«Дымка» эпидемии нового коронавируса еще не рассеялась, а между Россией и США уже обострилась напряженность. США и западные страны, с одной стороны, снабжают Украину оружием, а с другой – размахивают перед Россией санкционной дубиной, осуществляя наступление на ее экономику со всех сторон, нанося урон продовольственной, энергетической, финансовой, производственной сферам и другим областям.
Аналитики считают, что и Россия, и Украина сильно зависят от экономик других стран и оказывают значительное влияние на мировую экономику в таких областях, как продовольствие и энергетика. Но Соединенные Штаты продолжают «подливать масла в огонь», усугубляя риск того, что этот региональный кризис затянется надолго. Мировая экономика, испытавшая на себе влияние эпидемии, еще не залечила старые раны, а ее тяжелое восстановление уже будет сопряжено с новыми вызовами и даже кризисами.
Риски для энергетической безопасности усиливаются
Экспорт энергоресурсов является ключевой областью, в отношении которой Запад ввел антироссийские санкции. Соединенные Штаты первыми 8 марта объявили о прекращении импорта нефти, природного газа и угля из России. Европейский союз объявил 8 апреля, что прекратит импорт российского угля, а Европейская комиссия недавно представила новый пакет санкций, в который включено эмбарго на нефть.
Россия является крупным игроком на мировом энергетическом рынке, на ее долю приходится 18%, 11% и 10% мирового экспорта угля, нефти и природного газа соответственно. В настоящее время около 40% импорта природного газа, 30% нефти и почти 20% угля Европейского союза приходится на Россию. Постоянно усиливающиеся и долгосрочные энергетические санкции против Москвы заставили мир забить тревогу в отношении глобальной энергетической безопасности.
Во-первых, поток энергоресурсов ограничен, а хаос в цепочке поставок усилил давление на функционирование мировой экономики и особенно европейской. Норвежская компания Rystad Energy прогнозирует, что, если Россия прекратит поставки, в Европе возникнет ежегодный дефицит газа в размере 155 миллиардов кубометров.
В качестве контрмеры на западные санкции Россия объявила о том, что «недружественные» страны и регионы с апреля должны рассчитываться за природный газ в рублях, а в конце апреля заявила о прекращении поставок газа в Польшу и Болгарию из-за отказа выполнять это условие, что привело к резкому росту цен на газ в Европе на 20%. По данным агентства Bloomberg, по состоянию на середину мая 20 европейских компаний уже открыли рублевые счета в «Газпромбанке».
Во-вторых, возросла волатильность цен, а энергетическая инфляция усугубила удар по глобальной экономике и доходам населения. Многие аналитические центры прогнозируют, что мировые цены на энергоресурсы останутся высокими в ближайшие несколько лет. В апрельском отчете Всемирного банка было указано, что цены на энергоносители выросли до самого высокого уровня со времен нефтяного кризиса 1973 года и, как ожидается, увеличатся более чем на 50% в 2022 году, при этом рост может продолжаться до конца 2024 года.
Экономический рост еврозоны замедлился в первом квартале этого года, а в апреле уровень инфляции снова достиг рекордного показателя. Основной причиной инфляции называют рост цен на энергоресурсы – на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Европейская комиссия прогнозирует, что экономика ЕС впадет в полномасштабную «стагфляцию», если возникнут серьезные перебои с поставками российского газа.
В то время как экспорт энергоносителей из России все больше ограничивается, а Европа все сильнее страдает от перебоев с поставками, Соединенные Штаты незаметно получают прибыль. Воспользовавшись острой нехваткой природного газа в Европе, они быстро достигли соглашения с Европейским союзом о поставке в этом году не менее 15 миллиардов кубометров сжиженного природного газа в еврозону, и это означает, что экспорт американского газа в регион увеличится на две трети.
Надвигается продовольственный кризис
Затянувшаяся напряженность между Россией и Украиной привела к серьезным рискам снабжения продуктами питания. Дэвид Бизли, исполнительный директор Всемирной продовольственной программы, считает российско-украинский кризис «катастрофой, усугубляющей другие катастрофы». Учитывая вес России и Украины в мировой торговле сельскохозяйственной продукцией, все больше аналитических центров и СМИ говорят о «продовольственном кризисе», полагая, что его удар по миру может превзойти все ожидания, а пагубное влияние в основном воплотится в трех аспектах.
Согласно статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Россия и Украина являются крупнейшим и пятым по величине экспортерами пшеницы в мире соответственно. Вместе на эти две страны приходится 19%, 14% и 4% мировых поставок ячменя, пшеницы и кукурузы – в общей сложности, более трети мирового экспорта зерновых. В совокупности в последние три года на Россию и Украину приходилось около 30% мирового экспорта пшеницы, 20% экспорта кукурузы и более половины экспорта подсолнечного масла.
Возьмем, к примеру, Украину, «житницу Европы». Кризис сделал невозможным сбор урожая пшеницы, посеянной несколько месяцев назад, а кукурузу и подсолнухи, только-только посеянные на начало кризиса, не было возможности удобрить. Участники рынка прогнозируют, что текущее производство зерна на Украине может сократиться более чем на 50%.
Россия является ведущим мировым производителем удобрений, на ее долю приходится 13% глобального производства. Экспорт удобрений из нее ограничен из-за американских санкций, что привело к резкому росту мировых цен на них. Фермеры в крупных сельскохозяйственных странах, таких как Бразилия и США, были вынуждены сократить использование удобрений, и это может повлиять на будущие урожаи.
Во-вторых, он нарушает торговые потоки и усугубляет продовольственную инфляцию.
Из-за российско-украинского конфликта нарушилась работа портов, а из-за западных санкций серьезно затруднен экспорт зерна, что способствует росту мировых цен на продовольствие. В некоторых европейских странах мука, пищевое масло, консервированные овощи и другие продукты первой необходимости продаются в ограниченном количестве, а заоблачные цены лишили некоторых жителей Ближнего Востока возможности есть мясо в течение этого месяца.
Говоря о растущих ценах, в еще худшем положении находятся менее развитые регионы. Свыше 35% населения планеты выращивают пшеницу, а Египет, Турция, Бангладеш и Иран импортируют более 60% пшеницы из России и Украины. Цюй Дунъюй, генеральный директор Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, заявил, что около 50 стран и регионов мира сильно зависят от поставок пшеницы из России и Украины, в том числе некоторые наименее развитые страны или страны с низкими доходами населения в Африке и Азии.
В-третьих, он способствует протекционизму и усугубляет разрывы в цепочках поставок.
В ответ на нехватку внутренних поставок и повышение цен некоторые ведущие сельскохозяйственные страны вводят одно за другим экспортные ограничения. По данным Международного исследовательского института продовольственной политики, после обострения напряженности между Россией и Украиной по состоянию на конец апреля число стран, внедряющих меры контроля за экспортом продуктов питания, увеличилось до 23. В апреле и мае Индонезия, крупнейший в мире производитель пальмового масла, и Индия, второй по величине производитель пшеницы в мире, объявили о приостановке экспорта этих продуктов.
Ведущий экономист Исследовательской группы по вопросам развития Восточной Азии и Тихоокеанского региона Всемирного банка Аадитья Мату считает, что нынешняя мировая торговля продуктами питания находится в состоянии «дилеммы заключенного», и некоторые страны, ограничивающие экспорт продовольствия, не только не помогут снизить собственные цены на продукты, но и приведут к росту глобальной инфляции цен на продовольствие.
Увеличивается риск социальных волнений
Продукты питания и энергоресурсы тесно связаны с национальной экономикой и улучшением благосостояния населения, и социальные риски, связанные с двойными потрясениями в этих сферах, нельзя недооценивать. Согласно совместному заявлению, опубликованному Всемирным банком, Международным валютным фондом, Всемирной продовольственной программой и Всемирной торговой организацией в апреле, рост цен на продовольствие и перебои с поставками могут серьезно усугубить социальную напряженность во многих странах.
В марте в пострадавшей от эпидемии и кризиса между Россией и Украиной южноазиатской стране Шри-Ланка разразился экономический кризис. Дефицит поставок, резкий рост цен, нехватка энергоснабжения и девальвация местной валюты спровоцировали общественные протесты, и президент страны дважды объявлял чрезвычайное положение в апреле и мае.
Ситуация в Африке также не слишком оптимистична. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил ранее в этом месяце, что напряженность между Россией и Украиной усугубила «тройной кризис» продовольствия, энергии и финансов в Африке, что может привести к социальным волнениям в некоторых регионах.
Даже в относительно благополучной Европе также есть риск превращения кризиса народного благосостояния в социальную проблему. В знак протеста против роста цен на топливо Промышленная ассоциация водителей такси Барселоны и Испанский союз водителей грузовиков организовали марши и забастовки, что привело к перебоям в поставках местных товаров и сырья.
В последние месяцы международные организации и институты понизили ключевые показатели, такие как прогнозы роста мировой экономики и торговли. Международные обозреватели считают, что из-за того, что США настаивают на санкциях против России, «подливают масла в огонь» в напряженность между Москвой и Киевом и заставляют за это расплачиваться весь мир.
Нооруддин Закер Ахмади, директор афганской импортной компании Bashir Navid Complex, вздыхает: «Соединенные Штаты думают, что ввели санкции только против России, но на самом деле они ввели санкции против всего мира».
Гао ЛУ, Сюй ЧАО
The Paper (Китай)