Чертежи такого мирового правительства уже имеются. И отдельные элементы конструкции мирового правительства уже создаются. Наглядно это видно на примере Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая на наших глазах трансформируется в министерство будущего мирового правительства. На него будет возложена функция осуществления «диктатуры здоровья».
ВОЗ была учреждена большинством стран – членов ООН в 1948 году как специализированный орган ООН (такой же статус имеют ФАО, ЮНИСЕФ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНЕП и многие другие известные международные организации). Штабквартира ВОЗ находится в Швейцарии (Женева).
Деятельность ВОЗ стала осуществляться на основе Устава, который был принят 7 апреля 1948 года (поэтому ежегодно 7 апреля во всем мире празднуется «День здоровья»). Было определено, что основная роль ВОЗ заключается в координации усилий национальных государств в деле укрепления здравоохранения и борьбы с наиболее опасными болезнями. ВОЗ получила право выдавать рекомендации странам-членам. Организацией было действительно сделано немало в деле борьбы с тропическими заболеваниями, полиомиелитом, для искоренения оспы и др.
С самого начала было предусмотрено, что финансирование ВОЗ будет осуществляться на основе бюджета, автономного от общего бюджета ООН. Бюджет ВОЗ составляется на два года и формируется за счет взносов государств-членов. Величина взносов определятся экономическими показателями страны (прежде всего величиной ВВП).
Нет никакого секрета: ВОЗ (как, вероятно, и любая другая организация, входящая в систему ООН) постоянно испытывала хронический дефицит финансовых средств. Не раз вопрос о расширении финансовой базы деятельности ООН, ее программ, фондов, специализированных органов поднимался на Генеральной ассамблее ООН. Звучали призывы к странам-членам не ограничиваться обязательными (начисляемыми) взносами, а дополнять их добровольными государственными взносами. Некоторые страны стали активно наращивать добровольную составляющую часть государственных взносов в бюджет ВОЗ.
Очевидно, что наиболее крупным донором ВОЗ были США. Они дополнительно нарастили свое финансовое участие за счет добровольных взносов. В прошлом десятилетии в среднем около трети всех государственных взносов (обязательных и добровольных) приходилось на США. Такой подход к расширению финансовой базы ВОЗ имел как положительные, так и негативные стороны.
Негатив заключался в том, что некоторые страны получали дополнительное влияние на организации. Ведь те же США, делая очередной «добровольный взнос», прямо или намеком говорили, что эти деньги должны быть использованы на то то и то то. Вашингтон мог вообще ничего не говорить: все чиновники ВОЗ понимали, на какие проекты и программы должны быть использованы «добровольные взносы» США. А если использование будет иным, то в следующем году донор может не предоставить «добровольных пожертвований».
В нынешнем веке финансирование ВОЗ было еще более «усовершенствовано». Помощь организации стали оказывать негосударственные организации. На арене появился созданный в 2000 году Фонд Билла и Мелинды Гейтс. Этот благотворительный фонд определил несколько приоритетов своей деятельности. Одним из них стала медицина и здравоохранение. И Фонд Гейтсов с самого начала стал осуществлять взносы в бюджет ВОЗ. Фонд Гейтсов – самый крупный донор из числа негосударственных. Но появилось немало и других, меньшего калибра, негосударственных доноров и благотворителей.
Рассмотрим для примера источники формирования бюджета ВОЗ на
2016–2017 гг. Как отмечается в документе «Доклад о результатах работы ВОЗ. Программный бюджет на 2016–2017 гг.», общая сумма доходов бюджета на два года составила 4756 млн долларов США. Примечательно, что в документе имеется также показатель: «Ресурсы, которыми располагает ВОЗ для осуществления своей программной деятельности». Величина этих ресурсов – 5059 млн долларов, что на 303 млн долларов превышает цифру бюджета ВОЗ. Получается, что у ВОЗ имеются также внебюджетные источники финансирования.
В общую сумму бюджетных доходов ВОЗ вошли обязательные взносы государств-членов в размере 928 млн долларов и добровольные взносы в размере 3828 млн долларов. Если в первые годы существования ВОЗ практически 100 процентов доходов бюджета организации составляли обязательные государственные взносы, то в 2016–2017 гг. их доля упала до 19,5%. А более 80% – добровольные взносы. Последние, в свою очередь, делятся на «основные» и «обусловленные».
Основные добровольные взносы не связываются никакими условиями последующего использования полученных денег. ВОЗ суверенна в принятии решений по вопросу, куда направить деньги. Но таких денег оказалось всего 148 млн долларов – менее 3,9% всех так называемых «добровольных» взносов.
А более 96% «добровольных взносов» (3680 млн долл.) – «обусловленные», они должны быть использованы так, как указал донор. Таким образом, в общем объеме финансирования ВОЗ на 2016–2017 гг. на связанные условиями доноров деньги пришлось 77,4%.
Всемирной организацией здравоохранения стали командовать не все государства, являющиеся официальными членами ВОЗ, а лишь некоторые особо «щедрые» государства, а также куча иных доноров, кои не являются государствами.
Вот раскладка по основным видам доноров ВОЗ (доля в доходной части бюджета 2016–2017 гг., %): государствачлены – 51; благотворительные фонды – 17; ООН, межправительственные организации и банки развития – 15; партнерства – 7; неправительственные организации – 7; организации частного сектора – 3.
Де-факто Всемирной организацией здравоохранения командовали главные доноры «связанных» денег. Вот их ранжировка по величине «связанных» взносов: 1) США; 2) Фонд Билла и Мелинды Гейтс; 3) Великобритания; 4) GAVI (Глобальный альянс по вакцинации и иммунизации); 5) World Bank (Всемирный банк); 6) Германия; 7) Япония; 8) Европейская комиссия; 9) Rotary International; 10) National Philantropic Trust (Национальный благотворительный фонд); 11) Центральный фонд реагирования на чрезвычайные ситуации (ООН); 12) Канада; 13) Управление ООН по координации гуманитарных вопросов; 14) Норвегия; 15) Австралия.
В следующий двухлетний период (2018–2019 гг.) структура источников финансирования ВОЗ не претерпела существенных изменений. А вот нынешний двухлетний период (2020–2021 гг.) характеризуется многими новациями в бюджете ВОЗ. Эти новации обусловлены таким фактором, как «пандемия COVID-19».
Первоначальный бюджет ВОЗ на 2020–2021 гг. был в срочном порядке пересмотрен. Прежде всего, в расходной части (резко увеличены расходы на программы борьбы с вирусными инфекциями, на программы ПЦР-тестирования, вакцинирования и др.). Возник непривычный дефицит бюджета ВОЗ. Дефицит еще более увеличился после того, когда президент США Дональд Трамп обвинил ВОЗ в халатности и непрофессионализме, неспособности с упреждением выявить «угрозу пандемии COVID-19».
Трамп до предела обострил ситуацию, заявил, что не уверен в том, что Соединенным Штатам следует сохранять членство в этой организации. Еще 8 апреля 2020 года Трамп написал в Твиттере: «ВОЗ натворила глупостей. По непонятным причинам организация, которую в основном финансируют США, сосредоточила все внимание на Китае. Мы тщательно изучим этот вопрос». А в конце мая дал команду временно прекратить финансирование ВОЗ.
При президенте Джо Байдене США возобновили финансирование ВОЗ, но в настоящее время они уже не являются главным донором организации. В скорректированном бюджете ВОЗ на 2020–2021 гг. доля США составляет скромные 7,12%. В предыдущем бюджете (на 2018–2019 гг.) их доля составляла 15,9%.
А вот среди государствчленов на первое место по донорской поддержке вышла Германия с долей 13,85% (в предыдущем бюджете ее доля была равна 5,2%). Несколько скромнее по сравнению с предыдущим бюджетом выглядят позиции Великобритании (5,76% против 7,7%), Японии (2,14% против 3,2%). В целом совокупная доля государств – членов ВОЗ впервые упала ниже планки 50%. Более половины государственных взносов являются «добровольными», при этом «связанными».
А вот позиции «прочих доноров» в скорректированном бюджете ВОЗ (%): Фонд Гейтсов – 10,47; GAVI Alliance – 5,76; World Bank – 2,57; COVID-19 Solidarity Fund – 1,67; Rotary International – 2,42. Следует иметь в виду, что альянс GAVI – детище Билла Гейтса. Это партнерство было создано по инициативе Билла Гейтса одновременно с Фондом Гейтсов в 2000 году и сразу же стало получать финансовую поддержку указанного фонда.
Таким образом, Фонд Гейтсов и GAVI – единое целое. На этот неразрывный блок двух доноров приходится более 16% всех денежных вливаний в ВОЗ. Голос этого двуглавого донора является решающим при определении приоритетов деятельности ВОЗ. Впрочем, донор не двуглавый, а многоглавый, поскольку у Фонда Гейтса и GAVI имеются тесные неформальные отношения и с другими донорами. Например, с Bloomberg Family Foundation (0,38%), Rockefeller Foundation (0,10%) и др.
Следует обратить внимание, что среди негосударственных доноров появился новичок – COVID-19 Solidarity Response Fund (SRF) – Фонд солидарного реагирования на COVID-19. Он был в срочном порядке учрежден в прошлом году с целью финансовой поддержки ВОЗ и других организаций в деле борьбы с пандемией COVID-19. Ориентирован на сбор небольших пожертвований от миллионов юридических и физических лиц по всему миру.
На данный момент времени неизвестно, каковы первые результаты деятельности Фонда ВОЗ. Известно лишь, что данный Фонд готов получать средства от компаний самых разных отраслей экономики – за исключением компаний, производящих вооружения и табачные изделия. Фонд ВОЗ не скрывает, что готов на сотрудничество и с компаниями Big Pharma.
Конечно, как заявляют руководители Фонда ВОЗ, они будут тщательно изучать доноров, предлагающих пожертвования на предмет соблюдения последними норм этики. Но уже есть первые примеры того, что Фонд ВОЗ «всеяден», не отказывается от пожертвований весьма сомнительных дарителей. Фонд получил пожертвование на сумму более 2 млн долларов от международной пищевой компании «Нестле». А ее реноме весьма сомнительно. В частности, известно, что она производит некоторые опасные для здоровья продукты.
Кстати, устав Фонда ВОЗ дает возможность «благотворителям» сохранять свою анонимность, Фонд может стать «серой» структурой, удобным посредником между большим бизнесом и ВОЗ. Кстати, с 1 января этого года Фонд ВОЗ возглавил Анил Сони. Между прочим, он до этого назначения руководил глобальной фармацевтической компанией Viatris.
Подытожу сказанное выше. Мы видим завершение процесса превращения ВОЗ из межгосударственной организации в организацию, которая «эмансипировалась» от странучредителей. Сегодня приоритеты и программную деятельность ВОЗ определяют очень немногие государства (США, Германия, Великобритания), а также негосударственные структуры – фонды, компании, партнерства. Именно они обеспечивают большую часть финансирования ВОЗ. Их можно назвать «неформальными мажоритарными акционерами» ВОЗ. А, как говорится, «кто платит, тот и заказывает музыку».
Более 190 государств, являющихся членами ВОЗ, можно воспринимать как «миноритарных акционеров». Мало того, что такие «акционеры» давно уже не «делают погоды» в ВОЗ, они вынуждены подчиняться решениям «мажоритарных акционеров». Кстати, к «миноритарным акционерам» следует отнести и Россию, доля которой в доходах бюджета ВОЗ составляет на сегодняшний день всего 0,62%.
Для сравнения: даже в МВФ доля России в капитале Фонда составляет 2,7%; влияние РФ в этой международной финансовой организации не очень велико, но все равно заметно больше, чем в ВОЗ.
ВОЗ трансформировалась в организацию, независимую от государствучредителей. Более того, после начала нынешней так называемой «пандемии COVID-19» стало очевидно и понятно, что эти государства сами оказались под контролем «эмансипировавшейся» ВОЗ.