Только четверо из тридцати учеников первого «В» класса гимназии №69 города Барнаула регулярно едят в школьной столовой, остальные выходят голодными. Кормит детей компания «Глобус» – ее котлетами с гречкой с удовольствием отобедал премьер-министр России Михаил Мишустин. Но первоклассников из Барнаула и других российских школ, где в помои выбрасывают большую часть еды, по-прежнему что-то не устраивает. Что именно? И кто может это исправить?
В январе 2020 года Владимир Путин обратился к Федеральному собранию, предложив обеспечить за счет государства горячим питанием всех учеников начальных классов. Президент подчеркнул, что еда должна быть здоровой и качественной. Вскоре правотворцы дали определения понятиям «качественная» и «здоровая» еда, прояснили, что подразумевается под горячим питанием (основное горячее блюдо и горячий напиток), и упаковали президентскую инициативу в закон. Первого сентября 2020 года бесплатное горячее питание пришло в школы. В первую смену кормят завтраками, во вторую – обедами.
Основные затраты взял на себя федеральный бюджет. В среднем на ребенка в день выделяют 50 рублей. В регионах могут приплюсовать дополнительные деньги – на усмотрение местных властей (в Барнауле завтрак сейчас стоит 60 рублей, обед – 77 рублей). Совокупные траты из федеральной казны с 2020 по 2023 год составят 109 миллиардов рублей.
Но знающие люди считают, что примерно половину этой суммы дети гарантированно «не попробуют». Как мама первоклассника, я с ними согласна. Мой сын учится в том самом первом «В» и в школьной столовой почти ничего не ест.
Чтобы выяснить, почему, я две недели ходила на завтраки в гимназию (меню разрабатывается на две недели и повторяется в течение полугодия): вела статистику по количеству съеденного и выброшенного в бачок с отходами, разговаривала с детьми. И теперь понимаю, почему они в школе отказываются даже от любимых макарон. Просто их подают вместе с кабачковой икрой, накладывая ее сверху.
Попутно я узнала, что на школьных помоях прекрасно растут свиньи. И те, кто забирает помои из школ, на выходе получают тонны мяса. К примеру, несколько лет назад под Барнаулом устроили импровизированный свинокомплекс. Скот разместили в вольерах для собак. Ежедневно машина «животноводов» забирала помои из десяти образовательных учреждений города.
«Мы держали пятьдесят свиней, – рассказал мне бывший участник бизнеса. – Весной закупали, выкармливали. Зимой сдавали. Дополнительных кормов покупали мало – центнеров пять пшеницы. Это ни о чем».
Думается, сейчас подобные хозяйства живут в разы богаче.
«Вот и начинаются проблемы с желудком! – на нервах звонит мне мама одноклассника моего сына. – Петя пришел домой и жалуется бабушке: «Живот болит». В гимназии №69 не запрещают приносить с собой ланч-боксы, но и не приветствуют, опасаясь отравлений. Сегодня не смог поесть в столовой даже хлеб! Говорит, черствый. А он же у нас всеядный. Дома проблем с едой нет, в садике не было. Что им там дают?»
Рассказываю, что дают.
q q q
Первая неделя
Понедельник: бутерброды с сыром, рисовая каша, кофейный напиток. Из двадцати семи человек кашу ели четверо. Кофейный напиток никто не пьет. Сыр и хлеб съедены подчистую. Но иногда дети жалуются, что сыр заветренный, а хлеб черствый.
Вторник: отварная курица, макароны, чай с лимоном, хлеб. Из двадцати семи человек курицу ели четверо, макароны – половина класса, чай с лимоном – пятьдесят на пятьдесят.
Среда: поджарка из минтая, картофельное пюре, клюквенный морс, хлеб. Из семнадцати человек картофельное пюре ели одиннадцать, поджарку из рыбы – единицы (точно посчитать не успела: быстро убрали посуду после завтрака). Клюквенный морс пользуется у детей тем же успехом, что и кофейный напиток.
Четверг: творожная запеканка с клубничным соусом, чай, булочка. Из двадцати пяти человек запеканку ели четырнадцать, чай выпивают две трети.
Пятница: биточки с соусом сметанным с томатом, рис припущенный, компот из ягодной смеси, хлеб. Из двадцати семи человек биточки ели семеро, рис – и того меньше (точно посчитать не успела), компот пьют замечательно.
Вторая неделя
Понедельник: курица тушеная в томатном соусе, рис, компот из сухофруктов, хлеб. Из двадцати семи человек ели курицу и рис четверо, компот идет на ура.
Вторник: котлеты с красным соусом, гречневая каша, отварная морковь, лимонный напиток, хлеб. Из двадцати семи человек котлету ели тринадцать, гречку – побольше (точно посчитать не успела), морковку – единицы. Лимонный напиток в одном ряду с кофейным и клюквенным морсом.
Среда: сыр, пшенная каша, какао, хлеб. Из двадцати семи человек кашу ели тринадцать. Какао тоже в числе ненавистных напитков.
Четверг: сосиски, макароны с сыром (сыр еле заметен), икра кабачковая, сок. Из двадцати восьми человек сосиски ели двадцать (!), макароны – незначительно больше, осторожно обходя участки с положенной поверх икрой. Сок выпили без остатка.
Пятница: ленивые вареники, чай, хлеб. Из двадцати восьми человек вареники ели четверо.
q q q
Картина с питанием в начальных классах примерно одинаковая, сообщили мне в общешкольном родительском комитете. Не менее 70 процентов еды остается нетронутой. При условии, что с начала сентября до конца февраля гимназия заплатит «Глобусу» за обеды и завтраки 2 миллиона 527 тысяч рублей, свыше 1 миллиона 769 тысяч улетят в мусорный бачок.
Чиновники, администрации школ и операторы питания склонны называть три причины, по которым ученики не едят. Первая: дети сыты – родители их кормят до занятий. Вторая: у детей плохие пищевые привычки – они «не приучены к нормальной пище». Третья: дети «обезьянничают» – повторяют за лидерами класса, «презирающими» школьную еду. В более мягкой форме эти факторы мне назвали представитель минобра Алтайского края Наталья Полосина (курирует тему питания) и гендиректор «Глобуса» Евгений Скурлатов.
Пункт первый: не каждого ребенка накормишь утром до школы, занятия начинаются в 08.00 – «еда не лезет так рано». «Мой сын не может есть в семь утра. Что-то приносить с собой нам категорически запретили. Не поел – понижается давление, ребенок в полуобморочном состоянии. Как в таком состоянии учиться?» – рассказывает мама мальчика из гимназии №86.
Пункт второй: пусть кого-то дома и «не приучили к нормальной еде», но в садиках-то дети привыкли есть супы, каши, запеканки, вплоть до вареной свеклы. Барнаулу, в частности, с питанием в садиках везет. Дети там не голодают.
Насчет третьего пункта родители сомневаются: «Может быть, да, а может, и нет». Между тем известный психолог и педагог Дима Зицер считает, что в еде подражание плохо работает.
«Если ребенку вкусно и кто-то рядом будет кривиться, вряд ли он откажется от еды, – предполагает психолог. – Понимаете, еда должна быть вкусной, и тогда она будет востребована. Правда, разные люди любят разное. Поэтому детям нужно давать хотя бы минимальный выбор. Выбор из двух блюд, к примеру рисовая каша и гречневая, кардинально меняет ситуацию. Шансы на успех возрастают в разы. Конечно, первое время детям из младших классов понадобится помощь педагогов. Учителю нужно будет предложить им еду, рассказать про нее. Но дети, поверьте, быстро учатся выбирать, а повара быстро ориентируются в их предпочтениях».
«Само собой, все должно выглядеть эстетично, – добавляет Дима Зицер. – И подавать еду нужно, учитывая возрастные особенности. Известно, что дети любят есть продукты по отдельности: отдельно гарнир, отдельно котлету, отдельно овощи… Они не в восторге от соусов, их лучше тоже подавать отдельно, кому надо – возьмут. За рубежом это давно учитывают: в школах используют специальные подносы с разделителями».
Все тот же Геннадий Онищенко сетовал в Госдуме, что родителей намеренно отстраняют от контроля за школьным питанием.
Практика показывает, что действуют тоньше: ставят родителям условия, которые их не устраивают. Родители хотят, чтобы они могли в любое время без предварительного согласования с администрацией школы прийти на завтрак или обед к ребенку. А им: приходите, но в рамках общешкольной комиссии (ее визиты в столовую плановые, столовые заранее оповещаются) или примите участие в анкетировании. Ссылаются на рекомендации Роспотребнадзора по проведению родительского контроля, разработанные в мае 2020 года.
Но, во-первых, рекомендации Роспотребнадзора – это подсказки, а не требования. Во-вторых, правила посещения родителями устанавливает сама школа. И директор в любом случае «обязан пустить родителей в столовую по их заявлению», сообщила представитель алтайского минобра Наталья Полосина.
О работе общешкольных комиссий родители ничего не знают и попасть в них не стремятся. Полагают, что к их приходу «все приготовятся, поэтому смысла ходить нет». «Смысл есть», – утверждает жительница Ярославля Наталья Радоман. Она организовала контроль за питанием своих детей в школе №42. «По своему опыту и опыту других школ Ярославля я знаю: родители начинают ходить в школьную столовую, и ситуация с питанием однозначно улучшается…» – рассказывает Наталья.
При участии управляющего совета школы Наталья и ее соратники создали комиссию по питанию, включив в нее родителей детей из начальных классов.
Оперировали родители двумя объективными показателями: температурой блюд (первые блюда и горячие напитки при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 градусов, вторые блюда – не ниже 65 градусов) и количеством отходов. Температуру измеряли с помощью бесконтактного термометра, количество отходов – на глаз.
Десять лет назад Институт отраслевого питания ввел в сферу общепита понятие «индекс несъедаемости». Эксперты предлагают использовать индекс для корректировки школьного меню и оценки работы операторов питания. Недопустимым считается показатель в 50 процентов и выше. Как вы догадываетесь, подразумевает он под собой процент отходов. В сферу школьного общепита индекс вводят осторожно, и понятно почему – тут он гораздо выше.
Желание оператора сотрудничать с родителями, по словам экспертов, зависит от его положения на рынке – монополист он или нет. Депутат из Карелии Эмилия Слабунова рассказывает, как мрачно было в школах Петрозаводска, пока в городе работал единственный «повар». Влиять на него было почти невозможно.
«Я четырнадцать лет возглавляла лицей №1 в Петрозаводске. Страшно вспоминать бутерброды из черствого хлеба с четвертинками яиц, которыми кормил детей муниципальный комбинат школьного питания. Но потом на рынок школьного питания пришла частная фирма, и ситуация изменилась, – говорит Эмилия Слабунова. – Эта компания придерживалась совершенно других стандартов качества и организовывала работу, опираясь на мнения детей, родителей и педагогического коллектива. Естественно, конкуренция сподвигла к изменениям муниципальное предприятие. Оно, что называется, на лету стало переобуваться, понимая, что иначе родители его выметут из школ».
q q q
Эксперты советуют родителям, столкнувшимся с сопротивлением операторов питания, изучать местный рынок общепита и при условии, что найдется приличная компания, добиваться ее прихода в школу, защищать ее в будущем. Сделать это можно двумя способами: пресекать манипуляции в ходе госзакупок (путем обращений в антимонопольную службу) и проводить переговоры с мэ-рией.
Сейчас родители не могут привести понравившуюся им компанию в школу и потребовать от директора, чтобы он заключил с ней контракт (напомню, что контракты заключают на полгода). Согласно действующим правилам, оператор питания определяется школой в ходе госзакупок, а по сути, местными чиновниками. Причем старшеклассников (уже платно) кормит та же организация, что зашла в школу по госзакупкам.
По мнению Эмилии Слабуновой, это порочный механизм. «Оператора питания должны выбирать не чиновники, у которых могут возникать свои коррупционные сценарии, а родители вместе со старшеклассниками и сотрудниками школы в лице школьного совета по питанию, – считает она. – Кто за деньги, которые выделяются на питание, предложит наиболее правильный и интересный вариант (шведский стол, витаминизацию, учет индивидуальных особенностей здоровья учеников, широкий ассортимент и так далее), тот и должен стать победителем конкурса». Но пока единственная законная возможность для родителей повлиять на выбор оператора – сделать так, чтобы закупки проводились честно, обращаясь в антимонопольную службу. Тогда у желанных компаний хотя бы будут шансы на участие и победу в торгах.
«Мы поняли, что директор ничего не решает в вопросе выбора компании. Некоторые пытались менять оператора, и им били по рукам. Поэтому мы исключили директора из борьбы и пошли напрямик к главе города. Спасибо родителям, которые меня поддержали и сели рядом за стол переговоров. Одна встреча, и на следующих торгах победила наша компания. Дети с радостью стали есть в столовой», – рассказывает житель города, в котором заправляла на рынке школьного питания муниципальная организация.
Что касается мухлежа при госзакупках, то он обычно происходит по трем сценариям, и пресекать их нужно посредством жалоб в Федеральную антимонопольную службу.
Во-первых, операторы питания делят между собой школы и не заявляются на торги к конкурентам. Фактически в госзакупках участвует одна компания, с которой школа заключает контракт как с единственным поставщиком. Вы это запросто увидите, отследив процедуру торгов на сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Во-вторых, чиновники делают специальные «заточки» в аукционной документации, чтобы под нее подходила определенная компания. Их вы определите, обратившись к специалистам в сфере госзаказа.
В-третьих, школы принуждают проводить совместные закупки, объединяя несколько учебных заведений в один лот.
Татьяна ТРУФАНОВА