Да, семья – всегда основа всего, если для нее есть прочные тылы. Сегодня эти тылы очень трудно обрести – особенно молодежи, кому только еще предстоит построить свою жизнь. Это относится не только к тем молодым людям, семьи которых попали в разряд малоимущих и бедных – а, по статистике, таких больше 20 миллионов, – но и к тем, кому удалось найти хоть какой-то заработок. Ныне безработных среди молодежи на 90% больше, чем среди взрослых. Но даже если кому-то и посчастливилось трудоустроиться – например, после окончания школы, профучилища, вуза, платят гроши. Доходов едва хватает на еду – на одежду почти ничего не остается.
Внук моей знакомой, учительницы-пенсионерки, Юрий, окончив технический вуз, нашел работу в столице совсем не по специальности, но он и этому рад, так как в родном городе Пушкино, как и всюду, разгромлены промышленность и село – молодежи вообще ничего не светит. В лучшем случае предложат работу грузчиком на рынке или в магазине. Если повезет, возьмут охранником в частную фирму.
Почти 60% молодежи не могут найти сегодня работу не только в Пушкино, но и в других городах Подмосковья.
Оклад у Юры 25 тысяч рублей. И почти все эти деньги уходят на питание и дорогу – транспорт-то резко подорожал. За двухкомнатную квартиру, где прописаны 4 человека, платят родители, у которых тоже заработки небольшие. А если еще учесть, что постоянно идут накрутки на тарифы за свет, за газ, за вывоз мусора и прочие поборы…
У Юры есть девушка – назовем ее Ниной. Она приехала в Москву с мамой из глубинки, в которой для людей давно уже нет никакой работы. В столице девушка работу нашла, а ее мама устроилась продавцом на рынке. Обе живут на съемной квартире – и большую часть денег отдают за жилье. Молодые мечтают пожениться, создать семью, но приобрести на свои, и даже общие с родителями, доходы квартиру им не по карману – и страшно влезть в кабалу ипотеки на 10–15 лет. В таком же положении находится большинство молодежи, даже имеющей работу.
Власть же похваляется заботой о социальных лифтах – якобы ставки по ипотеке снижаются до 10%. И что это за «лифты»? Например, в США эти ставки равны 2,7%, во Франции – 3,1%, в Германии – 4,2%…
Вот и получается, что молодежь не может спланировать свою жизнь на долгое время, как и выбрать профессию – всё зыбко и ненадежно.
Согласно соцопросам, у половины молодежи планы лишь на 1–2 года, а у 27% – лишь на ближайшие месяцы. И только 23% молодежи не заморачиваются – им всё устроят богатые родичи. Хорошо известно, что сейчас без таких родичей – чиновников во власти, без наличия связей – всякого кумовства и блата – найти престижную работу невозможно. Если у тебя есть доступ – ты попадешь в касту везучих. Нет доступа – так и будешь прозябать, оставшись на обочине жизни.
И этих везучих отбирает сама власть, создавая для них «школы лидеров», «территории смыслов» и прочие форумы, участие в которых дает молодым возможность стать «успешными в карьерном росте». Это тебе не школы рабочего мастерства, передовиков и новаторов производства, которые создавались в советское время! В них тогда готовили настоящих мастеров.
Сейчас ты всё получишь, если только неожиданно выпадет такая удача. В противном случае ты – просто наймит труда. И никому нет дела до твоего успеха и профессионального роста. Молись, чтоб не закрыли твое предприятие, не лишили и этого небольшого заработка.
Чтобы быть успешным сегодня, надо стать менеджером или управленцем по блату или научиться грамотно «пилить бабло», отнимая бизнес у конкурента.
В этом и заключаются преимущества рынка перед коллективным трудом и сознанием?
Выходит, кто этого не понял, останется лузером, неудачником. И их сегодня пруд пруди!
А кто и нашел работу, то им господа – хозяева жизни, хозяева их рук и голов – отстегивают крохи от своих огромных барышей, кичась благодеянием. И эти «господа» могут в любую минуту выбросить вас за борт.
Целая армия молодых устраивается на работу лишь сезонно – понятно, опасаясь при этом заводить семью, вступать в брак. Они ограничивают себя случайными связями. И дома ребенка пополняются оставленными детьми. По соцопросам, из молодых семей, желающих иметь детей, позволить это себе могут лишь 30–35%. Остальные не могут – по экономическим соображениям. Если же ты в сфере частного бизнеса, то тут вообще никаких гарантий для тебя нет.
Из-за неустройства молодых семей в 2,5 раза увеличилось число разводов. 40% молодежи смотрят в будущее без всякой надежды, остальные хотят вообще удрать из страны, не видя для себя здесь никакой перспективы.
И все об этом знают, много пишут и разглагольствуют, а правительство и президент уже много лет убаюкивают граждан посулами национальных проектов, майских указов, созданием 25 миллионов рабочих мест…
Под пение о том, что хоть и не сразу, но всё идет к лучшему при бдительном рвении наследников ельцинско-гайдаровских реформ, продливших пенсионный возраст, увеличиваются и поборы с населения при полном минусе роста их пенсий и зарплат. Издаются новые законы и указы в защиту нуворишей-миллионщиков.
И при этом продолжается узаконенная гибель сел и деревень, множества малых городов, в которых люди трудились всю жизнь, обретали основу для крепкой семьи. Они получали здесь профессию, передавая навыки своим детям, внукам, правнукам, создавались целые рабочие династии.
Бесплатное жилье, лечебницы, санатории и профилактории, для детей – детские ясли и сады, пионерские лагеря с разнообразными кружками по интересам, туристические поездки по стране – всё это давалось в награду за доблестный труд.
За знаниями, высшим образованием никуда ехать не надо было – в своем городе были и профтехучилища, и школы ФЗУ, техникумы и институты. И создавались они на базе родных производств. И всё это сейчас порушено.
Еще в 2011 году Э. Набиуллина, в то время бывшая министром экономического развития, предрекала: в России, мол, избыток малых городов, и поэтому 15–20 миллионов человек могут оказаться не у дел.
«Избыток городов», которые складывались исторически? Да их в Подмосковье большинство. Основную рабочую силу теперь съедает Москва, которую бесконечно раздувают.
Сделали упор на развитие 12 городов-миллионников – они, как и столица, должны поглотить всю «избыточную» рабочую силу.
Но переезд в «рай» мегаполиса может позволить себе только немногочисленная местная «элита», большинство же в глубинке нищенствует по вине либерал-правителей. Взрослые кормильцы семей мотаются по стране в поисках хоть какого-то заработка. Теперь типичное понятие – «вахтовик». Но это семью не укрепит – только подкосит. «Кормильцы» пропадают надолго, а то и вообще исчезают.
Ясно, что при такой шаткой, неустроенной жизни никакого демографического роста, про который то и дело трещат правители, быть не может. Наоборот, только за 11 месяцев минувшего года смертность в России превысила рождаемость на 193 тысячи человек – об этом заявила на сессии Гайдаровского форума вице-премьер Татьяна Голикова.
Не уменьшается число наркоманов и алкоголиков в стране; высокие чиновники то и дело привлекаются по уголовным делам за взятки и расхищение казны; срываются планы сноса обветшалых и аварийных домов, коих в стране остается еще немало. И о каком тут росте демографии – повышении рождаемости – может идти речь?!
На этот счет у правительства и планов никаких нет – одно словоблудие с разных трибун!
В советское время для защиты семей, детей реализовывалось долгосрочное планирование. И даже после страшной войны в стране наблюдался прирост населения. Семьи получали социальную поддержку и от правительства, и в трудовых коллективах. Они обеспечивались беспроцентными ссудами на приобретение кооперативного жилья – оно для многих тогда было доступным. А для молодежи были МЖК – они сами себе строили жилье. Свадьбы и дни рождений праздновались не только в семье, но и в цехах, бригадах – в эти дни семьям оказывалась материальная помощь, а молодым за доблестный труд вручали ключи от новой квартиры.
Весь мир знал, что при коммунистах, которых ныне либерал-крикуны не перестают шельмовать, страна каждый год поднималась на новую ступень благосостояния. Сегодня же она опускается все ниже и ниже в рыночно-демократический омут.
Ощущая все «прелести реформ» на собственной шкуре, граждане всё чаще выходят на протесты, организуемые КПРФ, а вместе с ними и молодежь, нуждающаяся в справедливом настоящем и будущем. И не в лозунгах и декларациях, а в действительной, реальной жизни. Многие молодые люди, вступая в ряды Компартии, четко осознали, что без социализма Россия не сможет стать самой суверенной державой, целиком освобожденной от диктата мирового капитализма и глобализма.
Нынешняя власть вместе со своей едроссовской партией окончательно обанкротилась. А силы коммунистов и их сторонников не сломлены – наоборот, они всё увеличиваются. Это показали и прошлые выборы.
И надо, чтобы на сентябрьских выборах политика власти и «Единой России», антинациональная по своей сути, не получила бы никакой поддержки.