Трудно представить систему более грязную или прогнившую, чем та, которая угрожает уничтожить большую часть жизни на нашей планете – только ради того, чтобы Америка могла каким-то образом выиграть Третью мировую войну.
Эй, взбодритесь! Посмотрите, какая красота! Я говорю о новейшем американском «бомбардировщике-невидимке» B-21 Raider, только что представленном во всей красе компанией Northrop Grumman, которая его производит. С его поразительной формой крыла летучей мыши и способностью произвести очень большой взрыв (как и подобает ядерному оружию). Это наш собственный «бомбардировщик будущего». Как сказал министр обороны Ллойд Остин на церемонии представления, он «повысит способность Америки сдерживать агрессию и сегодня, и в будущем».
И пока мы живем в этом мире, в нашем безумном (с гарантированным взаимным уничтожением) мире, позвольте этой картине, этой своеобразной форме безумия, предполагающей возможный конец всего на планете Земля, проникнуть в вашу душу. Как отставному офицеру военно-воздушных сил это очень живо напомнило мне мою прежнюю службу и старый девиз Стратегического авиационного командования (SAK): «Мир – наша профессия». Возглавляемое в самые наши гордые годы печально известным генералом Кёртисом Лемеем (Кёртис Лемей – генерал ВВС США, во время Второй мировой войны планировал и проводил массированные бомбардировки японских городов, после войны командовал ВВС США в Европе, а также курировал организацию воздушного моста для снабжения блокированного советскими войсками Западного Берлина. Во время Карибского кризиса выступал за ядерную бомбардировку СССР), это командование обещало обеспечить нам мир через угрозу полного ядерного уничтожения врагов Америки.
SAK долгое время контролировала две «ноги» ядерной триады США: бомбардировщики наземного базирования и межконтинентальные баллистические ракеты, или МБР. Во времена холодной войны эти Титаны (Titan), Минитмены (Minutemen) и Пискиперы (МХ Peacekeeper) находились в постоянной боевой готовности, готовые в любой момент уничтожить большую часть планеты. Не имело значения, что и наша страна, скорее всего, была бы уничтожена в любой войне с Советским Союзом. Важно было оставаться на вершине этой ядерной пирамиды. Сопутствующим преимуществом было предотвращение выхода из-под контроля обычных войн за счет угрозы ядерной альтернативы или, как говорили в то время, «перехода в ядерный мир» (в эпоху Байдена это стало обозначаться словом «Армагеддон»).
К счастью, после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году мир не стал больше «ядерным». И тем не менее вооруженные силы Соединенных Штатов продолжают с помощью производителей оружия, таких как Northrop Grumman, пробиваться по этому пути прямиком к Армагеддону. Когда-то абсурдность всего этого была запечатлена шедевром Стэнли Кубрика, сатирическим фильмом 1964 года «Доктор Стрейнджлав», в котором была показана «военная комната», в которой не было боевых действий, хотя ее обитатели наблюдали за ядерным «Судным днем». К сожалению, этот фильм по прошествии более 60 лет все еще кажется устрашающе актуальным в мире, где нет Советского Союза, но где угроза ядерной войны, тем не менее, становится все реальнее. Почему это происходит?
Простой ответ заключается в том, что лидеры Америки, похоже, испытывают коллективное желание смерти и готовы использовать самое жестокое и катастрофическое оружие… «во имя мира».
В ядерной триаде нет ничего святого. Тем не менее американская армия и ВПК поклоняются ей в своей обычной очень дорогостоящей манере. Триада Америки состоит из бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие (B-52, B-1, B-2, а когда-нибудь и B-21), межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и третьей, самой живучей, «опоры» – ракет «Трайдент» ВМС США, запускаемых с подводных лодок. Ни у одной другой страны нет столь впечатляющей триады (если это можно так назвать), и ни одна другая страна не планирует потратить до двух триллионов долларов в течение следующих трех десятилетий на ее модернизацию. ВВС, конечно же, контролируют первые две ветви этой триады и не собираются отказываться от них только из-за того, что они избыточны для обороны Америки (учитывая еще и упомянутые подводные лодки) и в то же время представляют угрозу для жизни на этой планете.
Недавно, когда ВВС представили последний бомбардировщик B-21 Raider, способный нести ядерное оружие, мы узнали, что он очень похож на своего предшественника, B-2 Spirit, формой, напоминающей летучую мышь (известной как «летающее крыло»), и построен по стелс-технологиям, делающим его невидимым для радаров. ВВС планируют купить «не менее» 100 таких самолетов по прогнозируемой цене примерно в 750 миллионов долларов за каждый. Учтите, однако, одну вещь: с неизбежными задержками и перерасходом средств, связанными с любым высокотехнологичным военным проектом в наши дни, стоимость машины, вероятно, превысит один миллиард долларов за самолет, или 100 миллиардов долларов наших налогоплательщиков за весь проект (а возможно, даже и все 200 миллиардов).
Четыре года назад, когда я впервые написал о B-21, его предполагаемая стоимость составляла 550 миллионов долларов, но вы знаете истории такого рода, верно? Например, F-35 изначально должен был стать недорогим многоцелевым истребителем. Поколение спустя, по собственному признанию ВВС, теперь это ошеломляюще дорогой «Феррари» среди самолетов, сексуальный на вид, но с большими недостатками. Естественно, B-21 рекламируется как многоцелевой бомбардировщик, способный нести как «обычные» неядерные боеприпасы, так и термоядерные, но главная причина его существования – предполагаемая способность точно поражать цель ядерными бомбами даже без актера Слима Пикенса (играющего роль камикадзе Майора Конга, летящего к цели на водородной бомбе в фильме Кубрика «Доктор Стрейнджлав»).
Основные аргументы в пользу дорогих ядерных бомбардировщиков заключаются в том, что их можно использовать, чтобы «продемонстрировать решимость», потому что, в отличие от ракет, при необходимости их можно возвращать (по крайней мере, мы надеемся на это). Правда, такие аргументы, возможно, имели еще смысл в 1950-х и начале 1960-х годов, до того, как МБР и их эквиваленты с подводных лодок стали полностью зрелыми технологиями. Но сегодня эти бомбардировщики – одна сплошная чепуха. Если обладающие ядерным оружием страны, такие как Россия и Китай, уже невозможно сдерживать сотнями ракет с тысячами высокоточных ядерных боеголовок, находящихся в распоряжении Америки, то их не сдержат несколько десятков или даже 100 новых бомбардировщиков-невидимок В-21, несмотря на всю недавнюю шумиху вокруг них в голливудском стиле.
Но логика здесь есть. Здесь важно то, что у ВВС есть бомбардировщики с ядерными бомбами со времен тех первых модифицированных B-29, которые сбросили «Малыша» и «Толстяка» на Хиросиму и Нагасаки, и наши генералы просто не собираются отказываться от них. Никогда. Между тем для создания любой сложной системы вооружения, такой как B-21, наверняка будут задействованы десятки тысяч рабочих (уже есть 400 поставщиков комплектующих для B-21, разбросанных по 40 штатам, чтобы обеспечить любовь до гроба большинства представителей Конгресса). Это также любимейшая игрушка для многих американских торговцев смертью, особенно для ведущего военного подрядчика, Northrop Grumman.
Один читатель в моей колонке Bracing Views, ветеран Вьетнама, попал в яблочко, когда описал свою реакцию на представление B-21:
«Что меня поразило в самое сердце (слава Богу, у меня отличный кардиостимулятор), так это самоуверенная, почти снисходительная манера поведения министра обороны, голливудская постановка и освещение, полное пренебрежение к тому, что зрителю могут быть нанесены серьезные когнитивно-эмоциональные травмы, не говоря уже о том, что он увидит настоящий бомбардировщик и его боевую нагрузку. Добавьте к этому невероятную стоимость и невероятные деньги налогоплательщиков, которые уйдут на сами бомбардировщики и всю их инфраструктуру. Бомбардировщики, которые никогда не могут быть использованы в реальности, или, если они будут использованы, то произведут неисчислимые разрушения на планете и гибель миллионов людей. И все ради того, чтобы попытаться превратить приходящую в упадок, шатающуюся империю под названием Америка в некую эффективную «социал-демократию».
Социал-демократию? Отбросьте эту мысль напрочь. Экономика США поддерживается только милитаризованным кейнсианством, полностью одобряемым Конгрессом и любой администрацией в Белом доме. Так что, какими бы ненужными ни были эти бомбардировщики, как бы ни росла их стоимость, они, скорее всего, будут созданы. Вы можете увидеть их летающими над стадионом рядом с вашим домом, возможно, в 2030 году – если, конечно, мы все доживем до того времени.
Помимо того, что ВВС покупают новые бомбардировщики-невидимки на ваши налоговые доллары, они также планируют закупить еще и межконтинентальные баллистические ракеты нового поколения (или «наземное стратегическое средство сдерживания» на новоязе), для установки в ракетных шахтах в наших полях и садах в таких сельских штатах, как Монтана, Небраска, Северная Дакота и Вайоминг. У наших ВВС есть межконтинентальные баллистические ракеты с 1960-х годов. Примерно тысяча из них (хотя наши ВВС изначально запрашивали 10 тысяч) находились в состоянии повышенной готовности вплоть до 1980-х годов. Сегодня численность МБР меньше, но их содержание становится все более дорогим из-за их возраста. Они также становятся излишними, благодаря более неуловимым и живучим средствам ядерного сдерживания морского базирования, имеющихся у ВМФ. Но, опять же, логика здесь ни при чем. Нужны они или нет, но ВВС хотят иметь эти новые ракеты наземного базирования точно так же, как и бомбардировщики-невидимки В-21, а Конгресс горит желанием финансировать их от вашего имени.
Так же, как цена проекта B-21 будет начинаться со 100 миллиардов долларов (но, вероятно, намного превысит эту сумму), новые межконтинентальные баллистические ракеты, известные как Sentinel, оцениваются в 100 миллиардов долларов. Это напоминает старую поговорку (слегка обновленную): 100 миллиардов здесь, 100 миллиардов там, и очень скоро вы заговорите о реальных деньгах. Несмотря на вопиющий двойной провал, компания Northrop Grumman снова стала ведущим подрядчиком, недавно открыв предприятие стоимостью 1,4 миллиарда долларов для разработки новой ракеты в Колорадо-Спрингс, недалеко от Академии ВВС и различных других объектов ВВС и космических сил. Какая локация!
Зачем же нам такая ядерная глупость? Причины, разумеется, обычные. Производство ракет для осуществления геноцида создает рабочие места. Это великое благо для военно-промышленной составляющей спайки «ВПК-Конгресс». Это считается «полезным» для жителей тех сельских общин, где будут размещены эти ракеты, общин, которые пострадают экономически, если базы ВВС будут демонтированы или выведены из эксплуатации. Для наших ВВС сверкающие новые межконтинентальные баллистические ракеты являются золотым бюджетным дном, помогая гарантировать, что настоящий «враг» – я имею в виду ВМС США – не получит монополию на смертоносное оружие.
Ожидайте, что в ближайшие десятилетия эти ракеты Sentinel («Стражи») будут высажены на полях, далеких от того места, где живет большинство американцев. При этом наша администрация будет руководствоваться тем принципом, что если их держать вне поля общественного зрения, то они как бы исчезнут из виду. И все же я не могу отделаться от мысли, что американские военные, «сажая» их там, готовятся к тому, что единственным их урожаем может быть массовая смерть людей.
Как, несомненно, сказал бы Альфред Нойман из журнала Mad: «Чего это я так волнуюсь?» О, этот безумный старый мир, в котором было столько ядерного оружия! А на самом деле меня поражает то, что состав ядерного оружия Америки не сильно изменился с 1960-х годов. Такая настойчивость относительно предполагаемого конца света должна о чем-то говорить, но о чем именно? Ведь мало кто из нас может представить дивный новый мир без ядерного оружия, предназначенного для геноцида.
В 1986 году президент Рональд Рейган и советский лидер Михаил Горбачев действительно почти сделали это. Фактически они были близки к заключению соглашения об уничтожении ядерного оружия. К сожалению, Рейган не захотел отказываться от своей мечты о ядерном космическом щите, тогда широко известном как «Звездные войны» или, более формально, как Стратегическая оборонная инициатива. К сожалению, после Рейгана все президенты США вообще придерживаются курса на ядерное оружие. Больше всего разочаровывает то, что нобелевский лауреат премии мира Барак Обама говорил о ликвидации атомного оружия только для того, чтобы потом быстро отказаться от этой цели.
Если «святой» Рейган и «святой» Обама не смогли этого сделать, то какая надежда может быть у простых американцев на прекращение нашего сегодняшнего ядерного безумия? Что ж, если процитировать настоящую католическую активистку движения за мир Дороти Дэй: «Наши проблемы проистекают из того, что мы принимаем эту грязную, прогнившую систему». Трудно представить систему более грязную или прогнившую, чем та, которая угрожает уничтожить большую часть жизни на нашей планете только ради того, чтобы наша страна могла каким-то образом выиграть третью мировую войну.
Послушайте, я знал летчиков, которые пилотировали ядерные бомбардировщики. Я знал ракетчиков, отвечавших за боеголовки, способные убить миллионы людей (если бы они вообще были бы когда-либо запущены). Мой брат охранял шахты межконтинентальных баллистических ракет, когда он был полицейским службы безопасности в Стратегическом авиационном командовании. Я сам сидел в центре предупреждения о ракетном нападении ВВС в Шайенн-Маунтин под 600 метрами твердого гранита, пока мы проводили компьютеризированные военные игры, которые закончились чем? …Да, взаимно гарантированным уничтожением – тем самым MAD. Мы, по крайней мере каждый по отдельности, не были сумасшедшими. Мы выполняли свой долг, следовали приказам, готовились к худшему и (во всяком случае, большинство из нас) надеялись на лучшее.
Совет: не ищите в этой кошмарной системе тех, кто ее изменит, в то время как наши избранные представители являются частью того самого военно-промышленного комплекса, который поддерживает это безумие. Только бдительные и знающие граждане, обладающие реальной свободой, могли бы остановить это, действуя на благо человечества. Но сделаем ли мы это когда-нибудь?
«Как страна мы катимся назад», – напоминает мне моя жена, и я боюсь, что она права. Она резюмировала шумиху вокруг недавней презентации B-21 следующим образом: «Давайте восхитимся машиной для массового убийства».
Мне кажется, что коллективно мы можем оказаться на грани возврата к кошмарному прошлому, когда мы жили в страхе перед ядерной войной, которая убьет всех нас, больших и малых, и особенно самых маленьких, наших детей, которые действительно являются нашим будущим.
Я боюсь того, что мы уже привыкли к культуре массовой смерти и больше уже не можем воспринимать эту культуру адекватно. Я говорю это с большой грустью как американский гражданин и человек.
Или это уже не важно? Ведь по крайней мере некоторые из нас, американцев, получат прибыль от создания новых сверхдорогих бомбардировщиков-невидимок и новых сверкающих ракет, гарантируя, что грибовидные облака появятся только где-то в нашем коллективном будущем. Разве не в этом смысл жизни?
Уильям АСТОР,
полковник ВВС США в отставке,
профессор истории
The Nation (США)