В законотворческом портфеле палаты 1311 законопроектов, из них 244 – приняты в первом чтении, 4 – прошли второе чтение, есть основа.
Сессия продлится всего 4 месяца, но она будет напряженной. Предстоит работа над бюджетом на следующую трехлетку, над законами по реализации Послания президента и национальных проектов.
Володин заговорил о качестве законотворчества: оказывается, не все законы эффективны. Например, 109 законов из 325, принятых в весеннюю сессию, грешат обилием отсылочных норм. «Это неправильно, мы уходим от принятия законов прямого действия», – самокритично отметил Володин.
Но дело не только в отсылках. Немало законов трудно применимых на практике, а то и вообще беспомощных. Например, в 2016 году была обновлена та часть Лесного кодекса, которая должна защищать лес от пожаров. А что на практике? Кодекс есть, а леса горят.
Все понимают, что качество законов заключается, прежде всего, в том, как они способствуют улучшению жизни граждан. К сожалению, принимаемые Госдумой законы нацелены в основном на становление рыночных, коммерческих отношений во всех сферах экономики, а качество жизни граждан отодвинуто на задний план. Потому и растет в стране число нищих, безработных, больных, здравоохранение – в упадке, в образовании – неразбериха, смертность превышает рождаемость, регионы закредитованы, из 85 субъектов РФ – только 13 доноры, остальные – реципиенты.
Впрочем, Володин не слишком углублялся в грустные подробности и быстро переключился на бюджет-трехлетку, который будет рассматриваться в октябре. И тут нельзя подкачать, от качества будущего финансового плана зависит многое. Однако, подчеркнул спикер, верстая бюджет на 2020–2023 годы, «не следует сводить всё к объемам финансирования, к статьям бюджета, к стройкам, к объектам». Правильнее будет поговорить «о создании условий для реализации в регионах программ государственно-частного партнерства, инвестиционных проектов». Сейчас бизнес не участвует в строительстве предприятий, в развитии регионов. Так вот, рекомендовал думцам Володин, нужно создать условия для вовлечения бизнеса в эту деятельность. Он давал понять, что бюджет надо экономить, и регионам лучше искать инвесторов.
Иную точку зрения изложил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. В очередной раз он заявил, что бюджет должен быть не менее 25 трлн рублей, что позволит полноценно профинансировать здравоохранение, образование, науку, производственный сектор. Нужно обязательно выделить 200 млрд рублей на программу устойчивого развития села, поднять прожиточный минимум до 25 тыс. рублей, заложить средства для закона о «детях войны», на бесплатные стакан молока и горячее питание школьникам. Но прежде, заявил Зюганов, необходимо выделить деньги на нацпроекты. До сих пор из 71 программы по нацпроектам, 40 не получили ни копейки. На программу по повышению производительности предприятий направлено всего 17% от нужной суммы, а на «цифровую экономику» – всего 8%. «Это полное безобразие! – возмущался Геннадий Андреевич. – Президент говорит, что надо выходить на мировые темпы развития, занять свое место в пятерке высокоразвитых стран, а у нас важные программы не получают средств».
И это при том, что средства в стране есть. «Мы сидим на горе денег, – утверждал Зюганов. – У нас сегодня профицит бюджета 2 трлн рублей, из них 1 рубль остается дома, а 7 рублей прячется у тех, кто накладывает санкции на Россию. В нашем Фонде национального благосостояния – 7,8 трлн рублей, золотовалютные резервы – 530 миллиардов. Банки пухнут от денег. Кто нам не дает принять исчерпывающие решения по целому ряду вопросов, которые перезрели?».
Притихшие единороссы не возражали Зюганову. Просто они, включая и первых лиц, знают, что никто им не позволит использовать имеющиеся триллионы. А потому в ответ на конкретные инициативы им, конституционному большинству, придется выкручиваться, придумывать нелепые отговорки, юлить и отклонять проекты, которые нужны людям, стране. Такая задача у «ЕдРа» – строить капитализм любой ценой, пусть даже ценой вымирания своего народа.
Главный либерал-демократ Владимир Жириновский прогнозирует, что отток людей с Дальнего Востока не прекратится. Ипотечные кредиты под 2%, бесплатный гектар – это полумеры. Людям нужна работа, а в Приморье безработица, нужна зарплата стабильная и высокая, нужна возможность регулярно ездить-летать на материк и уверенность в завтрашнем дне. ЛДПР, по словам Жириновского, предлагала всеобъемлющий законопроект, но правящая партия его отвергла.
Руководитель справроссов Сергей Миронов изложил предложения своей фракции. Первое: «надо отменять муниципальный фильтр для парламентских партий при выдвижении кандидатов в представительные и исполнительные органы власти». Миронов также призвал думцев вернуться к жилищному законодательству и снизить предельно допустимую долю по уплате коммунальных платежей до 15% от дохода семьи, сейчас она составляет 22%, отменить транспортный налог, повысить пособия на детей от 1,5 до 3 лет, распространить на всех граждан РФ снижение процентной ставки на ипотечные кредиты. Миронов вспомнил о дореформенных вкладчиках: «РФ рассчиталась по внешним долгам, теперь пора отдавать долги внутренние – долги советским вкладчикам. В 1992 году у людей забрали их трудовые накопления и за 27 лет не удосужились их отдать. Предлагаем ежегодно в каждом текущем бюджете предусматривать средства на выплату 2,5% от общего долга. Все законопроекты подготовлены», – подчеркнул Миронов.
Думские лидеры дали оценку прошедшим региональным выборам. Единороссы, жириновцы и справроссы оценили их в основном положительно. У коммунистов множество претензий: низкая явка, грязные технологии, применение адмресурса назначенными врио губернаторов, скандалы, связанные со снятием представителей КПРФ с выборной гонки, не везде была возможность проверить правильность подсчета голосов, наблюдались подвозы, попытки вбросов бюллетеней, применялись даже уже подзабытые технологии в пользу «своих», что коммунисты связывают с деяниями заместителя главы президентской администрации С. Кириенко.