На 11 сентября назначены 4686 избирательных кампаний. Самые крупные из них – прямые выборы глав 14 регионов (кроме того, главу из списка кандидатов, предложенного президентом России, изберут депутаты парламента Адыгеи), шести региональных парламентов и 12 городских советов административных центров регионов. При этом избирательная кампания проходит в условиях военных действий в Украине.
Главной проблемой выборов 2022 года является масштабное наступление на остатки свободы выражения мнения в России, отмечает «Голос». Технологически на сегодняшний день в России заблокированы почти все неподконтрольные властям СМИ, а также социальные сети, кроме YouTube, вместе с мессенджерами. Ограничения в свободе выражения мнения достигаются репрессиями в отношении тех, кто озвучивает позицию, отличную от официальной. В итоге кандидаты в своей агитации оказались максимально ограниченными в критике действий власти.
В ряде регионов изменения в избирательные законодательство вносятся перед самым началом избирательной кампании – это дает преимущество «партии власти», которая, заранее зная о предстоящих изменениях, может начать готовиться к ним раньше соперников. В 18 случаях из 32 последняя редакция региональных законов была принята менее чем за 30 дней до старта избирательной кампании. Во Владимирской, Омской и Сахалинской областях последнюю редакцию закона приняли менее чем за неделю до начала кампании. Также движение отмечает продолжение искусственного сокращения сроков предвыборных кампаний.
Еще одним способом косвенного управления результатом выборов является «департизация»: всё меньшее число мандатов в региональных парламентах распределяется по пропорциональной системе (между партиями, а не конкретными кандидатами). Это помогает «спрятать» кандидатов от «Единой России» и существенно затрудняет избирательные кампании, поскольку провести несколько индивидуальных кампаний гораздо труднее, чем одну партийную.
«В Удмуртии долю депутатов по партспискам снизили до трети (20 из 60 депутатов), в Краснодарском крае – до 25 из 70, в Саратовской области – до 10 из 40, в Сахалинской области – до 10 из 28. Таким образом, уменьшать доли депутатов по партспискам стали даже в безопасных для власти регионах: власти регионов продолжают снижать электорально-политические возможности оппозиции, даже когда она выражает лояльность», – пишет «Голос».
Продолжает ухудшаться ситуация с поражением российских граждан в праве быть избранными – срок лишения пассивного избирательного права граждан, осужденных за преступления экстремистской направленности, был продлен до 5 лет со дня снятия или погашения судимости. Это увеличивает число людей, лишенных пассивного избирательного права по многочисленным основаниям, которое, по оценкам экспертов движения «Голос», и так достигало 10–11 млн человек.
«В 2022 году продолжается наступление как на активное, так и на пассивное избирательное право. Государство, в чьи обязанности входит обеспечение гарантий для свободного формирования и изъявления воли граждан, предпринимает все больше шагов для максимального затруднения этого», – резюмирует «Голос».