенно нарастить государственные инвестиции в экономику и социальную сферу. Оно даст возможность перейти к поэтапному увеличению доли регионов в консолидированном бюджете, который складывается из федерального и местных бюджетов. Без этого регионы будут и дальше задыхаться от растущих долгов и отсутствия необходимых средств на экономическое, инфраструктурное и социальное развитие.
Система управления
Еще один фактор экономического отставания – деградация системы государственного управления, на фоне которой самые благие и громкие декларации власти остаются лишь словами на бумаге, не воплощенными в дела. Не случайно в закрытом докладе Министерства экономического развития, ставшем достоянием СМИ, говорится: из 45 государственных программ, на которые в общей сложности расходуется более половины российского бюджета, по итогам первого полугодия 2021-го исполнение каждой пятой программы полностью провалено. Достаточно эффективным можно признать исполнение лишь 13 программ. И как раз по важнейшим – самые провальные результаты. Программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» не выполняется на 62%. «Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации» – на 60%. «Развитие энергетики» – на 56%. «Развитие оборонно-промышленного комплекса» – на 51%. «Развитие транспортной системы» – на 43%. «Информационное общество» – на 40%.
При такой системе, с такой командой управленцев нас не может ждать ничего, кроме нарастающего кризиса и сползания в пропасть. Одна из главных причин деградации управления в том, что в стране разрушена система сдержек и противовесов, которая обеспечивается независимыми общественными структурами и организациями, способными противостоять коррупции и беззаконию. В советскую эпоху такая система играла огромную роль. Она опиралась на общественные организации и была, по сути, всепроникающей. Ее основу составляли народный контроль, профсоюзы, отраслевые, молодежные и женские организации. Они не только способствовали укреплению единства общества, но и защищали гражданские и трудовые права людей. В своей политике и в своей программе мы опираемся на этот опыт.
Но мы сильны не только тем, что у нас есть антикризисная программа возрождения и развития – единственная в сегодняшней России последовательная и ясная программа, отвечающая интересам абсолютного большинства. Не менее важно то, что у нас есть широкая команда профессиональных и убежденных специалистов, готовых эту программу реализовывать. Готовых взять на себя ответственность за страну. Сформировать правительство народного доверия, вернуть Россию на путь успешного развития, уберечь ее от социального коллапса и смуты и надежно обеспечить безопасность и благополучие граждан.
Один из крупнейших философов Древнего Китая Лао-цзы говорил: «Порядок надо наводить до того, как началась смута». В наше время эта мудрость так же актуальна, как две с половиной тысячи лет назад. Сегодня любому здравомыслящему человеку ясно, что у страны остается два варианта будущего. Либо двигаться тем же курсом прямиком в тупик, из которого уже не будет мирного, цивилизованного выхода. Либо менять политику, выбираться из кризиса и развиваться на основе программы и кадрового потенциала левопатриотических сил. Именно за это мы будем бороться всеми доступными нам средствами, вооруженные убедительной и действенной программой, профессиональной и убежденной командой и твердым сознанием своей исторической правоты.