Судно строили на Балтийском заводе, который производит уникальные атомные ледоколы проекта 22220 («Арктика», «Сибирь», «Урал»). «Якутия» стала четвертым ледоколом серии.
Суда такого высокого ледового класса имеют для России стратегическое значение. Они нужны для изучения и освоения Арктики, для обеспечения безопасного, устойчивого судоходства в данном регионе, для увеличения перевозок по Северному морскому пути. Развитие Севморпути позволит стране полнее раскрыть свой экспортный потенциал и наладить эффективные логистические маршруты, в том числе в Юго-Восточную Азию. Первые два ледокола серии – «Арктика» и «Сибирь» – уже несут службу и на практике подтверждают свою эффективность. Ледокол «Якутия» планируется передать флоту в конце 2024 года.
В Якутии считают судно символом новой России, которая идет вперед, ломая лед угроз и санкций. Именно «Якутия» стал одним из мощнейших атомных ледоколов в мире. Судно заложили в 2020 году – тогда в Якутии этот день стал праздничным.
Длина ледокола «Якутия» – более 170 метров. Масса – почти 17 тысяч тонн. Высота судна от ватерлинии до грот-мачты после завершения всех работ составит 57 метров. Для сравнения: высота памятника «Рабочий и колхозница» в Москве – 58 метров. Скорость ледокола может достигать 40 километров в час, тогда как скорость ледокола «Ленин» не превышала 33,3 километра. Сквозь лед «Якутия» и другие ледокольные суда такого же класса движутся со скоростью 22 километра в час. Благодаря ледоколам объем перевозок на Севморпути в ближайшем будущем должен составить до 200 миллионов тонн. На судах проекта 22220 применяются безотходные технологии, что минимизирует выбросы в атмосферу Арктики и делает их безопасными для окружающей среды.
Атомный ледокольный флот России существует более 60 лет. Первый в мире атомный ледоход был спущен в 1959 году. Им стал знаменитый ледокол «Ленин». До появления судов проекта 22220 самым мощным ледоколом считалась советская «Арктика».