В топ-10 самых необходимых к школе товаров стандартно входят школьная и спортивная форма, одежда, учебные пособия, канцелярские товары, ранец и принадлежности для обучения. РИА Новости со ссылкой на экспертов сервиса объявлений «Авито» сообщило, что в среднем такой набор обходится семьям в 2619 рублей, что всего на 5% больше, чем годом ранее, однако, где эксперты нашли такие цены, не совсем понятно. И так вполне «взрослые» цены на детскую одежду к сезону взлетели, что называется, до небес: за одни только школьные брюки российского производства на мальчика в специализированном отделе московского ТЦ просят 2300–2900 рублей! Можно, правда, найти китайские в два раза дешевле, но, судя по опыту, это вариант практически одноразовый – точнее, до первой стирки, после которой наряд линяет и непредсказуемо «садится». Отдельная песня – ранец. Учебники, рабочие тетради (те же учебники, только потоньше), обычные тетради, канцелярия – для того, чтобы все это носить, нужен вместительный портфель, желательно с ортопедической спинкой. Цена на них начинается от 3000 рублей. Дороговато, но тут уж приходится выбирать, что будет страдать – спина ребенка или кошелек родителей.
Если ваша школа не требует какую-то особенную школьную форму, это уже можно назвать везением и фактором экономии семейного бюджета, однако сегодня весьма распространена практика, когда магазин, в котором форму надлежит покупать, определяет администрация учебного заведения. И выходит эта «фирменная» форма в несколько раз дороже, так как «ткани натуральные», «пошив эксклюзивный», коллекция «этого года» и так далее. О том, как изменились цены на школьную форму за два последних года, оставила отзыв на специализированном сайте Елена, мама третьеклассницы:
– Два года назад, когда дочка пошла в первый класс, нам форма в одной популярной фирме обошлась в 3420 рублей. В наш комплект входили: жилет за 720 рублей, юбка за 1090, сарафан за 1410 и 200-рублевый галстук. Дорого, но мы решили, что для качественной, прошедшей госстандарты школьной формы это вполне допустимо.
Но за два года фирма, что называется, вошла во вкус:
– Цены на те же самые вещи, которые мы покупали два года назад, в этом году составили: жилет – 1890 рублей, юбка – 1990, сарафан – 3570, галстук – 590 рублей. Итого: 8040 рублей – подорожало более чем в два раза! Плюс жилетов надо два – синий повседневный и красный парадный.
На одном из родительских форумов дотошные форумчане подсчитали, что на все про все выходит около 20 000 рублей. Таким образом, сбор одного ребенка в школу значительно превышает прожиточный минимум для взрослого населения. Подтверждают эту информацию и другие родители, недовольные ценами на школьную форму:
– Честно скажу, я недовольна совершенно заоблачными ценами фирмы, рекомендованной нашим лицеем, – поделилась мама двоих школьников. – Тут и так с трудом находишь средства, чтобы одеть ребенка к школе. А если, как у нас, в семье два ученика? Кредит брать, чтобы всех в школу собрать?
А ситуацией, кстати, вовсю пользуются ушлые представители как мини-кредитных организаций, производящих в конце лета массированную расклейку рекламных плакатов с лозунгом «Возьми кредит – собери ребенка в школу», так и крупных банков, на сайте одного из которых так и указано: «В наше время многие вынуждены брать кредит на то, чтобы собрать ребенка в школу, поэтому кредитные компании относятся с пониманием к таким ситуациям».
И это неудивительно: помимо неизбежных трат на приобретение формы и канцелярии особенностью новейшего времени является уже прямо-таки обязанность родителей на первом же собрании в сентябре скинуться на так называемые классные нужды, спектр которых весьма широк: от покупки цветов и подарков учителям и детям на различные праздники до ремонта классов и приобретения мебели. Как правило, такие сборы облегчают родительский кошелек еще на 3–5 тысяч рублей.
– Я, конечно еще ни разу не брала кредит на сборы в школу, но в этом году задумалась, потому что и так много платежей, а зарплата прежняя… увы, – описала свой опыт еще одна форумчанка, мама школьника, – причем покупается все в один месяц. А весной брать одежду и обувь бессмысленно, потому как дети за лето сильно вырастают. Я когда ребенком была, так мои родители кредит, чтобы в школу меня собрать, не брали! А мне теперь, видно, придется.
Итого, чтобы собрать в школу даже одного ребенка, сегодня нужна целая дополнительная зарплата жителя небольшого российского городка. Больше половины родителей говорят, что школьные траты плохо сказываются на семейном бюджете, и заставляют семьи брать в долг у родственников или в банках. Суровые цифры статистики гласят, что кредит на сборы ребенка в школу берет сегодня каждая пятая российская семья.
Впрочем, у семей с детьми, оказавшихся сегодня за чертой бедности, есть еще один прекрасный вариант собрать ребенка в школу, не прибегая к кредиту, – обратиться в партию «Единая Россия», которая в преддверии нового учебного года проводит всероссийскую акцию, явно приуроченную к выборам, которая так и называется – «Собери ребенка в школу»: правящая партия страны организует… пункты приема школьных принадлежностей от граждан, которые потом рассортирует в наборы и передаст детям из неблагополучных и малообеспеченных семей и детям-сиротам. У государства на детей, как всегда, денег нет.
В то время как Сирии Россия передает по 50 тысяч школьных портфелей с принадлежностями, баловать своих детей наша власть почему-то не спешит, вместо этого планируя ввести в 2020 году «стандарт качества формы школьника». Таким образом в российском Министерстве промышленности и торговли хотят положить конец поступлению некачественной школьной одежды на рынок: по данным экспертов торгово-промышленного ведомства, несмотря на высокую стоимость, в настоящее время только 20% производителей одежды для российских школьников выпускают продукцию, соответствующую всем необходимым нормативам.
Сами родители настроены скептически – они уверены, что стандартизация – лишь повод повысить цены на и так недешевые вещи:
– Ясно, что контролировать так будет можно только крупнейшие производства страны. А из Китая как ехал ширпотреб за три копейки, так и будет ехать. Люди, которые покупали форму дорогую, они продолжат ее покупать. А родители попроще (как мы помним из новостей, четверть детей у нас живут за чертой бедности) продолжат покупать скрипучие синтетические сарафаны за 400 рублей, – считает Анна, мать школьника.
Согласен с ней и отец двоих школьников, Павел:
– Что это несет – повышение качества формы? Да неужели? Скорее, это означает тучу проверок и комиссий на швейное производство. И вот еще что – начнут ли изымать из магазинов некачественную форму столь же яростно, как воюют с санкционным сыром? Вряд ли. Просто повесят на проверенную форму некий «Знак качества» и задерут цену вдвое.
В целом ситуацию, когда сумма затрат на подготовку школьника сопоставима с зарплатой взрослого члена семьи, сложно назвать нормальной. Для решения проблемы сегодня предлагают разные варианты: от самого простого – отказаться от формы как таковой, заменив общими требованиями к одежде, – до создания социальных магазинов для школьников, где форму можно было бы приобрести по очень любимым старшим поколением жителей нашей страны талонам (с таким предложением выступила, например, уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае Светлана Адаменко). С гораздо более интересным контрпредложением выступил соучредитель «Родительского комитета Ставрополья» Александр Джамбатов, заявивший в ответ, что расходы на форму должно взять на себя государство, которое эту форму и ввело. В противном случае это превращается в проблему прежде всего для социально незащищенных семей.