Я уже писал, что в Нигерии сейчас идут массовые протесты против навязывания гражданам страны цифровой валюты Центрального банка (CBDC) eNaira. До сих пор властям удавалось навязывать использование цифровой валюты лишь 0,5% взрослого населения страны.
Официально новые деньги CBDC введены всего в нескольких странах и юрисдикциях (Нигерия – самая крупная из них). В то же время, по данным Банка международных расчетов (БМР), центробанки примерно сотни стран либо изучают возможность введения CBDC, либо уже готовятся к ее введению и реализуют пилотные проекты. Среди наиболее «продвинутых» мы видим КНР, Швецию, Индию. С небольшим отставанием от них следуют США, страны еврозоны (Европейский центральный банк), Казахстан, Россия. В нашей стране с 1 апреля запущен пилотный проект цифрового рубля (в проекте участвует 13 банков).
Как относится ко всему этому народ? Признаков поддержки нет нигде. Массовых протестов, подобных нигерийским, пока тоже нигде не зафиксировано. Преобладает индифферентное отношение. Сознательная оппозиция в обществе представлена, как правило, всего несколькими процентами населения. Однако почти во всех странах есть политики, которые активно выступают против CBDC. И порой добиваются побед на этом фронте.
Одним из таких политиков является губернатор штата Флорида Рон Десантис, который готовится к выборам в президенты США в 2024 году. Этот политик-республиканец находится в жесткой оппозиции к администрации президента Джо Байдена по многим вопросам. В том числе по вопросу введения в США цифрового доллара.
В апреле 2021 года глава ФРС США Джером Пауэлл заявил о возможности запуска цифрового доллара. А в январе 2022 года на сайте ФРС появился документ Money and Payments: The U.S. Dollar in the Age of Digital. Transformation, подтверждающий работу в этом направлении. Судя по многим признакам, подготовка цифрового доллара ускоряется, чтобы наверстать отставание от Пекина, который уже в следующем году от пилотных проектов планирует перейти к полномасштабному введению цифрового юаня.
Десантис, ставший губернатором Флориды в 2019 году, выступает против идеи цифровой валюты, контролируемой государством. В начале марта он инициировал подготовку в своем штате законопроекта о запрете CBDC.
«Сегодняшнее заявление [о начале подготовки законопроекта] защитит потребителей и предприятия Флориды от безрассудного принятия «централизованного цифрового доллара», который задушит инновации и будет способствовать слежке, санкционированной правительством. Флорида не встанет на сторону экономических центральных планировщиков; мы не будем проводить политику, которая угрожает личной экономической свободе и безопасности», – сказал губернатор.
Многие законодатели Флориды согласились с Десантисом. «Это предложение продолжает успешный опыт губернатора, выступающего против чрезмерных мер федерального правительства, – сказал генеральный директор Foundation for Government Accountability Таррен Брэгдон. – На наших деньгах написано: In God We Trust. Цифровая валюта центрального банка меняет это на In Government We Trust. Это неправильно, и я благодарен губернатору за то, что он продолжает сопротивляться вышедшей из-под контроля бюрократии округа Колумбия».
Все начинания губернатора поддерживает глава финансового департамента штата Джимми Патронис: «Губернатор Десантис опережает всех, когда речь идет о защите прав личности. Цифровая валюта Центрального банка является краеугольным камнем федерального правительства, которое может отслеживать каждую транзакцию, происходящую в мире… Не было бы частной жизни, а если бы не было частной жизни, не было бы и прав. Точно так же, как Флорида борется с IRS [Налоговая служба США], мы должны бороться с этой программой. Так мы защищаем свободу, свободу и процветание».
Примечательно, что разработчики определили CBDC как цифровую валюту, которая одобрена правительством. В этом смысле частные цифровые валюты также могут подпасть под действие готовящегося документа.
27 марта комиссия палаты представителей, готовившая законопроект, проголосовала за него 15 голосами против 5. Процесс еще не закончен, предстоит голосование в нижней и верхней палатах легислатуры штата, но эксперты уверены, что документ будет принят и подписан Десантисом. Рассматриваемый законопроект схож с другим документом, который был недавно инициировал Десантис и который поддержан легислатурой штата. Речь идет о приостановке действия на территории штата стандартов ESG (экология, социальная сфера, корпоративное управление). Как неоднократно говорил Десантис, стандарты ESG и CBDC – одного поля ягоды. Это повестка «элиты Давоса», стремящейся всех загнать в цифровой концлагерь и сделать рабами. Десантис рассчитывает, что к его инициативе по блокировке цифрового доллара и других CBDC присоединятся все «красные» штаты (т.е. штаты, где во власти преобладают республиканцы). В прошлом месяце в США был создан альянс «красных» штатов (из 19 штатов) на почве неприятия стандартов ESG.
Противникам CBDC кое-что удается сделать и в других странах. Как я отметил, Индия относится к группе «передовиков» в деле продвижения CBDC. Там уже идет тестирование в розничном сегменте как минимум в 15 индийских городах. Под давлением общественности в парламенте Индии готовится законопроект, согласно которому людям гарантируется конфиденциальность при использовании цифровой рупии. Гарантия зыбкая, но хоть что-то. Вот и ЕЦБ, занимаясь проектом цифрового евро, обещает, что анонимность и конфиденциальность транзакций с использованием CBDC будет обеспечена.
Впрочем, общественные активисты Европы этим обещаниям не верят. Периодически в Старом Свете проводятся пикеты и демонстрации против цифрового евро. Довольно массовые протесты были зафиксированы в феврале в Нидерландах.
В Великобритании Банком Англии готовится цифровой фунт стерлингов. Один из правозащитных центров Великобритании под названием Совет по налоговой реформе (Tax Reform Council, TRC) с середины февраля начал кампанию под лозунгом «Сохраним конфиденциальность, остановим CBDC». Эксперты TRC назвали электронную валюту «беспрецедентным вторжением налоговых органов» и предупредили, что ее внедрение позволит правительству легко отслеживать информацию о каждой транзакции в централизованной бухгалтерской книге. И может окончательно уничтожить и без того до предела ослабленный общественный контроль над органами власти.
Валентин КАТАСОНОВ, профессор