Наибольшее количество штрафов традиционно приходится на регионы с развитыми системами автоматической фиксации нарушений.
Рекордсмен – Москва с 31,9 млн постановлений (из них 30,7 млн по камерам) на 23,7 млрд руб. Второе место принадлежит Московской области: 30,1 млн штрафов (из них 28,9 млн – по камерам) на 18 млрд руб. Платежная дисциплина в Москве и области чуть хуже, чем в целом по стране: оплачивается около 50% вынесенных штрафов, но на практике часть задолженностей взыскивается в следующие годы, в том числе через судебных приставов. Остальные регионы заметно отстают от столичной агломерации: в Татарстане вынесено 8,9 млн штрафов на 6,3 млрд руб., в Краснодарском крае – 6,3 млн штрафов на 4,6 млрд руб., в Самарской области – 4,7 млн штрафов на 3,7 млрд руб., в Башкирии – 4,1 млн штрафов на 2,7 млрд руб., в Санкт-Петербурге – 6,8 млн штрафов на 4,6 млрд руб. Меньше всего штрафов традиционно на Чукотке (чуть более 6 тыс. за год на 8 млн руб.) – там вообще нет камер.
Административная практика, не связанная с камерами, также представляет интерес. Уровень пьянства за рулем хотя остался примерно прежним – было заведено 481 тыс. дел за вождение в нетрезвом виде и отказ от освидетельствования, при этом на 12% меньше дел (19,6 тыс.) заведено в отношении водителей-наркоманов. На 10% сократилось количество вынесенных инспекторами предупреждений (в основном применяются к пешеходам).
Любопытно, что на 76% увеличилось число прекращенных дел об административных правонарушениях, которые так и не превратились в штрафы.
Адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько объясняет это повышением общей юридической грамотности водителей и «готовностью бороться за свои права» на фоне появления в 2021 году сервиса по обжалованию штрафов через портал госуслуг (раньше нужно было подавать письменное заявление в ГИБДД). Эксперт также отмечает, что в 2020 году водители прошли «хорошую школу обжалования карантинных штрафов», что добавило опыта «в этом деле и уверенности в собственных силах». «К сожалению, наверняка есть и вторая, более прозаическая причина – в целом резкое снижение качества работы низового звена сотрудников ГИБДД, – предполагает господин Радько, – тех самых, которые и выносят большинство штрафов. Соответственно, появилось больше оснований для успешного обжалования».
Штрафы с камер растут из-за роста их числа и расширения функционала, один комплект оборудования сегодня распознает много разных нарушений, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. О росте технологического уровня камер говорят и в ассоциации ОКО (объединяет производителей и операторов систем фотовидеофиксации). «Совершенствуются алгоритмы распознавания, развиваются нейросетевые технологии, – отмечают там. – Водители не стали больше нарушать, просто современные технологии способствуют более эффективному выявлению нарушений».
Господин Шкуматов считает, что увеличение числа камер с каждым годом все меньше влияет на безопасность дорожного движения, но в ОКО уверены в обратном.
«Это отмечают в регионах, где комплексы применяются уже не первый год. Их эффективность доказана и подтверждается статистическими данными и исследованиями: в местах их установки число ДТП и количество раненых снижается в два раза, а число погибших – в три раза», – сообщили там.
Ранее власти планировали расширить парк камер: в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» на закупку приборов регионам предполагалось выделить 28,7 млрд руб. до 2030 года, но эти планы принимались до начала спецоперации на Украине и введения санкций. В ОКО не исключают, что развертывание новых систем замедлится в связи со сложной экономической ситуацией, сами камеры подорожают из-за изменения «логистических цепочек в части импортных комплектующих», к которым относятся микропроцессоры и модули памяти. У большинства производителей и операторов, заявляют в ОКО, есть запасы комплектующих как минимум на год, а на складах хранятся уже готовые к эксплуатации комплексы.
Все это хорошо для власти и опекаемого ею бюджета. Но на фоне радикального обнищания населения такая «обдираловка» выглядит по меньшей мере антинародной. Весь минувший год росли цены на горючее, запчасти, да на всё, что необходимо рядовому автовладельцу. Не росли только доходы населения. А теперь представьте, что эти самые 100 миллиардов чиновники вытащили из наших с вами карманов. Практически треть всех автовладельцев – это пенсионеры с мизерной пенсией. Это жители маленьких городов, где зарплата в 15 тысяч рублей уже считается хорошей. Не нарушать ПДД в нашей стране крайне сложно. И самые обездоленные, купившие машины еще во времена «до камер на дорогах», вынуждены оплачивать штрафы, по сути, стране, которая их и сделала бедными…
По материалам информагентств