Такой ли нужен нам главбанк?

КПРФ в очередной раз поднимает вопрос о необходимости изменения роли Банка России (ЦБ РФ) в развитии российской экономики, чтобы ЦБ РФ не отстранялся от важнейшей для государства задачи, а вместе с правительством отвечал бы за развитие и рост экономики страны.

В этой связи КПРФ был подготовлен законопроект, который 14 сентября 2022 г. обсуждался в Государственной Думе. Странно, но он был отвергнут без участия в голосовании, депутатами от «Единой России».

Необходимо отметить, что вопрос об уточнении функций и статуса ЦБ РФ звучит давно, обсуждается он учеными, экспертами, парламентариями, а недавно по этому вопросу высказался и помощник президента Российской Федерации по экономическим вопросам М. Орешкин. Выступая на «Московском финансовом форуме – 2022», он отметил, что России необходим финансовый суверенитет, который должен иметь три главных элемента: рынок в национальной валюте с достаточным объемом финансовых ресурсов, платежная инфраструктура как внутри страны, так и за рубежом и управление, которое нацеливает работу финансовой системы на решение поставленных задач экономического развития. Финансовый суверенитет – это способность достигать поставленных целей в политике и экономике независимо от внешних факторов. Если Россия достигает цели и нам не могут помешать, то это означает, что у России есть суверенитет.

Орешкин дал понять, что видит противоречие между политикой сбалансированного бюджета, которой давно придерживается Минфин РФ, и идеей инвестирования в валюты стран с большим бюджетным дефицитом.

Очень правильная позиция.

2. Посмотрим на финансовую систему. Чистый отток капитала из России, судя по данным ЦБ РФ, в первом квартале 2022 года составил $64,2 млрд, а за весь 2021 год было выведено $72,6 млрд. Изначально на 2022 год ЦБ РФ прогнозировал отток капитала на уровне $151 млрд, но по итогам первого квартала 2022 г. ЦБ РФ повысил прогноз по оттоку капитала до $246 млрд за год. Притом что согласно официальным данным, с 1994 года из России в целом было вывезено немногим более триллиона долларов, т.е. за 2022 год выведут из страны четверть суммы.

Что предопределило такую ситуацию? В январе–феврале 2022 г. нарастала геополитическая напряженность, и бизнес «на всякий случай» выводил свой капитал из России. В первые два месяца 2022 года все пути для оттока капитала еще были открыты и доступны, а потом началась санкционная блокировка счетов банков и ответные меры ЦБ РФ. С 8 июня 2022 г. ЦБ РФ повысил порог для зарубежных переводов для россиян и нерезидентов из дружественных стран со своих счетов втрое – с $50 000 до $150 000 в месяц. В июне 2022 г. президент России утвердил правительственное решение отменить требование к компаниям-экспортерам о продаже 80% валютной выручки.

Речь идет о любых видах экспорта. Более того, ЦБ РФ дал такие разъяснения: теперь всем резидентам РФ, в том числе компаниям-экспортерам, можно зачислять средства на свои счета за рубежом. В рамках нового порядка доля продажи выручки будет зависеть от отрасли, степени ее вовлеченности в экспорт, а также необходимости поддерживать валютную ликвидность. Теперь компании должны будут продавать валюту в размере, который определит правительственная комиссия по иностранным инвестициям, а сроки продажи установит ЦБ РФ. То есть теперь уже не надо валютную выручку в обязательном порядке продавать в РФ за рубли, и вообще необязательно возвращать в Россию…

Что, России деньги не нужны?! Бедных стало меньше?! Внутренний спрос повысился?! Импортозамещение осуществили? Появились самолеты, станки, компьютеры? Нет, валютная выручка стране очень нужна. Только ею надо грамотно пользоваться.

Напомним, что на протяжении десятков лет у ЦБ РФ и Минфина РФ была цель – накапливать запасы, формировать ресурсы за счет нефтегазовых доходов, на черный день, чтобы пережить кризис. То есть регулярно из экономики страны изымать часть нефтегазовых доходов и складировать их в валютные резервы, откуда у нас их легко изъяли, так сказать, заморозили. Однако, если в начале марта 2022 года запасы ФНБ опускались до $154,82 млрд, то к 1 июля 2022 г. превышали $210,6 млрд – рост на 36% за 4 месяца. В феврале года отменили бюджетное правило, но этот перерыв завершается. И ЦБ РФ, и Минфин РФ в 2023 г. предлагают вернуться к бюджетному правилу, только копить уже предлагают в валютах «дружественных» нам стран. По этому поводу уже высказано много отрицательных мнений и ученых, и экспертов.

Тот же Михаил Орешкин сказал: «Доллар и евро надо менять на рубли и никак не на другие валюты. Мое мнение, что нужно верить в себя, а не искать какого-то доброго дядю на Западе или на Востоке, в которого можно проинвестировать, и нам это потом поможет. У меня даже вопрос к А. Силуанову: Минфин предлагает инвестировать в юани и при этом говорит, что нам нужен сбалансированный бюджет, потому что инвесторы нам не поверят, мы не сможем занимать и т.д. Но Китай – это страна с дефицитом бюджета 5,1%. Почему предлагаем мы инвестировать в юань? В этом смысле А. Силуанов как инвестор – почему он инвестирует в страну, где большой дефицит бюджета, и говорит о том, что в нас не будут инвестировать, если у нас не будет нулевого дефицита? Можно только поддержать это мнение.

И самое важное, по мнению М. Орешкина, необходима система управления, которая должна нацеливать работу финансовой системы на решение поставленной задачи экономического развития. Поддерживаем эту позицию!

Но как может быть финансовая система направлена на экономическое развитие, если ЦБ РФ, отвечающий за финансовую систему, не имеет функцию по обеспечению экономического роста в стране?!

А вот, по мнению Н. Патрушева – секретаря Совета, целесообразно обсудить иное устройство финансовой системы в России (сейчас ряд экспертов работают над этим). В этой системе стоимость рубля должна быть обеспечена как золотом, так и группой товаров, являющихся валютными ценностями России, необходимо поставить курс рубля в соответствие реальному паритету покупательной способности.

«Для суверенизации любой национальной финансовой системы ее платежные средства должны обладать внутренней ценностью и ценовой устойчивостью, не привязываясь к доллару», – отметил Н. Патрушев в интервью «Российской газете».

Однако мнение ЦБ РФ по этому вопросу не озвучивается.

3. Ключевая ставка. Европейский Центробанк в сентябре 2022 г. поднял ключевую ставку с 0,5% (установлено в август 2022 г.) до 1,25%, а до этого на протяжении 11 лет ставка была нулевой. ФРС США увеличило ставку до 2,5 %. В России сейчас – 7,5 %, что значительно выше западных стран. Напомним, на момент начала специальной военной операции ЦБ РФ, как и прошлый раз, во время кризиса 2008 года, по мнению многих экспертов, необоснованно поднял ставки до 17%. То есть фактически отрезал экономику от доступности к деньгам. Лишил производителей возможности расширять или даже просто поддержать в прежних объемах производство товаров и услуг.

Нобелевский лауреат экономист Дж. Стиглиц утверждает, что повышение процентных ставок не решает проблемы со стороны увеличения предложения товаров. «И может даже еще более усугубить проблемы. Потому что для решения проблемы дефицита предложения необходимо больше инвестиций. Однако повышение процентных ставок затрудняет эти инвестиции».

По мнению многих руководителей предприятий, ученых, экспертов, острая проблема в экономике России – это недоступность финансовых ресурсов, их дороговизна.

А в Китае, например, устанавливается Народным банком Китая не одна, а 4 ключевые ставки, которые определяют стоимость капитала в Китае: 1) The one-year deposit rate – годовая ставка по депозиту. С 2015 года держится на уровне 1,5%, и на нее ориентируются банки Китая при установлении ставок по депозитам для физических лиц; 2) The seven-day reverse-repurchase rate – ставка недельного репо, по которой банки в Китае кредитуют друг друга. Ставку ежемесячно устанавливает НБК и с ее помощью регулирует ликвидность в банковской системе. В августе 2022 ставка была понижена до 2%; 3) The medium-term lending facility– учетная ставка, которая ежемесячно устанавливается НБК. Именно ее можно было бы считать ключевой ставкой в Китае, потому что на ее основе банки устанавливают ставки среднесрочного кредита для своих клиентов. Эта ставка также определяет стоимость займов коммерческих банков в Центральном банке. В августе 2022 г. была понижена до 2,75%; 4) The loan prime rate (LPR) – процентная ставка по кредиту для «первоклассных» заемщиков. Ежемесячно устанавливается НБК. В августе 2022 г. ставку однолетнего LPR снизили до 3,7%, а ставку пятилетнего LPR снизили до 4,45%.

Коэффициент монетизации экономики (далее – КМЭ) в Китае в 2022 г. составляет 212%, т.е. в экономике достаточно доступных по цене финансовых ресурсов для развития. Китай стал финансовой сверхдержавой и благодаря своим контролируемым финансовым мерам обеспечивает экономический рост.

В России на протяжении десяти лет коэффициент монетизации экономики был на уровне 40–45%, только в 2020 г. достиг 54%, но уже за 2021 г. снизился до 50,57%.

Мировая практика показывает, что ни одна страна с КМЭ ниже 100% не показала экономического рывка. По итогам 2021 г. КМЭ во Франции 130%, Англии – 140%, Японии – 2017% и т.д.

Следовательно, у России недостаточно доступных финансовых ресурсов для развития экономики, недостаточно денежной массы. И если вновь, как предлагают ЦБ РФ и Минфин России, будет использоваться «бюджетное правило» и будут стерилизоваться, т.е. изыматься из экономики, финансовые ресурсы, то в ближайшем будущем значимых позитивных изменений в экономике России ожидать не приходится.

Повышая ключевую ставку и сжимая денежную массу в экономике, ЦБ РФ выполняет стандарты Международного валютного фонда и пытается снижать инфляцию.

Нобелевский лауреат Дж. Стиглиц считает, что «зацикленность МВФ на макроэкономике, и особенно на инфляции, привела к отбрасыванию в сторону проблем бедности, социального неравенства и социального капитала. А они являются центральными с точки зрения соблюдения «социального контракта», т.е. согласия между всеми слоями общества, между государством и его гражданами, без чего подлинный экономический прогресс недостижим».

При этом давно известно, что инфляция в России носит не монетарный характер, и бороться с ней надо увеличивая товарное предложение. Но для увеличения товарного производства и товарного предложения в России недостаточно доступных финансовых резервов, благодаря усилиями ЦБ РФ и Минфина России (стерилизация в резервах, высокая ключевая ставка).

При этом Дж. Стиглиц утверждает, что если деньги вкладываются в инфраструктуру, и происходит индексация по инфляции всех социальных выплат и зарплат, то инфляция в интервале трех лет не страшна даже в размере 15%.

Другой нобелевский лауреат, Дж. Тобин, считает, что если процентная ставка по кредиту выше половины рентабельности – банк – убийца. В России 7,7% средняя страновая рентабельность. А у нас ключевая ставка 7,5%. Какая экономическая мотивация может быть у предприятий брать кредиты на развитие?!

Руководство ЦБ РФ очень часто заявляет, что борьба с инфляцией – цель, которая определена для него в Конституции РФ.

Но в Конституции РФ также целями ЦБ РФ определены защита и обеспечение устойчивости рубля, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы и др.

В Федеральном законе о ЦБ РФ определено, что полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом ЦБ РФ, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с установленными целями. То есть ЦБ РФ самостоятельно распоряжается золотовалютными резервами страны! Как он ими распоряжается, мы видим! И возникает вопрос: на кого работает ЦБ РФ?! 

4. Одной из функций, установленной федеральным законом о ЦБ РФ (ст. 4), является осуществление эффективного управления золотовалютными резервами Банка России (надо обратить внимание, что законом о ЦБ РФ не определена функция обеспечения сохранности международных резервов. Случайно или нет?).

Но как ЦБ РФ обеспечил эффективное управление международными резервами, когда допустил возможность заморозить огромную часть валютных резервов страны?! Под заморозку попало, по официальным данным, $300 млрд ЗВР России, по оценке экспертов^ больше – 61,4%, или порядка $387 млрд. Почему ЦБ РФ не обеспечил сохранность валютных резервов страны?! А ведь заморозка ЗВР использовалась Западом и ранее, то есть данная политика имела прецеденты: в Ливии в 2011 г., в Иране в 2012 г., в Венесуэле в 2019 г. и совсем недавно в Афганистане в 2021 г.

При этом заморожены не только резервы, которые были на счетах ЦБ РФ, но и частные, и корпоративные средства. Так, в США к июню 2022 г. заблокировали российские активы на $330 млрд, сообщал минфин США. По данным оперативной группы по санкциям (REPO), $300 млрд из этой суммы приходится на ЦБ РФ, еще $30 млрд – на российских бизнесменов и чиновников.

Также страны ЕС заблокировали физические активы российских бизнесменов и чиновников на сумму более $10,67 млрд (€10 млрд). В Германии, например, по состоянию на 16 сентября 2022 г заморозили российские активы на сумму более €4,8 млрд, в Японии – $33 млрд, во Франции – на €1,2 млрд; и др. В целом можно говорить о блокировки российских финансовых активов на сумму около триллиона долларов.

По оценке ЦБ РФ, более 5 млн розничных инвесторов имеют на своих счетах заблокированные из-за санкций Запада активы. Только иностранных акций, принадлежащих физическим лицам, заблокировано на сумму $320 млрд (данные: зампред ЦБ РФ Габуния).

В этих условиях ЦБ РФ заговорил о компенсациях для пострадавших от санкций инвесторов. Так, на Московском финансовом форуме – 2022 Э. Набиуллина сказала: «Для того чтобы вернуть доверие, нужно придумать механизмы, которые смягчат проблему замороженных активов. У наших людей, которые вложились в финансовые рынки, большая часть активов заморожена. И мы сейчас обсуждаем идею, в том числе создания такого фонда компенсаций, возможно, на базе АСВ [Агентства по страхованию вкладов], чтобы доходами со средств нерезидентов, которые мы со своей стороны заморозили, можно было бы компенсировать, например, для массовых инвесторов вот эту часть».

А кто будет компенсировать потерю государственных резервов?! Почему ЦБ РФ никак не ответил за потерю средств, которые регулярно забирали из экономики России, то есть у российских граждан?! И вновь планируют продолжать это делать, накапливая в ФНБ. И вновь возникает вопрос о том, на кого работает ЦБ РФ, да и Минфин России тоже?!

 

5. Проблема безответственности ЦБ РФ лежит в законодательной плоскости. В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп. от 29.05.2022), функции и полномочия, предусмотренные законом о ЦБ РФ и Конституцией РФ, ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 1).

Согласно ст. 2 указанного закона, «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства».

Кроме того, «… Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются».

А почему золотовалютные резервы страны, которые накапливаются в результате деятельности граждан России и изъятия средств из экономики России, называются имуществом Банка России?! И при этом Банк России не отвечает по обязательствам государства и, согласно статьи 22 указанного закона, не вправе предоставлять кредиты правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, дефицита бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Наш ЦБ РФ (Банк России) совершенно независим от обязательств государства и в соответствии со ст. 21 указанного закона правительство РФ и ЦБ РФ «информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации».

Спрашивается, а зачем нам такой Банк России (ЦБ РФ)?!

Существуют же другие примеры взаимодействия государства со своим Центробанком.

Так, по закону о Народном банке Китая (далее – НБК), в отличие от нашего ЦБ, НКБ является частью китайского правительства (Госсовета КНР), т.е. действует в качестве финансового агента государства (ст. 4 Закона о НБК). Таким образом, эмиссия юаня полностью в распоряжении государства.

По закону о НБК «…Статья 4. Народный банк Китая должен выполнять следующие функции» (Подчеркиваем не может выполнять, а должен выполнять.)

Одна из функций НБК состоит в том, чтобы «хранить, администрировать и осуществлять управление государственным валютным резервом и золотым запасом». Обращаем внимание, что, в отличие от закона о ЦБ РФ, в законе о НБК золотовалютные резервы определены как государственные, а не резервы НБК. А также НБК отвечает за сохранность указанных резервов. Очевидно, что если бы НБК допустил потерю более 300 млрд долларов государственных резервов, это не прошло бы безнаказанно!

 

6. Президент России с 2003 г. (подчеркнем, в 2003 г., в 2006 г. и в 2008, г.) в Послании акцентировал внимание, что для развития финансовой системы необходимо создание в РФ международного финансового центра (МФЦ) и построение всей системы конвертируемости рубля. Для формирования МФЦ, по словам В. Путина, необходимо укрепить инфраструктуру финансового рынка, убрать избыточные административные барьеры и тем самым снизить издержки, связанные с привлечением капитала на российские площадки. В 2009 году В. Путин вновь поручает правительству ускорить подготовку документов по созданию финансового центра в России. По словам В. Путина, «одна из проблем, с которой Россия сталкивалась на протяжении предыдущих лет, которую мы особенно остро осознали в кризисный период, – это недостаточное развитие финансового сектора страны». Уже 19 лет президент России говорит о финансовой системе, но либеральная тусовка, которая заняла все финансовые посты управления, игнорирует поставленные президентские задачи. Не исполняются поручения президента России!

Постоянно не выполняются многократные поручения по повышению инвестиционной активности. Э. Набиуллина, выступая на ММФ-2022, заявила: «У нас чрезвычайно не хватает акционерного капитала. Перед финансовым сектором стоит задача и вызов нарастить именно это долевое финансирование, привлечение капитала, а это доверие инвесторов – ключевая вещь. Два слова о доверии, потому что я считаю, что это действительно критически важно, и никакие бюджетные инвестиции не компенсируют недостаток доверия. Даже если будут бюджетные инвестиции… будут механизмы гарантий, субсидии, софинансирование – все равно без доверия инвесторов никто своими деньгами рисковать не будет. Доверие критически важно, нам нужно сделать все для того, чтобы его вернуть».

По нашему мнению, напротив, как раз бюджетные инвестиции и повышают доверие инвесторов, поскольку они видят, что государство разделяет с ними риски, готово вкладывать деньги, выдавать льготные кредиты, субсидировать отрасли. Если государство ведет себя пассивно, то никакие инвесторы не придут, поскольку в этих случаях их риски возрастают.

Проблему недостаточности инвестиций отмечает и председатель Счетной палаты РФ А. Кудрин. По его словам, недостаток инвестиций носит системный характер: объем сбережений в экономике выше объема инвестиций на 1,4–1,5% ВВП – в целом же доля инвестиций в ВВП России составляет около 21–23%, тогда как, например, в Китае достигает 40%.

При этом А. Кудрин считает: «Самая большая слабость нашей экономики – это зависимость от углеводородов. Она по-прежнему наша слабость, она по-прежнему снижает эффективность многих институтов. Россия должна научиться с этой слабостью работать».

Углеводороды – богатство России! За углеводороды ведутся войны в мире, а для нас, по мнению А. Кудрина, – слабость! Важно, кто и как этим богатством распоряжается, в чьих интересах. Только народ в лице государства, а не корпорации, могут эффективно использовать это богатство в интересах государства и народа России. Поэтому углеводородный сектор России должен быть национализирован.

Да, вернуть доверие к ЦБ РФ, и вообще к финансово-экономическим властям РФ, будет очень трудно!

Поэтому КПРФ с целью повышения эффективности деятельности ЦБ РФ по реализации денежно-кредитной политики, создания условий для роста национальной экономики, обеспечения занятости населения, стабильности цен, а также для обеспечения умеренных долгосрочных процентных ставок, поддержания целевого управления монетарной составляющей инфляции, в подготовленном законопроекте о ЦБ РФ предлагает:

– отменить норму ст. 1 действующего закона о ЦБ РФ, что «функции и полномочия, предусмотренные законом о ЦБ РФ и Конституцией РФ, ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления»;

– определить законодательно ответственность ЦБ РФ за обеспечения роста экономики;

– исключить из действующего закона о ЦБ РФ понятие, что золотовалютные резервы России являются имуществом ЦБ РФ. Эти резервы – собственность государства, которым ЦБ РФ может по поручению государства управлять и отвечать за их сохранность и за получения убытка. Ответственность должна быть четко определена и законодательно утверждена;

– уточнить норму статьи 22 действующего закона о ЦБ РФ, которой определено, что ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, дефицита бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. В современных геополитических условиях и масштабной санкционной войны Запада против РФ может возникнуть необходимость привлечения средств ЦБ РФ для обеспечения стабильного функционирования российской экономики. 

Оставлять ЦБ РФ в действующем сейчас не зависимом от государства и ответственности статусе нельзя, т.к. это не позволяет обеспечивать экономическую и финансовую безопасность России!

Другие материалы номера