На берегах Енисея в селе Овсянка, что в 20 км от Красноярска, разворачивается настоящая социальная драма. Два десятка пенсионеров объединились и полны решимости отстоять свои гаражи, которые ставили на живописном берегу могучей реки еще на закате советской эпохи. Обыватели приспособили свои мини-ангары для хранения рыбацких снастей. Большинство из них хранят здесь лодки, весла, удочки – все то, что так необходимо в разгар рыболовного сезона.
Как гром среди ясного неба в прошлом году прилетела новость о том, что строения, простоявшие на берегу Енисея не один десяток лет, незаконны и подлежат сносу. Крепко призадумались тогда бывалые рыбаки. «Как же так, нас под снос, а где справедливость?» – задаваясь таким вопросом, они указывают рукой на местных богачей, их высокие заборы, уходящие в воду.
Прокуратура требует снести старые постройки пенсионеров, а рядом владельцы новых коттеджей застроили весь берег.
– Мы тут живем, вот прямо напротив. Всю жизнь. Старожилы мы, – пенсионерка Александра Степановна Зотина снимает засов с ворот гаража. Он стоит на красивом, чистом берегу Енисея. – Вон там наш огород, и вот здесь внутри лодка. Есть у нас права, документы на лодку. А возможность выехать на Енисей отбирают. Это же невыносимо так будет жить! Мы стараемся соблюдать все правила и делать всё как положено.
Внутри, помимо металлической рыбацкой моторки, полно вещей, которые люди обычно хранят в гаражах. На поляне соседствуют еще 23 постройки самого разнообразного вида: чуть покосившиеся и ржавые, все в заплатках, другие – просторные, свежевыкрашенные. Кто-то приспособил под бытовые нужды транспортный контейнер, а некоторые даже выстроили маленькие деревянные избушки. Соседи по импровизированному гаражному кооперативу – в основном пенсионеры. Для них это огромная и очень важная часть привычной жизни. Большинство хозяев разномастных построек – местные. Хозяйство и быт на берегу реки они вели всегда.
– Вот я здесь с 1975 года, – рассказывает владелец деревянной избушки Валерий Фокин. – Я тогда в тайге охотился и привез оттуда избу, поставил ее здесь. А потом ребята тоже потихоньку начали делать теплушки, как мы их называем. Когда приходим порыбачить, зимой холодно, зайдешь в эту избушку, чаю попьешь. Вот так у нас тут всё организовано.
– И у меня вот просто избушка. Рядом песочница построена. Чисто просто под отдых. Как видите, ни лодок, ни рыболовных сетей нет. Только удочки. Приезжаю сюда с ребятишками и с внуками, отдыхаем здесь, – рассказывает его сосед.
– Мы не браконьеры. Когда действует запрет, на Енисей не выезжаем. А после него, конечно, рыбачим. Ездим купаться на протоку, – поддерживает разговор еще один хозяин гаража Александр.
Два года назад над рыбаками сгустились тучи. Несколько теплушек, оборудованные печками-буржуйками, стали раздражать соседку-огородницу. Бывшая директор местной овсянкинской школы №7 Любовь Андреева сначала лично выходила на разборки с лодочниками, а следом подключила и прокурора.
– Говорила, от нас дым идет, а у нее в огороде из-за этого не растет морковка! – жалуется рыбак.
– А потом она и вовсе пошла в прокуратуру Дивногорска, написала, видимо, там заявление на нас, – подхватывает владелец соседнего гаража, пенсионер Геннадий Вениаминович Тузов. – Мы осенью приезжаем, а на воротах у каждого объявления приклеены: «Явитесь на суд».
Оказалось, что старожилы поставили свои гаражи менее чем в 20 метрах от Енисея, тем самым нарушили границы береговой полосы общего пользования. Согласно Водному кодексу Российской Федерации, береговыми полосами могут беспрепятственно пользоваться любые лица для передвижения и пребывания около них, в том числе для любительской рыбалки, причаливания лодок, парусников, иных плавучих средств. Кроме того, постройки оказались не узаконены. Их самовольно установили на муниципальной земле.
Пенсионеры, оправившись от шока, сплотились, и твердо решили бороться до победного за свои гаражи. Адвокат, который сейчас представляет их интересы в дивногорском суде, присутствовал уже на нескольких заседаниях. Природоохранный прокурор снова вернулся на злополучный берег и в очередной раз стал замерять, уже в присутствии пенсионеров, ширину береговой линии и соблюдение водоохранной зоны.
– Они тут и вручную делали замеры от воды до гаражей, потом через спутник смотрели расположение линий. После всех этих замеров и съемок 22 мая должен состояться суд, – говорит Тузов. – Но вообще вся эта ситуация… Я не знаю, почему претензии к нам. Кому эти гаражи мешают и кому вообще люди мешают? Владельцы гаражей признают неудобный для них факт: постройки действительно самовольные. Но ради сохранения гаражей они готовы исполнить все требования закона: взять землю под ними в аренду, исправно за нее платить, а сами гаражи при необходимости отодвинуть от русла на допустимое расстояние.
– Мы понимаем, что гаражи наши не узаконены. Я обращался к главе администрации города Дивногорска Сергею Егорову с письмом, чтобы нам эту землю выделили под аренду. Мы готовы платить деньги, всё как положено. Дивногорскому бюджету эти деньги лишними-то не будут, – убежден Геннадий Тузов.
Пенсионеры обратились в муниципалитет с просьбой зарегистрировать постройки и выделить участки земли под ними в аренду. В муниципалитете отказали, сославшись на статью Земельного кодекса, в которой регламентированы правила размещения нестационарных объектов на государственной земле, а также на постановление правительства Красноярского края, которое гласит, что городские округа самостоятельно устанавливают схемы размещения гаражей.
– Я в интернете посмотрел, что это за документы такие, так ничего и не понял. И никто мне объяснять не стал. Отписку нам кинули, и всё, – уверен Александр.
Поляна, на которой стоят гаражи, – одно из немногих в Овсянке благоустроенных мест для общественного отдыха. И, главное, свободное для посещения. Гаражи стоят у основания поляны, впритык к огородам и частным домовладениям. Владельцы сооружений не выгоняют приезжих отдыхающих, напротив, следят за чистотой и даже украсили территорию саженцами кедров.
– Летом, когда тепло, когда солнце, вода прогреется, приезжают сюда с ребятишками: внучатами, правнучатами. Все отдыхают. По сути, это зона отдыха летом, – говорит Геннадий.
– Я считаю, если нас отсюда уберут, эту землю обязательно будут использовать богатенькие какие-нибудь. Потому что поляна хорошая для отдыха. Шлагбаум поставят, и мы здесь будем за денежку ходить. А сейчас из Красноярска, из Дивногорска, из Овсянки все приезжают, отдыхают, и, как видите, ни мусорных баков, ничего нет. Следят здесь за чистотой, вот, наши ветераны, – добавляет Александр.
Двадцать лет назад в силу живописности местного колорита старая астафьевская Овсянка расцвела и со временем превратилась в элитный поселок. На берегу Енисея выросли коттеджи за глухими кирпичными заборами и шикарные по местным меркам особняки. Так отгородился от деревенских соседей один из новых обитателей Овсянки. Бетонные стены по периметру шикарных владений стали преградой к общественному достоянию – берегу реки.
– Что интересно, вот смотрите, соседи у нас. У них даже причал есть. Пристают и лодки, и катера. Берег, посмотрите, каким забором перекрыли!.. Им всё можно, а нам ничего нельзя! – возмущается Валерий Фокин. – Приезжало тут давеча телевидение. Так сосед этот наш им калитку открыл, якобы доступ к берегу есть у всех, а когда уехали – закрыл. Вот так всё и происходит! Ну да ладно, мы их не трогаем, пусть живут как совесть позволяет.
– Посмотрите на эти дворцы! Сплошные заборы у них. Ну тут вверх по течению «шишки» живут. К ним, видать, вопросов нет, – Александр провел журналистам речную экскурсию и показал, как владения зажиточных сельчан выглядят с воды. – Наверное, у кого деньги есть, они вопросы решают. А с нас взять нечего.
– И теплица там у кого-то стоит, так она на 30 метров в воду залезла. Это же безобразие! Мы в детстве там пацанами бегали, а теперь не побегаешь по берегу, – поддерживает гнев односельчан Геннадий Тузов.
Масштабы благоустроенных берегов вверх по Енисею просто потрясают. Прокатившись на прогулочном катере, каждый может оценить красоту и размах работы человеческих рук и природы. Пляжи, которые примыкают к роскошным домам и огорожены заборами. В границах водоохранной зоны и беседки, и гаражи, и бетонированные пирсы с причалами, и даже вертолетная площадка на искусственной насыпи прямо в реке. Соблюдают ли хозяева этих владений Водный кодекс Российской Федерации – неизвестно.
В пункте 6 статьи 6 этого документа черным по белому написано, что 20-метровая полоса земли вдоль береговой линии предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них.
В прокуратуру Красноярского края поступил официальный запрос с просьбой установить законность возведенных имений в прибрежной полосе Енисея и на основании проверки пояснить ситуацию общественности.
Юрий ПОЛОВИНКИН