НИКТО, КРОМЕ НАС!

Известный юрист Дмитрий АГРАНОВСКИЙ считает своевременным и неотложным вновь поставить вопрос о денонсации «Беловежских соглашений».

О необходимости денонсации Беловежских соглашений я уже говорил в предыдущей статье и, как говорят в кино, вот краткое содержание предыдущих серий: 17 марта 1991 года жители СССР абсолютным большинством проголосовали за сохранение единства нашей страны, после чего в декабре этого же года Ельцин, Кравчук и Шушкевич, не имея соответствующих полномочий, грубо попирая волю народов, нормы международного и внутреннего права, объявили о том, что, по их мнению, Советский Союз более не существует, «как субъект международного права и геополитической реальности».

Был объявлен прекратившим существование один из двух столпов послевоенного мироустройства, государство – победитель во Второй Мировой войне, основатель, практически, всех основных современных международных институтов, да и всего современного международного права. Разрушение нашей страны, вопреки всем принципам права и просто вопреки здравому смыслу, было моментально и с восторгом принято странами Запада, в первую очередь, США. И, вместо «конца истории», спрогнозированного американским философом Фукуямой, «Земля налетела на небесную ось».

Мир, находившийся после Второй Мировой войны, после решительных мер, предпринятых мировым сообществом при активнейшем участии СССР, в состоянии стабильности, равновесия и развития, потерял опору, разбалансировался и пришел к закономерному итогу – непредсказуемому военному конфликту, в орбиту которого втягиваются всё новые и новые государства. Потерявшая основу мировая система мучительно ищет новую точку равновесия. Разрушение тысячелетнего пространства исторической России, вершиной которой был СССР, сменилось обратной тенденцией, высшей формой проявления которой на сегодняшний день стало возвращение в Россию сначала Крыма, а потом Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей. Время денонсировать Беловежские соглашения и дать им морально-нравственную и юридическую оценку пришло.

Прежде всего, я уверен, что предложенный Лениным и большевиками принцип организации пространства исторической России после ее полного распада в период с февраля по октябрь 1917 года, не имел никакого отношения к разрушению СССР в 1991 году. Если бы в СССР не было границ республик, разрушение произошло бы по границам областей, если бы, теоретически, не было бы и их, были бы найдены какие-нибудь другие критерии – не каждое столетие Западу выпадала удача так, «без единого выстрела» разрушить главного конкурента. Да и не было у него до СССР и близко столь сильных конкурентов. И напротив – СССР, государство, созданное на ленинских принципах, пережило величайшее в истории человечества испытание, победив самого сильного в мире врага в Великой Отечественной войне, показало себя успешной, жизнеспособной и универсальной альтернативой, практически, во всех сферах деятельности – от демографии до полета первого человека в космос, от спортивных и научных достижений, до предложения человечеству универсальной идеологии, позволившей нам на пике нашего развития вести за собой (или контролировать, если кому-то больше нравится так) 2/3 человечества. И уж, конечно, Ленин и большевики, создавая государство, не думали о том, как его удобнее будет разрушать, напротив, создавали конструкцию, гибкую, прочную и даже позволявшую интегрировать с себя новые пространства.

Сейчас очевидно, что никаких объективных причин для разрушения СССР не было. Понятно, что ни цены на нефть, при более, чем скромной составляющей всех сырьевых доходов в общем ВВП СССР (порядка 18% при доле СССР в 21% в мировом ВВП), ни война в Афганистане, которая не идет ни в какое сравнение с СВО на Украине, ни военные расходы, ни другие объективные факторы не сыграли ровным счетом никакой роли в разрушении СССР. Более того, для беспристрастных исследователей разрушение СССР является загадкой даже с точки зрения статистики – данные открыты, доступны каждому в интернете и из них ясно видно, что по всем экономическим показателям СССР сохранял устойчивый рост вплоть до самого момента его разрушения. Причины разрушения СССР были исключительно субъективные, как некий политический коронавирус…

Однако, и здесь все можно было выправить и взять под контроль, что показало, массовое голосование за СССР на референдуме 17 марта 1991 года, и (о чем сейчас говорят меньше), массовая поддержка ГКЧП с ожиданием решительных действий по наведению порядка. Увы, этим ожиданиям не суждено было сбыться.

Так или иначе воля народов к единству и сохранению исторического пространства большой России была ясно и однозначно, юридически безупречно, выражена на референдуме 17 марта 1991 года. Современная Конституция России в статье 3 определяет референдум как высшее непосредственное выражения власти народа – и такой подход как раз является общепринятым в мировом праве.

Как я уже многократно говорил, и скажу еще, как сами Беловежские соглашения и по сути, и по процедуре их принятия и ратификации, так и последующая их реализация были, по моему мнению, вопиющим надругательством над всеми мыслимыми нормами внутреннего и международного права, что не помешало моментально их признать тем государствам, которые потом с такими же вопиющими нарушениями признали разрушение Югославии, в том числе, и сравнительно недавний отрыв Косово от Сербии, а сейчас отказывают жителям Крыма, Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей в праве на самоопределение.

Многократно говорил и еще раз скажу – выход из Украины этих территорий был несравненно более законным, чем отделение Украины от России в 1991 году и именно отделение Украины и других республик от России было торжеством сепаратизма, попранием норм права и воли народов. Признавать государства и их границы, созданные на основе Беловежских соглашений, на мой взгляд, ни один не ангажированный юрист не может.

Развал СССР был произведен по-живому, по границам, которые имели чисто административное значение, как границы обычных областей и на самом деле никогда не предназначались для разделения, поскольку сама концепция СССР, как государства будущего, не предусматривала, что кто-то в здравом уме захочет из него выйти, а все нормы о «добровольном выходе» носили чисто декларативный характер, как, например, у штатов в США, у которых на бумаге еще больше свободы. Попробуйте вывести из США даже самые что ни на есть аннексированные территории, мигом окажетесь в местах не столь отдаленных. Установленные в результате Беловежских соглашений границы были столь же незаконны, как и сами соглашения и не могут ни в коем случае быть защищены принципом нерушимости границ. Тем более, что сам этот принцип был грубо попран странами Запада, признавшими «независимыми государствами» территории, образовавшиеся после разрушения СССР.

Тем, кто скажет, что СССР возник не совсем в соответствии с нормами права, существовавшими в 1917 году, отвечу, что я–то как раз полагаю, что возникновение СССР было абсолютно законным, исходя из всей концепции права и его смысла, в частности, исходя из права на сопротивление угнетению, имеющим свое латинское наименование «jus resistendi», поскольку оно берет начала еще в античном праве и закреплено, в том числе, и во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, в преамбуле которой сказано: «Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».

Таким образом, на мой взгляд, Великая Октябрьская Социалистическая Революция была законной реализацией права народа на сопротивление угнетению. Но, в любом случае, СССР был признан всеми без исключения государствами на Земле, а свою легитимность в глазах всего мирового сообщества добыл во время блокады Ленинграда, Сталинградской битвы, победы в Великой Отечественной войне, да так, что никто и никогда до Горбачева не смел ставить эту легитимность под сомнение, а границы Советского Союза были прочерчены кровью наших отцов и дедов.

Поэтому, законными границами России, на мой взгляд, следует считать общепризнанные границы СССР, те, которые были на момент разрушения нашей страны в 1991 году и те, которые закреплены в Конституции СССР 1977 года, которая, фактически, зафиксировала наивысшую точку в развитии нашей страны.  Для отрицания этих границы нет никаких ни правовых, ни политических оснований, кроме странных сочинений Беловежских соглашений.

В 1996 году попытка денонсировать Беловежские соглашения уже предпринималась, и даже Государственная дума 15 марта 1996 года большинством голосов приняла постановление «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР», пункт 3 которого гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное президентом РСФСР Б.Н.Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г.Э.Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР, — не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».

К сожалению, это постановление так и не получило развития и было торпедировано тогдашним Президентом РФ Борисом Ельциным. Более того, я помню, что Ельцин и его люди восприняли эту попытку очень серьезно и обсуждался вопрос о роспуске Государственной Думы и репрессиях в отношении оппозиции.  Поэтому Беловежские соглашения до сих пор живы, существуют и продолжают отравлять нам жизнь, оставаясь одним из серьезных камней преткновения на пути объединения наших народов.

Российская Федерация официально признана правопреемником Советского Союза, принявшим на себя все его обязанности и права, включая и место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Фактически, Россия является и наследником, да и правопреемником тоже, Российской Империи.

Существуют разные правовые обоснования нашей Специальной военной операции на Украине. На мой взгляд, одно из важнейших обоснований – выполнение воли народа, высказанной на референдуме о сохранении СССР – исторической России. И главным юридическим препятствием на этом пути являются Беловежские соглашения, на основании которых установлены границы государств, образовавшихся на месте СССР – исторический России. Денонсация Беловежских соглашений откроет путь к исторической справедливости и к мирному восстановлению исторического пространства единого государства, складывавшегося тысячелетие как усилиями народов, царей и генеральных секретарей, так и под влиянием объективных факторов. Уверен, путь восстановления нашего исторического пространства будет только мирным, так как ситуация на Украине является трагическим исключением, поскольку в силу размеров, экономического и военного потенциала и географического положения именно на эту территорию США сделали главную ставку как на «анти-Россию» и, увы, реализуют свой проект.

Да, США и их сателлиты заботливо и не жалея средств выращивали не только на Украине, но и на территориях других наших республик сепаратистов и русофобов. А мы 30 лет, практически, не занимались так называемым «постсоветским» пространством, а по сути территорией исторической России, надеясь, что у нас будут новые друзья в образе США и западных стран. Более того, мы подчеркивали и определяли свою «независимость» от Советского прошлого через признание этих территорий «независимыми государствами».

Эта линия оказалась полностью ошибочной и сейчас ситуация сильно изменилась. Очевидно, что США и государства – их сателлиты в ближайшей перспективе не будут нашими друзьями (что совершенно не отрицает необходимости поиска на территории этих государств наших потенциальных союзников – как это делал СССР). И мы, в условиях жесткого противостояния с США, больше не можем себе позволить игнорировать процессы, происходящие непосредственно у границ нынешней Российской Федерации. К счастью, есть все основания полагать, что нам и близко не потребуется ничего похожего на СВО по отношению к кому бы то ни было, кроме нынешней Украины, да и с ней так получилось только после прихода совсем уж невменяемого режима. Все другие республики неизбежно будут вовлечены в нашу орбиту в силу совершенно других, разных, но объективных причин – в силу географической близости, культурного взаимовлияния, экономической взаимозависимости, которая будет только нарастать, по мере снятия американского «намагничивание». Быть экономически, да и не только экономически близкими для нас всех объективно выгодно. Кроме того, очевидно, что влияние США и их сателлитов в регионе будет ослабевать, так как Россия и Китай будут гораздо активнее их выдавливать, как показавших свою полную враждебность и недоговороспособность.

Денонсация Беловежских соглашений должна стать Специальной юридической операцией по восстановлению исторической справедливости и получить силу закона. А почему о денонсации беловежских соглашений должны заявить именно коммунисты? Да потому что, кроме нас, это некому больше сделать.

г. Электросталь, Московская область.

Другие материалы номера